Автор: Шаблий Александр Петрович
История промышленного Кременчуга тесно связана с развитием его ведущей отрасли – машиностроения. Еще в годы первых пятилеток в бурные 20 – 30-е годы прошлого века, город возрождает свой мощный потенциал и превращается в мощный индустриальный центр не только Советской Украины, но и всего СССР. Разрушенный в результате фашистской оккупации в 1941 – 1943 годах Кременчуг возникает из пепла и налаживает мирную жизнь. Возрождается его инфраструктура, восстанавливают выпуск продукции предприятия.
Наступила вторая половина ХХ века. Уже остался позади послевоенное восстановление, отошла в прошлое «сталинская» эпоха. Советский Союз делает большой прорыв в направлении научно-технического прогресса. Наряду с аэрокосмической, на мировой уровень выходит и его машиностроительная отрасль. В это время и наш город становится все более известным благодаря своим магистральным вагонам, дорожным машинам, сельскохозяйственной технике, а начиная с 1958 года – большегрузным автомобилям. Вскоре на основании постановления Пленума ЦК КПСС от 16 июля [1] и Совета Министров СССР от 26 мая 1960 года, в Кременчуге было создано новое производство – важное звено автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения в Советском Союзе – колесный завод.
Если вернуться к истории производства колес в нашем городе, то оно было начато еще в 1958 году, когда Кременчугский комбайновый завод перепрофилируется на производство большегрузных автомобилей. Именно тогда с Харьковского тракторного завода поступило оборудование двух технологических линий по изготовлению колес для тракторов. Они были установлены в складском помещении кузнечного цеха автомобильного завода, который возглавлял Г.И.Слепинин.
В 1960 году, уже находясь в подчинении прессового цеха этого предприятия, участок производил около десяти наименований ободов для Минского, Харьковского, Липецкого, Владимирского тракторных заводов, Харьковского завода самоходных шасси, а также приступил к производству продукции для запорожского завода «Коммунар», на котором был начат выпуск автомобиля «Запорожец».
Отсчет времени в летописи колесного завода, который впоследствии получил статус всесоюзного значения, начато с 10 января 1961 года, когда его первый директор Палачов Дмитрий Николаевич и директор Кременчугского автомобильного завода Приходько Иван Митрофанович подписали акт «О выделении нового предприятия из состава автозавода» [2] .
Серьезные проблемы для нового предприятия возникали, прежде всего, из того, что его небольшие производственные площади расположены на территории автозавода на участке, не более двух гектаров. В одном цехе разместилось главное производство, а также объединенный участок механика, энергетика и инструментальное хозяйство. Здесь было установлено около 200 единиц станков. Согласно штатному расписанию количество работников составило около 550 человек. Большие трудности возникали из-за работы оборудования первых линий, еще до того, как поступить на завод, оборудование отработало часть своего ресурса и поэтому требовало постоянного ремонта и наладки.
К тому же уже в следующем году перед коллективом Колесников встала государственная задача – довести мощности двух существующих линий для выпуска до 400 тысяч колес в год и ввести в эксплуатацию две линии такой же производительности.
А тем временем росло напряжение и на строительстве новых собственных корпусов для завода, которое развернулось в марте 1962 году на северной окраине Кременчуга на площади в 22 гектара. По приказу Министра автомобильной промышленности СССР директором Кременчугского колесного завода в 1963 году назначен Петр Иванович Шпиро. Он становится руководителем именно в то время, когда завод в полном объеме развернул широкое строительство: завершалось строительство главного корпуса и началось строительство корпуса вспомогательных цехов и блока цехов.
Одновременно коллектив завода уже работал над срочным и ответственным правительственным заданием, а именно: подготовкой к производству крупногабаритных колес DW20х26 для комплектации нового мощного трактора К-700, производство которого началось в Ленинграде на Кировском тракторном заводе. Затрудняло решение этой проблемы и то, что одновременно коллектив должен был сохранять темпы ежегодного наращивания производства других видов колес на уровне 20 – 30 процентов, доводить качество согласно стандартам, а также строить новые цеха, монтировать и налаживать новое оборудование на уже сданных объектах.
