Кременчугский колесный завод: История развития

История Кременчугского колесного завода

Автор: Шаблий Александр Петрович

История промышленного Кременчуга тесно связана с развитием его ведущей отрасли – машиностроения. Еще в годы первых пятилеток в бурные 20 – 30-е годы прошлого века, город возрождает свой мощный потенциал и превращается в мощный индустриальный центр не только Советской Украины, но и всего СССР. Разрушенный в результате фашистской оккупации в 1941 – 1943 годах Кременчуг возникает из пепла и налаживает мирную жизнь. Возрождается его инфраструктура, восстанавливают выпуск продукции предприятия.

Наступила вторая половина ХХ века. Уже остался позади послевоенное восстановление, отошла в прошлое «сталинская» эпоха. Советский Союз делает большой прорыв в направлении научно-технического прогресса. Наряду с аэрокосмической,  на мировой уровень выходит и его машиностроительная отрасль. В это время и наш город становится все более известным благодаря своим магистральным вагонам, дорожным машинам, сельскохозяйственной технике, а начиная с 1958 года – большегрузным автомобилям. Вскоре на основании постановления Пленума ЦК КПСС от 16 июля [1] и Совета Министров СССР от 26 мая 1960 года, в Кременчуге было создано новое производство – важное звено автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения в Советском Союзе – колесный завод.

Если вернуться к истории производства колес в нашем городе, то оно было начато еще в 1958 году, когда Кременчугский комбайновый завод перепрофилируется на производство большегрузных автомобилей. Именно тогда с Харьковского тракторного завода поступило оборудование двух технологических линий по изготовлению колес для тракторов. Они были установлены в складском помещении кузнечного цеха автомобильного завода, который возглавлял Г.И.Слепинин.

В 1960 году, уже находясь в подчинении прессового цеха этого предприятия, участок производил около десяти наименований ободов для Минского, Харьковского, Липецкого, Владимирского тракторных заводов, Харьковского завода самоходных шасси, а также приступил к производству продукции для запорожского завода «Коммунар», на котором был начат выпуск автомобиля «Запорожец».

Отсчет времени в летописи колесного завода, который впоследствии получил статус всесоюзного значения, начато с 10 января 1961 года, когда его первый директор Палачов Дмитрий Николаевич и директор Кременчугского автомобильного завода Приходько Иван Митрофанович подписали акт «О выделении нового предприятия из состава автозавода» [2] .

Серьезные проблемы для нового предприятия возникали, прежде всего, из того, что его небольшие производственные площади расположены на территории автозавода на участке, не более  двух гектаров. В одном цехе разместилось главное производство, а также объединенный участок механика, энергетика и инструментальное хозяйство. Здесь было установлено около 200 единиц станков. Согласно штатному расписанию количество работников составило около 550 человек. Большие трудности возникали из-за работы оборудования первых линий, еще до того, как поступить на завод, оборудование  отработало часть своего ресурса и поэтому требовало постоянного ремонта и наладки.

К тому же уже в следующем году перед коллективом Колесников встала государственная задача – довести мощности двух существующих линий для выпуска до 400 тысяч колес в год и ввести в эксплуатацию две линии такой же производительности.

А тем временем росло напряжение и на строительстве новых собственных корпусов для завода, которое развернулось в марте 1962 году на северной окраине Кременчуга на площади в 22 гектара. По приказу Министра автомобильной промышленности СССР директором Кременчугского колесного завода в 1963 году назначен Петр Иванович  Шпиро. Он становится руководителем именно в то время, когда завод в полном объеме развернул широкое строительство: завершалось строительство главного корпуса и началось строительство корпуса вспомогательных цехов и блока цехов.

 Одновременно коллектив завода уже работал над срочным и ответственным правительственным заданием, а именно: подготовкой к производству крупногабаритных колес DW20х26 для комплектации нового мощного трактора К-700, производство которого началось в Ленинграде на Кировском тракторном заводе. Затрудняло решение этой проблемы и то, что одновременно коллектив должен был сохранять темпы ежегодного наращивания производства других видов колес на уровне 20 – 30 процентов, доводить качество согласно стандартам, а также строить новые цеха, монтировать и налаживать новое оборудование на уже сданных объектах.

