Заместитель командира эскадрильи 760-го истребительного авиационного полка 26-й армии Карельского фронта, старший лейтенант. (уволился в 1946г. в звании майора)
Родился 21 декабря 1921 года в городе Кременчуге ныне Полтавской области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 1 курс механического техникума и аэроклуб. Работал на заводе. В 1938 году закончил Кременчугский аэроклуб (1 выпуск)
В Красную Армию призван в 1939 году Кременчугским горвоенкоматом Украинской ССР. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года.
Крупский в аероклубе 1938 год.
760-й истребительный авиационный полк, в котором служил Виктор Крупский, нёс боевую вахту по защите Кировской железной дороги и её объектов, оказывая большую помощь наземным войскам Карельского фронта. В боях апреля-мая 1942 года авиационное звено под командованием лейтенанта Крупского успешно штурмовало скопления вражеских войск на кестеньгском направлении: было уничтожено 2 танка, 5 автомашин с боеприпасами, расстреляно с воздуха более сотни гитлеровцев. Лейтенант Крупский В.И. вскоре выдвинулся в число лучших лётчиков полка. Личная отвага молодого лётчика-истребителя сочеталась у него с мастерством воздушного боя и отличным знанием техники. Однажды, возвращаясь с боевого задания на И-153 – «Чайке», Крупский встретился с «мессершмиттом». Уклониться от боя было не в правилах советского лётчика, и он принял дерзкое решение: подойти к вражескому самолёту как можно ближе и резко свернуть. «Мессершмитт», обладавший большей скоростью, должен был проскочить вперёд. Расчёт Крупского оказался правильным. Когда «мессер» подошёл почти вплотную, отважный лётчик круто свернул и оказался в хвосте немецкого истребителя, а потом метким огнём сбил врага.
Крупский с сестрой до войны1941 год
1942 год
На высоте 8000 метров Крупский настиг вражеский самолёт-разведчик и пулемётной очередью прошил его. Гитлеровский пилот решил схитрить, и бросился камнем вниз, чтобы ускользнуть от советского лётчика. Но Крупский зная об этой уловке, сопроводил самолёт противника почти до самой земли и, когда тот попытался выровнять свою машину, Крупский добил его.
Заместитель командира эскадрильи 760-го истребительного авиационного полка (26-я армия, Карельский фронт) старший лейтенант Виктор Крупский к июлю 1942 года совершил двести сорок боевых вылетов, участвовал в двадцати восьми воздушных боях, лично сбил три самолёта противника и восемь в группе.
Перед боевым вылетом
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Крупскому Виктору Иосифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 897).
В марте 1943 года бесстрашный лётчик получил тяжёлое ранение, долго лечился. Вернувшись в родной полк, стал помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе.
История последнего вылета Крупского В.И.
Оказывается ,что эпизод фильма “В бой идут одни старики!” когда наша пехота оказала сбитому в воздушном бою ГСС к-ну Титаренко “знаки внимания и гостеприимства” по полной программе ,имеет под собой реальную почву и ,возможно, прямое отношение к нашему земляку, кременчужанину, летчику–истребителю 20 ГИАП, ГСС к-ну Крупскому В.И. И еще неизвестно кто вывел из строя советского аса: немецкий летчик или простая русская женщина, которая по Некрасову ” на ходу и коня остановит и в горящую избу войдет…” Во всяком случае ,после длительного лечения Крупский В.И. в боевых вылетах больше не участвовал, а летал только на связном самолете По-2.
Согласно записи в летной книжке Крупского В.И. , хранящейся в фондах Кременчугского краеведческого музея, это событие произошло 25 марта 1943г. Это был второй вылет за день. Главная задача состояла в сопровождении 5 Ил-2 на штурмовку вражеского аэродрома в районе Лоустари (Финляндия) Вылет выполнялся на истребителе американского производства Р-40 “Китихаук”.
Во время этого вылета Крупский вел воздушный бой с двумя Ме-109. Один самолет врага, Ме-109ф он сбил в районе Лоустари, но в районе деревни Юркино был и сам был подбит немецким истребителем. Записи в летных книжках летчиков никогда не фиксируют драматизм событий и что произошло после того как самолет Крупского был подбит поведала А.И. Петракову, краеведу из поселка Лесозаводского, его землячка Юлия Ефимовна Чулкова. На глазах молоденькой девушки (тогда еще жительницы пос.Ковды) все и произошло.