В связи с этим насущной проблемой в деятельности предприятия становится его техническое переоснащение, необходимость замены устаревшего оборудования, внедрение передовых технологий. Решать эти вопросы был призван технический совет во главе с главным инженером Л.М.Глущенком. В ее состав входили ведущие специалисты завода. Технические службы продолжали расширять сотрудничество с учеными Московского научно-исследовательского института технологии автомобильной промышленности, Челябинского центрального конструкторско-технологического бюро колесного производства, ЦКБ механизации производственных процессов, что в Киеве, специалистами предприятий-смежников, в том числе с Германской Демократической Республики. По заключенному контракту немецкая сторона, а именно комбинат «Умформтехник» из города Эрфурт – обязывалась изготовить и поставить в течение пяти лет в Кременчуг пять станочных линий с высоким уровнем автоматизации. Две из них предназначались для изготовления колес для грузовых автомобилей, две – для производства передних тракторных колес, и одна – для штамповки дисков. Забегая вперед, следует заметить, что заказанное в ГДР оборудование начало поступать уже в 1968 году.
В начале 1967 года состоялось торжественное подписание заводом и подрядчиком Государственного акта о введении на заводе мощностей по производству 2,8 миллиона штук колес в год. Среди освоенной продукции были, в частности, колеса DW 11х38 к тракторам МТЗ-50 и МТЗ-52, колеса 330-533 новой модели автомобиля «Урал» и широкопрофильные колеса 440-533 для комплектации автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-255Б [2].
Свое второе десятилетие Кременчугский колесный завод встретил как стабильно работающее предприятие и уже признанный надежный партнер таких ведущих советских гигантов, как Московский автомобильный завод имени Лихачева, Ленинградский «Кировский», Харьковский, Минский тракторные заводы, «Россильмаш», Минский и Кременчугской автомобильные, Львовский автобусный заводы и многие другие. Кооперативные связи органично сочетали его с поставщиками станков с Воронежа, Азова, Минска, Одессы, Стерлитамака. Из металлургических предприятий Днепропетровска, Днепродзержинска, Запорожья, Магнитогорска, Череповца поступал прокат, ежегодная переработка которого на Кременчугском колесном заводе достигала 200 тысяч тонн. И как результат – уже за первые три года девятой пятилетки в начале 70-х годов с конвейеров предприятия многочисленным заказчикам отгружено около 16 миллионов колес.
А тем временем разрастался и сам завод. Пять пролетов главного корпуса, запроектированных в начале шестидесятых годов, оказалось недостаточно, чтобы вместить все производство колес. Поэтому пришлось по новому проекту достраивать шестой, затем – седьмой и восьмой пролеты. Вблизи главного корпуса началось возведение корпуса вспомогательных цехов. Справа от него поднялась сооружение ремонтно-строительного цеха. Перед левым углом главного корпуса продолжалось строительство блока цехов.
Трудовые достижения кременчугских Колесников по праву были оценены государством. За успешное выполнение плановых заданий в восьмой пятилетке Указом Президиума Верховного Совета СССР, тридцать работников завода награждены орденами и медалями.
В 1971 году завод начал выполнять ответственный государственный заказ на производство колес 7,5 Вх20 для львовских автобусов, широкопрофильных колес 330х533 для комплектации автомобилей повышенной проходимости «Урал» и 330х462 для тракторных прицепов большой вместимости, которые производились в Челябинске. Также наращивался выпуск колесных изделий новых типов для других предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Среди них: колеса DW18х24 до мощных зерноуборочных комбайнов «Нива», «Колос», «Сибиряк»; 4,50 Ех16 для комплектации тракторов Т-40М и DW18х24 в харьковских тракторов Т-150. Знаменательным событием для коллектива завода стало начало производства колес DW24х26 к новому 300-сильному трактора К-701 Ленинградского объединения «Кировский завод».
Увеличилось число технологических линий, рассчитанных на ежегодный выпуск 7800000 колес [2].
