В конце сентября 1943 года наши войска освободили Кременчуг. При отступлении за Днепр противник подорвал на железнодорожном мосту 6 пролетных строений из 11.
К восстановлению моста приступили 10 декабря 1943 года. Командующий 2-м Украинским фронтом и НКПС установили срок окончания восстановления моста 20 января 1944 года.
Проектно-изыскательские работы возглавлял известный мостовик Б. Н. Преображенский. Проект учитывал сжатые сроки, наличие материалов и конструкций. Он предусматривал строительство высоководного временного моста на обходе с верховой стороны, в удалении на 70 м от оси разрушенного моста. Он имел 38 пролетов: 5 — по 20 м, 27 — по 23 м, 4 — по 27 м и 2 — по 55 м. Опоры, в зависимости от характеристик основания, рамно-лежневые, ряжевые, рамно-ряжевые и рамно-свайные.
Руководителями строительства моста назначили полковника А. Н. Ткачева и главного инженера УВВР-14 С. А. Вазина. В его сооружении участвовали части 36-й железнодорожной бригады полковника И. М. Павлова, 47-й железнодорожной бригады полковника Е. И. Пирогова, подразделения мостоотряда № 1 К. А. Кузнецова, мостопоезда № 10 А. С. Шепитько и местное население.
Мой приказ и приказ Народного Комиссара Путей Сообщения выполнен досрочно на 8 суток.
Железнодорожные войска и спецформирования НКПС фронта показали образцы высокого мастерства, самоотверженность, в рекордно короткий срок построили железнодорожный мост через реку Днепр…»
Также непосредственную роль в востанновлении моста принимал Тяпкин Фёдор Фёдорович.
Тяпкин со своими бойцами первыми были и в Белгороде, и в Харькове, затем двигался на Полтаву и Кременчуг. Только на участке Харьков – Красноград подразделение разведчиков Тяпкина разминировало напичканный минами мост через реку Мжу, пришлось обезвредить до сотни больших и малых авиабомб общим весом 11000 килограммов. За пять суток был очищен весь участок.
Техническая разведка Тяпкина вышла первой к мосту через Днепр у города Кременчуг. На левом берегу реки – Кременчуг, на правой – Крюково. Между ними одиннадцатипролётный железнодорожный мост, а по верхнему настилу – автогужевое движение. Шесть пролётов гитлеровцы взрывами сбросили в воду. А пять – к Кременчугу — остались на быках. Нужно было срочно разведать состояние и заминированность пролётов. А со стороны Крюкова по оставшимся пролётам фашисты вели артогонь.
Тяпкин вошёл в сентябрьскую воду, по быку поднялся к пролёту. Но даже из воды были видны бомбы на нижних поясах фермы. Усилиями разведчиков этот важный мост был не только разведан, но и разминирован. Дивизии Степного фронта (с 20 октября 1943 года — 2-го Украинского) не только форсировали Днепр у Кременчуга, но и захватили обширный плацдарм. Подошедшие части 47-й бригады приступили к восстановлению разрушенной части мостового перехода через километровый Днепр. Мост у Кременчуга был возведён досрочно.
Командованием 2-го Украинского фронта за Кременчугский мост Ф.Ф. Тяпкина к проявленные на боевом пути от Северного Кавказа и Сталинграда до Днепра, сочли его достойным высшей награды. В списке представленных к званию Героя Социалистического Труда И. В. Сталин к фамилии, имени, отчеству и воинскому званию «технику-лейтенанту» после запятой дописал лаконично: «железнодорожному минёру»… Правда, в Указе — «минёру восстановительного батальона»
Ревягин Леонид Николаевич, выпускник факультета “Мосты” НИВИТа.
В течение 1941-1945г. на разных фронтах принимал непосредственное участие в работах по восстановлению мостов, тоннелей и других искусственных сооружений на железных дорогах. В музее университета хранятся его материалы. Фотоальбом с документальными снимками фронтовых мостов, личные дневники военного времени – отчеты Ревягина Л.Н., содержащие уникальные статистические сводки, обзорные материалы и подробные описания работ по восстановлению больших и малых мостов, тоннелей и других сооружений на железных дорогах войны.
График работ по восстановлению моста г. Кременчуг
Источник: http://museum.stu.ru
Спасибо за дополнительный материал к статье А.Н. Бышенко
Крюковский мост, после подрыва немцами 29 сентября 1943 года не восстанавливали!
В статье рассказывается о СТРОИТЕЛЬСТВЕ нового моста через Днепр на обводе выше по течению. Этот мост был построен за 32 дня!
Крюковский мост после войны был построен заново, на быках старого моста, построенного Струве. Сдан в эксплуатацию ко дню рождения И.В. Сталина 25 декабря 1949 года.
Цитата из статьи: …Он предусматривал строительство высоководного временного моста на обходе с верховой стороны, в удалении на 70 м от оси разрушенного моста…
В статье всё наптсано верно