В связи с этим насущной проблемой в деятельности предприятия становится его техническое переоснащение, необходимость замены устаревшего оборудования, внедрение передовых технологий. Решать эти вопросы был призван технический совет во главе с главным инженером Л.М.Глущенком. В ее состав входили ведущие специалисты завода. Технические службы продолжали расширять сотрудничество с учеными Московского научно-исследовательского института технологии автомобильной промышленности, Челябинского центрального конструкторско-технологического бюро колесного производства, ЦКБ механизации производственных процессов, что в Киеве, специалистами предприятий-смежников, в том числе с Германской Демократической Республики. По заключенному контракту немецкая сторона, а именно комбинат «Умформтехник» из города Эрфурт – обязывалась изготовить и поставить в течение пяти лет в  Кременчуг пять станочных линий с высоким уровнем автоматизации. Две из них предназначались для изготовления колес для грузовых автомобилей,  две – для производства передних тракторных колес, и одна – для штамповки дисков. Забегая вперед, следует заметить, что заказанное в ГДР оборудование начало поступать уже в 1968 году.

В начале 1967 года состоялось торжественное подписание заводом и подрядчиком Государственного акта о введении на заводе мощностей по производству 2,8 миллиона штук колес в год. Среди освоенной продукции были, в частности, колеса DW 11х38 к тракторам МТЗ-50 и МТЗ-52, колеса 330-533 новой модели автомобиля «Урал» и широкопрофильные колеса 440-533 для комплектации автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-255Б [2].

Свое второе десятилетие Кременчугский колесный завод встретил как стабильно работающее предприятие и уже признанный  надежный партнер таких ведущих советских гигантов, как Московский автомобильный завод имени Лихачева, Ленинградский «Кировский», Харьковский, Минский тракторные заводы, «Россильмаш», Минский и Кременчугской автомобильные, Львовский автобусный заводы и многие другие. Кооперативные связи органично сочетали его с поставщиками станков с Воронежа, Азова, Минска, Одессы, Стерлитамака. Из металлургических предприятий Днепропетровска, Днепродзержинска, Запорожья, Магнитогорска, Череповца поступал прокат, ежегодная переработка которого на Кременчугском колесном заводе достигала 200 тысяч тонн. И как результат – уже за первые три года девятой пятилетки в начале 70-х годов с конвейеров предприятия многочисленным заказчикам отгружено около 16 миллионов колес.

А тем временем разрастался и сам завод. Пять пролетов главного корпуса, запроектированных в начале шестидесятых годов, оказалось недостаточно, чтобы вместить все производство колес. Поэтому пришлось по новому проекту достраивать шестой, затем – седьмой и восьмой пролеты. Вблизи главного корпуса началось возведение корпуса вспомогательных цехов. Справа от него поднялась сооружение ремонтно-строительного цеха. Перед левым углом главного корпуса продолжалось строительство блока цехов.

Трудовые достижения кременчугских Колесников по праву были оценены государством. За успешное выполнение плановых заданий в восьмой пятилетке Указом Президиума Верховного Совета СССР,  тридцать работников завода награждены орденами и медалями.

В 1971 году завод начал выполнять ответственный государственный заказ на производство колес 7,5 Вх20 для львовских автобусов, широкопрофильных колес 330х533 для комплектации автомобилей повышенной проходимости «Урал» и 330х462 для тракторных прицепов большой вместимости, которые производились в Челябинске. Также наращивался выпуск колесных изделий новых типов для других предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Среди них: колеса DW18х24 до мощных зерноуборочных комбайнов «Нива», «Колос», «Сибиряк»; 4,50 Ех16 для комплектации тракторов Т-40М и DW18х24 в харьковских тракторов Т-150. Знаменательным событием для коллектива завода стало начало производства колес DW24х26 к новому 300-сильному трактора К-701 Ленинградского объединения «Кировский завод».

 Увеличилось число технологических линий, рассчитанных на ежегодный выпуск 7800000 колес [2].