1976 год, пятнадцатый год надежд, стал годом надежд, а самое главное – годом перемен. Приказом Министра автомобильной промышленности В.М.Полякова от 15 января 1976 года, Кременчугский колесный завод вошел в новообразованное производственное объединение в составе Кременчугского автомобильного завода вместе с Токмакским кузнечно-штамповым и Каменец-Подольским автоагрегатным.
Директором колесного завода был назначен Билан Владимир Федорович – человек неиссякаемой энергии, высокого профессионала, руководителя новой формации.
Процесс ротации и кадровых изменений, начатый им, положительно влиял на дальнейшее развитие завода. По его приглашению с автомобильного завода прибыла большая группа специалистов, среди которых новоназначенный начальник цеха № 2 Г.И.Леготкин. Пройдет четыре года, и он в 1980 году станет главным инженером завода [4].
В начале 80-х годов советские конструкторы завершали разработку крайне нужного сельскому хозяйству современного и мощного зерноуборочного комбайна «Дон-1500». И снова на заводе были развернуты масштабные работы по подготовке к выпуску передних и задних колес для этого великана [2].
В 1984 году по всей стране широко отмечался 60-летний юбилей советского автомобилестроения. По этому случаю Министерство автомобильной промышленности СССР организовало на ВДНХ в Москве показ достижений своих предприятий. Кременчугские колесники также демонстрировали на главной выставке страны 23 образца продукции – колеса для тракторов и грузовых автомобилей, а также товары народного потребления, среди которых особое место занимали колеса для легковых автомобилей. Поэтому случаю были награждены Почетными грамотами лучшие работники завода, а 55 – присвоено звание «Ветеран автомобильной промышленности».
В начале 90-х годов новые условия хозяйствования предусматривали отмену механизма жестокого государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий. Так случилось, что в это же время по известным причинам спрос на тракторы и комбайны резко сократился. Вместе с этим существенно уменьшился и государственный заказ на колесную продукцию. А это закономерно привело к резкому росту числа отказов от уже производимой заводом продукции. И как результат – существенное падение производства, уменьшение прибыли и серьезные осложнения в финансовом состоянии колесного завода. По всей видимости, все более становились реальностью признаки приближения глубокого экономического кризиса.
Для стабилизации производственного процесса совет трудового коллектива, завком, профсоюзы впервые за всю 30-летнюю историю завода вынуждены были прибегнуть к крайне непопулярным мерам – дать согласие администрации сократить численность заводского персонала более чем на сто человек.
В то же время, получив право проводить собственную хозяйственную политику и одновременно исследовав состояние рынка колесной продукции, руководство завода пришло к выводу о целесообразности переориентироваться на выпуск колес к легковым автомобилям. Кстати, в отличие от сельхозтехники, спрос на них в 90-е годы непременно рос.
Именно тогда, исходя из потребностей рынка, новый производственный корпус, ранее предназначавшийся для расширения производства тракторных колес, решено было передать под монтаж оборудования для выпуска колес к легковым автомобилям. Вскоре здесь уже было изготовлено и отправлено на государственные испытания первую партию колес 5Jх13Н2 и 5,5 Jх14Н к автомобилям ВАЗ-2103, ГАЗ-24-10.
Начало 1994 года совпал с назначением нового директора Кременчугского колесного завода Г.И.Леготкина, который до этого уже проявил себя как технически грамотный специалист и умелый руководитель, способный глобально мыслить и принимать важные решения. А вскоре ему предстояло участвовать в создании на базе своего предприятия открытого акционерного общества «Кременчугский колесный завод».
После провозглашения независимости Украины и принятия нового суверенного государства в мировом сообществе были созданы благоприятные условия для предприятий всех отраслей, самостоятельно выходить на связи с зарубежными партнерами и уже в качестве хозяйствующих субъектов. Не исключением стал также и Кременчугский колесный завод.
Первым успешным шагом на этом пути было заключено соглашение между научно-производственным предприятием «ИН-МАРШ» и Кременчугским колесным заводом на изготовление и поставку в Венгрию тысячу колес к автомобилю ВАЗ-2103.