Немецкий истребитель вывалился из-за облаков как-то внезапно и с ходу шарахнул из пушек и пулеметов по нашему самолету . Став практически неуправляемым, истребитель камнем пошел вниз. С большим трудом Крупскому удалось направить машину в сторону запасного зимнего аэродрома, располагавшегося на льду реки Ковды при впадении ее в море. Самолет едва дотянул до места и не приземлился, а просто свалился с грохотом на лед, пробив его. При этом отлетели шасси и крылья, а оставшийся фюзеляж стал погружаться в воду. Правда, какие-то обломки, упершиеся в лед, не дали самолету затонуть мгновенно. Зато почти мгновенно к месту его падения прибежали колхозники, ставшие свидетелями происшествия.
Чей это самолет – было не понять: хвостовая часть с опознавательными знаками отсутствовала, да и другие звезды оказались стертыми струями вытекавшего топлива. Решили, раз сбит, значит, вражеский. А к фашистским пилотам отношение у ковдян было однозначное: враги. К тому же, когда те пролетали над деревней, то нередко стреляли по мирным селянам и по скоту.
И вот, едва вскрыли мужики фонарь кабины, как какая-то женщина, прибежавшая со своим оружием против врага – лопатой, огрела летчика по голове со словами: “Ах ты, фриц, проклятый, не ты ли мою буренку застрелил!” Голова контуженного, находившегося без сознания пилота покрылась кровью. Ухватив за ворот, сельчане вытащили его из кабины и ахнули: на гимнастерке сверкали ордена Красной Звезды и Красного Знамени, медали.
Очнувшись от изумления, мужики давай срочно звонить в Кандалакшу, вызывать дрезину с врачами. А когда приехавшие сообщили им, что летчик этот – Виктор Иосифович Крупский – еще и Герой Советского Союза, то и вовсе смутились ковдяне.
В сознание Виктор Крупский пришел уже в кандалакшском госпитале и после сложной операции. Весь перебинтованный, открыл глаза и спросил у сотоварищей по палате, где он, что с ним. Ему рассказали. Виктор поморщился – голова раскалывалась от боли на части. А вот причину этого раненые пояснили уже с улыбкой: приходила, мол, тут справиться о тебе одна “дамочка” деревенская, да все сетовала: “Ведь я его бедняжку приголубила, да только – лопатой, экая дура!”
Рассказывают, что, когда Крупский пришел в себя, ему предложили перейти в отдельную палату. Но не привыкший к почестям герой отказался. Да и Героем Советского Союза летчик стал в свои 23 года – за отличие в боях на Мурманском направлении – всего за месяц до описанного эпизода. Так описаны те уже далекие события журналистом И.Чесноковым в газете “Мурманский вестник” от 15.10 2004 г.
Внук же В.Крупского сообщает, что по воспоминаниям деда, били его пока тащили почти безжизненное тело в сельсовет (расстояние более 1 км) и только там стащив верхнюю одежду увидели, что это советский летчик. Травма у Крупского была очень серьезной- оскольчатый пролом лобной кости . Но как она была получена, установить уже наверное невозможно. Дело в том, что на уровне лица в кабине самолета стоит оптический прицел, и пролом лобной кости мог быть как результатом удара головы об этот прибор при падении самолета на землю, так и результатом ударов лопатой по голове.
После такой травмы летать Крупскому В.И на истребителях уже было нельзя.
1943 год.Крупский В.И.с лечащами врачами в госпитале через 2-3 мес.после операции ( удаление фрагмента раздробленной лобной кости) Фото восстановлено и отцвечено внуком В.Крупского
К концу войны на боевом счету В.И. Крупского числилось триста тридцать боевых вылетов, десять лично уничтоженных вражеских самолётов и девять – в группе.
После войны, в 1946 году, майор В.И.Крупский уволен в запас по болезни. Некоторое время проживал в Кременчуге. В 1952 году он окончил Высшую школу Министерства заготовок СССР.
Работал заместителем уполномоченного Министерства заготовок в Полтавской области ,затем получил назаначение в Орловскую обл.
Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.С 1978 года по 17 сентября 1985 года занимал пост председателя Орловского облисполкома.
1970-е годы
Жил в городе Орёл. Полковник в отставке В.И.Крупский скончался 10 сентября 2000 года. Похоронен на Троицком кладбище в Орле.
Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, медалями. Почётный гражданин города Орёл (1996).
Фотографии восстановил и предоставил внук ГСС Крупского В.Крупский.
Автор: А.Бышенко
Если Вы , желаете помочь в создании музея финансово или личным участием, хотите участвовать в поисково-исследовательской работе, располагаете какой –либо информацией о выпускниках довоенного аэроклуба, о летчиках имеющих отношение к Кременчугу, хотите передать в качестве экспонатов любые предметы имеющие отношение к авиации
ЗВОНИТЕ: 050-757-90-93