 1976 год, пятнадцатый год надежд, стал годом надежд, а самое главное – годом перемен. Приказом Министра автомобильной промышленности В.М.Полякова от 15 января 1976 года,  Кременчугский колесный завод вошел в новообразованное производственное объединение в составе Кременчугского автомобильного завода вместе с Токмакским кузнечно-штамповым и Каменец-Подольским автоагрегатным.

 Директором колесного завода был назначен Билан Владимир Федорович – человек неиссякаемой энергии, высокого профессионала, руководителя новой формации.

  Процесс ротации и кадровых изменений, начатый им, положительно влиял на дальнейшее развитие завода. По его приглашению с автомобильного завода прибыла большая группа специалистов, среди которых новоназначенный начальник цеха № 2 Г.И.Леготкин. Пройдет четыре года, и он в 1980 году станет главным инженером завода [4].

В начале 80-х годов советские конструкторы завершали разработку крайне нужного сельскому хозяйству современного и мощного зерноуборочного комбайна «Дон-1500». И снова на заводе были развернуты масштабные работы по подготовке к выпуску передних и задних колес для этого великана [2].

В 1984 году по всей стране широко отмечался 60-летний юбилей советского автомобилестроения. По этому случаю Министерство автомобильной промышленности СССР организовало на ВДНХ в Москве показ достижений своих предприятий. Кременчугские колесники также демонстрировали на главной выставке страны 23 образца продукции – колеса для тракторов и грузовых автомобилей, а также товары народного потребления, среди которых особое место занимали колеса для легковых автомобилей. Поэтому случаю были награждены Почетными грамотами лучшие работники завода, а 55 – присвоено звание «Ветеран автомобильной промышленности».

В начале 90-х годов новые условия хозяйствования предусматривали отмену механизма жестокого государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий. Так случилось, что в это же время по известным причинам спрос на тракторы и комбайны резко сократился. Вместе с этим существенно уменьшился и государственный заказ на колесную продукцию. А это закономерно привело к резкому росту числа отказов от уже производимой заводом продукции. И как результат – существенное падение производства, уменьшение прибыли и серьезные осложнения в финансовом состоянии колесного завода. По всей видимости, все более становились реальностью признаки приближения глубокого экономического кризиса.

 Для стабилизации производственного процесса совет трудового коллектива,  завком,  профсоюзы впервые за всю 30-летнюю историю завода вынуждены были прибегнуть к крайне непопулярным мерам – дать согласие администрации сократить численность заводского персонала более чем на сто человек.

В то же время, получив право проводить собственную хозяйственную политику и одновременно исследовав состояние рынка колесной продукции, руководство завода пришло к выводу о целесообразности переориентироваться на выпуск колес к легковым автомобилям. Кстати, в отличие от сельхозтехники, спрос на них в 90-е годы непременно рос.

Именно тогда, исходя из потребностей рынка, новый производственный  корпус, ранее предназначавшийся для расширения производства тракторных колес, решено было  передать под монтаж оборудования для выпуска колес к легковым автомобилям. Вскоре здесь уже было изготовлено и отправлено на государственные испытания первую партию колес  5Jх13Н2 и 5,5 Jх14Н к автомобилям ВАЗ-2103, ГАЗ-24-10.

Начало 1994 года совпал с назначением нового директора Кременчугского колесного завода Г.И.Леготкина, который до этого уже проявил себя как технически грамотный специалист и умелый руководитель, способный глобально мыслить и принимать важные решения. А вскоре ему предстояло участвовать в создании на базе своего предприятия открытого акционерного общества «Кременчугский колесный завод».

После провозглашения независимости Украины и принятия нового суверенного государства в мировом сообществе были созданы благоприятные условия для предприятий всех отраслей, самостоятельно выходить на связи с зарубежными партнерами и  уже в качестве хозяйствующих субъектов. Не исключением стал также и Кременчугский колесный завод.

 Первым успешным шагом на этом пути было заключено соглашение между научно-производственным предприятием «ИН-МАРШ» и Кременчугским колесным заводом на изготовление и поставку в Венгрию тысячу колес к автомобилю ВАЗ-2103.