Производственные возможности предприятия также заинтересовали датскую фирму «GRN Wheels Nagbol», которой были нужны крупногабаритные колеса для дорожной техники. После того как представители фирмы ознакомились с работой завода, заключен был первый контракт на изготовление и поставку колес на экспорт. От этой сделки предприятие получило от датской стороны 161 000 долларов США. В последующие годы поставки колес этой фирме последовательно росли. И, забегая вперед, следует отметить, что в 1998 году в результате роста увеличения отгрузки в Дании более 10 тысяч колес, коллектив предприятия получил прибыли на сумму до 690 тысяч долларов США. Важным вкладом в развитие экспортного потенциала Кременчугского колесного завода стало также сотрудничество с венгерской фирмой Мarso КFТ, с которой в 1995 году был подписан договор о создании совместного акционерного общества Тrаns Wheel & tyres (TWT) с целью продвижения колесной продукции на западный рынок. Венгерская сторона взяла на себя роль торгового представительства завода – изготовителя в Европе. Кроме того, она выполняла составления кременчугских колес с шинами. В последующие годы объем их реализации через акционерное общество TWT неуклонно рос, а сумма годовых продаж приблизилась к 1 млн. долларов [2].
Весьма важным обстоятельством по повышению конъюнктурного спроса на продукцию завода было обусловлено возрастающей потребностью западного рынка на колеса для большегрузных автомобилей и мощной сельхозтехники.
Можно перечислить еще более двадцати европейских фирм из Болгарии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Дании, Эстонии, Италии, Молдовы, Франции, Эстонии, с которыми в 90-е годы наладили плодотворное сотрудничество кременчугские колесники. К этому перечню следует добавить компании из Австралии и Египта, которые также проявили большой интерес к продукции завода. В этот же период велись успешные переговоры с известными фирмами – мировыми производителям сельхозтехники Jhjn Deere, Case, Claas – о возможности использования ими кременчугских колес для комплектования своей техники, изготовляемой на совместных с Украиной предприятиях.
Продвигая свою продукцию на внешний рынок, Кременчугский колесный завод только за вторую половину 90-х годов принял участие в 64 выставках и ярмарках не только в Украине, но и в России, Казахстане, Эстонии, Индии, Германии, Франции, Саудовской Аравии и получил немало вознаграждений за лучшее представление своего товара.
Забегая вперед следует заметить, что сокращение спроса на кременчугские колеса на рынках СНГ и успешное завоевание внешнего рынка позволили заводу в конце второго тысячелетия довести экспортную составляющую своей продукции до 70 процентов [2].
Переход в новое тысячелетие ОАО «Кременчугский колесный завод» ознаменовал дальнейшим ростом производства, подъемом авторитета и международного признания своей продукции.
И если в 1999 году прирост производства колес составлял 18 процентов, то в 2000 – уже 34 процента. Знаковым было и то, что впервые за последние 8 лет в связи с расширением производства на заводе объявлен прием на работу. Неуклонно повышалась и заработная плата. В среднем на предприятии за 1999 год она составила 280, а в 2000 – 393 гривны, что намного превышало темпы инфляции в этот период [2].
В начале нового тысячелетия предприятие уже выпускало колесную продукцию более 150 наименований и модификаций. Его деятельность по праву получила высокие оценки и признание. Награду «Хрустальный рог изобилия» Всеукраинского рейтинга популярности товара и качества товаров и услуг в номинации «Лучшее стабильно работающее предприятие в машиностроительной отрасли» вручен директору Г.И.Леготкину на торжественном собрании, состоявшемся 2000 года во Дворце «Украина» города Киева. Самого Геннадия Ивановича было отмечено орденом «За трудовые достижения» IV степени – за заслуги перед украинским народом. Награду вручил лично экс-президент Украины Леонид Макарович Кравчук [2].
Сегодня ОАО «Кременчугский колесный завод» является современным специализированным предприятием по проектированию и производству холоднокатаных стальных колес для автомобильной, сельскохозяйственной и дорожной техники.
За 50 лет развития накоплен большой технологический опыт и создана широко разветвленная производственная инфраструктура. Общие производственные площади завода составляют 111тисяч квадратных метров. Его мощности позволяют производить до 6 миллионов колес и ободов в год, в том числе 3,4 миллиона для легковых автомобилей. В наши дни производится более 2,5 миллиона колес и деталей к ним более 500 модификаций [2].
