В конце XIX века среди первых зелёных насаждений общественного пользования появляются привокзальные скверы в Кременчуге и Крюкове. В 1870 году Кременчуг вошёл в систему железных дорог Российской империи. У расширенной Ярмарочной площади было построено помещение пассажирского вокзала I класса, перед которым также разбивают небольшой скверик, традиционно используя неприхотливые породы:
- клён американский,
- тополь пирамидальный,
- робинию обыкновенную.
Часть сквера с центральным входом зафиксирована на фото из альбома «г.Кременчуг. Наводнение 1877 г.», который сохраняется в частной коллекции Антипова В.В.. Через сквер к зданию вокзала вела широкая аллея, которая начиналась декоративной конструкцией: аркоподобным входом с парой фонарей по бокам, накрытых сверху двускатной крышей, которая защищала от дождя и ветра. Кстати, фото наводнения 1877 года делал местный фотограф Меркулов, который имел на то время фотоателье в Кременчуге. По его фотоснимкам были сделаны рисунки и гравюры (худ.О.Май), опубликованные в журнале «Всемирная иллюстрация»(№ 443, 1877). Следовательно, благодаря Меркулову мы можем иметь представление о привокзальном сквере.
В советское время сквер на привокзальной площади возобновляли после разрушительных последствий гражданской и Второй мировой воин. Так, во время субботника перед майскими праздниками 1947 года работники железнодорожного узла упорядочили привокзальную площадь. Были засыпаны ямы, высажены клён остролистный, робиния обыкновенная, а также цветы. Позже на площади установили памятник Ленину и Сталину, вокруг которого был разбит газон, высажены кусты, вокруг обустроенный невысокий парканчик. Скульптурная группа простояла до 1956 года.
Согласно с решением «О плане мероприятий по благоустройству города в 1957 году» (от 09.05.1957г.) среди ряда других стоял и вопрос реконструкции площади, которая началась в 1958 году. На протяжении двух лет были выполнены следующие виды работ:
- вымощена брусчаткой её территория с дальнейшим двухслойным асфальтобетонным покрытием,
- обустроены асфальтированные тротуары,
- внешнее освещение,
- входная лестница в здание вокзала,
- гранитный парапет,
- фонтан,
- проведено озеленение.
Фонтан был расположен перед парапетом,который отделял площадь от проезжей части, имел небольшой бассейн прямоугольной формы из местного серого гранита, в центре которого была расположена чаша. В 1973 году в перечне мероприятий по благоустройству города был пункт и о ремонте водоснабжения для фонтана. Впоследствии его бассейн приспособили под клумбу с цветами.
Среди насаждений привокзального сквера, который имел площадь 0.2 га, в 80-е годы XX века преобладали горькокаштан обыкновенный, робиния обыкновенная, туя западная, на клумбах было много роз. Во время последней реконструкции площади в 2005 году были сделаны новые древонасаждения рядом со старыми. Здесь появились растения с шарообразной, плакучей, колоновидной формами крон: клён остролистный, рябина обыкновенная, можжевельники обыкновенный, казацкий, спирея Вангутта. Были установлены новые скамейки и фонари.
В Крюкове с проведением Харьковско-Николаевской железной дороги, которая пролегла между улицами Екатеринославской и Херсонской, и возведением в 1869 году помещения вокзала второго класса станции Крюков-на-Днепре, возникает привокзальная площадь, которую обустраивают. Привокзальный сквер выходил на ул.Херсонскую, сейчас ул.Ивана Приходька. В неспокойные года революции и гражданской войны деревья использовали для отопления помещений. Насаждения восстанавливали в мирное время. В годы Второй мировой войны здание вокзала сохранилось (к несчастью,сгорело 19.12.2002 году), а насаждения восстанавливали в послевоенные года:
- те же самые клён ясенелистный,
- тополь пирамидальный,
- ива белая,
- ясень обыкновенный.
В апреле 2010 года, по случаю празднования 100-летия со дня рождения Почетного гражданина Кременчуга Ивана Митрофановича Приходька, по инициативе ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» и по содействию исполнительного комитета Крюковского районного совета были высажены сто деревьев в сквере Привокзальном по ул.Ивана Приходька. Этому предшествовали подготовительные работы, которые вылились, по сути, в реконструкцию Привокзального сквера. В ходе проведения двухмесячника чистоты и благоустройства работники ПАО «КВСЗ»
- удалили 24 старых дерева,
- завезли 40 грузовых машин плодородной почвы
- распланировали территорию,
- проложили дорожки,
- подготовили ямки на саженцы.
При обновлении древонасаждений было высажено 160 деревьев и 117 кустов, в том числе выращенные в «заводском зелёном цеху», среди которых туя западная, ясень обыкновенный, клён сахаристый, дуб обыкновенный, черёмуха обыкновенная, ива пурпурная форма Нана, берёза повислая, сосна обыкновенная, спирея Вангутта, пираканта пурпурная.
Кроме привокзального сквера, на правобережье в конце XIX – в начале XX веков было множество частных садов, в которых росли преимущественно фруктовые деревья и кусты. Но в некоторых встречались и декоративные. Такой сад описан в воспоминаниях Виталия Макаренко – родного брата известного педагога Антона Семёновича Макаренка:
….В Крюкове мы поселились сначала в доме Лосева. Это был очень старый домик в конце длинного, грязного переулка, с огромным запущенным садом, полным черёмухи, сирени и шиповника. Этот сад тянулся до самой Екатеринославской улицы. С другой стороны переулка высокий, мрачный деревянный забор отделял нас от чугунно-литейного завода Лабинского…
Информация из книги ученых Кременчугского краеведческого музея Музыченко Н.В., Соколовой И.М. Изумрудные одежды Кременчуга: история города в парках и скверах. / Под науч. ред. О.М.Байрак – Кременчуг ООО «Кременчугская городская типография», 2016. – 192 с., 220 ил.
Я помню,что перед вокзалом был фонтан с карпами под позолоту,затем эту красоту убрали и фонтан засыпали землёй….