Производственные возможности предприятия также заинтересовали датскую фирму «GRN Wheels Nagbol», которой были нужны крупногабаритные колеса для дорожной техники. После того как представители фирмы ознакомились с работой завода, заключен был первый контракт на изготовление и поставку колес на экспорт. От этой сделки предприятие получило от датской стороны 161 000 долларов США. В последующие годы поставки колес этой фирме последовательно росли. И, забегая вперед, следует отметить, что в 1998 году в результате роста увеличения отгрузки в Дании более 10 тысяч колес,  коллектив предприятия получил прибыли на сумму до 690 тысяч долларов США. Важным вкладом в развитие экспортного потенциала Кременчугского колесного завода стало также сотрудничество с венгерской фирмой Мarso КFТ, с которой в 1995 году был подписан договор о создании совместного акционерного общества Тrаns Wheel & tyres (TWT) с целью продвижения колесной продукции на западный рынок. Венгерская сторона взяла на себя роль торгового представительства завода – изготовителя в Европе. Кроме того, она выполняла составления кременчугских колес с шинами. В последующие годы объем их реализации через акционерное общество TWT неуклонно рос, а сумма годовых продаж приблизилась к 1 млн. долларов [2].

Весьма важным обстоятельством по повышению конъюнктурного спроса на продукцию завода было обусловлено возрастающей потребностью западного рынка на колеса для большегрузных автомобилей и мощной сельхозтехники.

Можно перечислить еще более двадцати европейских фирм из Болгарии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Дании, Эстонии, Италии, Молдовы, Франции, Эстонии,  с которыми в 90-е годы наладили плодотворное сотрудничество кременчугские колесники. К этому перечню следует добавить компании из Австралии и Египта, которые также проявили большой интерес к продукции завода. В этот же период велись успешные переговоры с известными фирмами – мировыми производителям сельхозтехники Jhjn Deere, Case, Claas – о возможности использования ими кременчугских колес для комплектования своей техники, изготовляемой на совместных с Украиной предприятиях.

Продвигая свою продукцию на внешний рынок, Кременчугский колесный завод только за вторую половину 90-х годов принял участие в 64 выставках и ярмарках не только в Украине, но и в России, Казахстане, Эстонии, Индии, Германии, Франции, Саудовской Аравии и получил немало вознаграждений за лучшее представление своего товара.

Забегая вперед следует заметить, что сокращение спроса на кременчугские колеса на рынках СНГ и успешное завоевание внешнего рынка позволили заводу в конце второго тысячелетия довести экспортную составляющую своей продукции до 70 процентов [2].

Переход в новое тысячелетие ОАО «Кременчугский колесный завод» ознаменовал дальнейшим ростом производства, подъемом авторитета и международного признания своей продукции.

И если в 1999 году прирост производства колес составлял 18 процентов, то в 2000 – уже 34 процента. Знаковым было и то, что впервые за последние 8 лет в связи с расширением производства на заводе объявлен прием на работу. Неуклонно повышалась и заработная плата. В среднем на предприятии за 1999 год она составила 280, а в 2000 – 393 гривны, что намного превышало темпы инфляции в этот период [2].

В начале нового тысячелетия предприятие уже выпускало колесную продукцию более 150 наименований и модификаций. Его деятельность по праву получила высокие оценки и признание. Награду «Хрустальный рог изобилия» Всеукраинского рейтинга популярности товара и качества товаров и услуг в номинации «Лучшее стабильно работающее предприятие в машиностроительной отрасли» вручен директору Г.И.Леготкину на торжественном собрании, состоявшемся 2000 года во Дворце «Украина» города Киева. Самого Геннадия Ивановича было отмечено орденом «За трудовые достижения» IV степени – за заслуги перед украинским народом. Награду вручил лично экс-президент Украины Леонид Макарович Кравчук [2].

Сегодня ОАО «Кременчугский колесный завод» является современным специализированным предприятием по проектированию и производству холоднокатаных стальных колес для автомобильной, сельскохозяйственной и дорожной техники.

За 50 лет развития накоплен большой технологический опыт и создана широко разветвленная производственная инфраструктура. Общие производственные площади завода составляют 111тисяч квадратных метров. Его мощности позволяют производить до 6 миллионов колес и ободов в год, в том числе 3,4 миллиона для легковых автомобилей. В наши дни производится более 2,5 миллиона колес и деталей к ним более 500 модификаций [2].