По требованию рынка с 2003 года в корпусе по производству товаров народного потребления возобновилось производство грузовых прицепов к легковым автомобилям. При этом их принципиально новая конструкция была собственной разработкой коллектива заводского СКТБ. После ходовых испытаний прицеп КрКЗ-100, получивший название «Кремень», начал изготавливаться серийно. Потребителям этот вид популярной продукции известен под маркой: «КрКЗ-100» – одноосный прицеп, «КрКЗ-200» – двухосный прицеп, «КрКЗ-210» – одноосный прицеп с увеличенной базой. Последняя разработка конструкторов, которая уже прошла испытания и подготовлена к производству, – прицеп для транспортировки квадроциклов и другой мототехники [3].
В ближайшее время коллективу участка предусмотрено начать серийный выпуск прицепов многоцелевого назначения грузоподъемностью 1,6 тонн, которые уже прошли заводские испытания.
В конце 2009 года главное производственное подразделение завода – цех изготовления колес – отчитался о выполнении не только годового задания по изготовлению основной номенклатуры колесной продукции, но и программы освоения производства еще 17 новых видов колес для легковых, грузовых автомобилей, сельхозтехники и тракторов. Среди них колеса 5,5 Jх14Н2 и 6Jх15H2 к легковым автомобилям Ford Focus, CEWROLET, Geely; колеса 6.00х17, 5 до автобусов «Богдан», «Эталон», «Соболь», «И-VAN», Нyundai Country; внедорожника «Ковбой» ; колеса 4,5 Jх13Н2 до автомобилей «Ока», «Таврия» всех модификаций, SKALA. Также освоен серийный выпуск колес DW16х24 по заказу «Россильмаш» и DW20Ах26 к целому ряду комбайнов иностранного производства и прицепов большой емкости [3].
Среди последних достижений коллектива цеха следует отметить готовность к производству двух новых модификации колес DDW18Lх42, предназначенных для комплектации мощных тракторов МТЗ-2522 и JОНN DЕЕRЕ-8400.
По итогам работы в 2010 году коллективом ОАО «Кременчугский колесный завод» изготовлено свыше 2 миллион 160 тысяч колес и ободов, объем реализованной продукции достиг 406 миллионов, а чистая прибыль составила 28 миллионов гривен [3].
На сегодня на заводе действующая система качества соответствует требованиям ISO 900:2008. Впервые эта система прошла сертификацию в органе по сертификации УкрСЕПРО (Украина) и органе по сертификации систем менеджмента и персонала TUV Thursngen (Германия) в 2000 году, и было получено «Сертификат соответствия системы менеджмента требованиям стандарта ЕN ISO 9001:2008». В течение следующего периода каждые три года колесный завод проходит сертификацию в указанных органах, что и находит подтверждение в главном документе – сертификате соответствия [2].
На сегодняшний день 86 видов продукции, выпускаемых Кременчугским колесным заводом, имеют сертификаты качества.
И в завершение следует подчеркнуть, что, несмотря на общую беду, которая была вызвана в предыдущие годы глобальным мировым кризисом, в 2010 году коллектив ОАО «Кременчугский колесный завод» с честью выполнил свою годовую программу и изготовил свыше 2 миллион 160 тысяч колес. А перспективным планом развития предусмотрено дальнейшая реконструкция производства и реализация новых инновационных проектов, что позволит предприятию завоевать новые рынки сбыта для своей продукции и удержать свои позиции ведущего производителя колесной продукции как в Европе, так и во всем мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. В ходе выполнения решений ХХ съезда КПСС … / КПСС в резолюциям и решениях … – т.8, – С. 68-70.
2. Текущий архив ОАО «Кременчугский колесный завод».
3. Правильный выбор. – Февраль 2011 год.
4. Почетные граждане города Кременчуга, – 2005. – С. 370.
Автор: Шаблий Александр Петрович
По материалам III региональной научно-практической конференции, посвященной 440 – летию основания города Кременчуга «Кременчугу 440 лет»