По требованию рынка с 2003 года в корпусе по производству товаров народного потребления возобновилось производство грузовых прицепов к легковым автомобилям. При этом их принципиально новая конструкция была собственной разработкой коллектива заводского СКТБ. После ходовых испытаний прицеп КрКЗ-100, получивший название «Кремень», начал изготавливаться серийно. Потребителям этот вид популярной продукции известен под маркой: «КрКЗ-100» – одноосный прицеп, «КрКЗ-200» – двухосный прицеп, «КрКЗ-210» – одноосный прицеп с увеличенной базой. Последняя разработка конструкторов, которая уже прошла испытания и подготовлена к производству, – прицеп для транспортировки квадроциклов и другой мототехники [3].

В ближайшее время коллективу участка предусмотрено начать серийный выпуск прицепов многоцелевого назначения грузоподъемностью 1,6 тонн, которые уже прошли заводские испытания.

В конце 2009 года главное производственное подразделение завода – цех изготовления колес – отчитался о выполнении не только годового задания по изготовлению основной номенклатуры колесной продукции, но и программы освоения производства еще 17 новых видов колес для легковых, грузовых автомобилей, сельхозтехники и тракторов. Среди них колеса 5,5 Jх14Н2 и 6Jх15H2 к легковым автомобилям Ford Focus, CEWROLET, Geely; колеса 6.00х17, 5 до автобусов «Богдан», «Эталон», «Соболь», «И-VAN», Нyundai Country; внедорожника «Ковбой» ; колеса 4,5 Jх13Н2 до автомобилей «Ока», «Таврия» всех модификаций, SKALA. Также освоен серийный выпуск колес DW16х24 по заказу «Россильмаш» и DW20Ах26 к целому ряду комбайнов иностранного производства и прицепов большой емкости [3].

Среди последних достижений коллектива цеха следует отметить готовность к производству двух новых модификации колес DDW18Lх42, предназначенных для комплектации мощных тракторов МТЗ-2522 и JОНN DЕЕRЕ-8400.

По итогам работы в 2010 году коллективом ОАО «Кременчугский колесный завод» изготовлено свыше 2 миллион 160 тысяч колес и ободов, объем реализованной продукции достиг 406 миллионов, а чистая прибыль составила 28 миллионов гривен [3].

На сегодня на заводе действующая система качества соответствует требованиям ISO 900:2008. Впервые эта система прошла сертификацию в органе по сертификации УкрСЕПРО (Украина) и органе по сертификации систем менеджмента и персонала TUV Thursngen (Германия) в 2000 году, и было получено «Сертификат соответствия системы менеджмента требованиям стандарта ЕN ISO 9001:2008». В течение следующего периода каждые три года колесный завод проходит сертификацию в указанных органах, что и находит подтверждение в главном документе – сертификате соответствия [2].

На сегодняшний день 86 видов продукции, выпускаемых Кременчугским колесным заводом, имеют сертификаты качества.

И в завершение следует подчеркнуть, что, несмотря на общую беду, которая была вызвана в предыдущие годы глобальным мировым кризисом, в 2010 году коллектив ОАО «Кременчугский колесный завод» с честью выполнил свою годовую программу и изготовил свыше 2 миллион 160 тысяч колес. А перспективным планом развития предусмотрено дальнейшая реконструкция производства и реализация новых инновационных проектов, что позволит предприятию завоевать новые рынки сбыта для своей продукции и удержать свои позиции ведущего производителя колесной продукции как в Европе, так и во всем мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. В ходе выполнения решений ХХ съезда КПСС … / КПСС в резолюциям и решениях … – т.8, – С. 68-70.

2. Текущий архив ОАО «Кременчугский колесный завод».

3. Правильный выбор. – Февраль 2011 год.

4. Почетные граждане города Кременчуга, – 2005. – С. 370.

Автор: Шаблий Александр Петрович

По материалам III региональной научно-практической конференции, посвященной 440 – летию основания города Кременчуга «Кременчугу 440 лет»

Подписаться на телеграмм канал

If you are the owner of some photos published on the site and do not want them to be published here - contact the administration.

Похожие записи

Leave a Comment



This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.