Автор статьи А.Бышенко
Приводя в порядок свои архивы я наткнулся на одну, не очень качественную, но интересную фотографию , на которой во 2-ой половине 60-х ХХ ст. были запечатлены выпускники школы № 7 1936 или 1937 г.. На этом фото есть одна известная в нашем городе женщина.
Наверное, в нашем городе, во всяком случае в его центральной части, нет ни одного коренного кременчужанина родившегося в в 50-60 гг, который не прошел бы через ее руки. Мне и сейчас кажется, что она была, я в этом могу ошибаться, единственным детским врачом в нашем городе.
Биография ее мне не известна, даже в общих чертах, но то, что это была врач с большой буквы и добрейшей души человек, говорят все, кто знает это имя. Примечательно, что по фамилии вспомнить ее мало кто может, но стоит сказать Дора Моисеевна, как сразу вспоминаются конкретные эпизоды, как она лечила .
Главным ее качествами, наверное, были необыкновенная душевность, доброта и запредельная любовь к людям и детям особенно.
Даже проходя мимоходом через наш двор, (это эпизод середины 50-х, когды мы жили в 13-ти метровой коммуналке в 125-ти квартирном доме по Ленина-Гагарина) она могла остановиться возле нас детворы и тоном не терпящим возражения сказать: «..а ну , иди сюда сопливый, посмотрю твое горло. Ты почему расстегнут и шапку снял? Сопли замерзли и торчат как у моржа клыки, а он бегает с обнаженной балбеской. Иди домой немедленно и скажи матери, чтобы ноги тебе попарила в горчице, а отец перед сном всыпал как полагается» или «… покажи мне свои руки, разбойник,… боже мой, гречку сеять можно…. Я поговорю с твоей матерью, а сейчас быстренько домой и немедленно постриги ногти… проверю…» В ее словах, сказанных нарочито строго, чувствовалась и любовь к нам, и неподдельная, близкая к материнской, забота. Вся шпана в округе знала кто такая Дора Моисеевна, мы узнавали ее всегда еще издалека. Мне казалось, что она знает всю городскую детвору, во всяком случае ей были во многом известны не только наши имена и фамилии, но и имена и фамилии родителей наших.
Вспоминается такой эпизод. Дора Моисеевна идет через наш двор, явно торопится и еще издалека не останавливаясь обращается к женщине развешивающей белье на веревку: «…Галина Михайловна, как Ваш Ванечка, рыбий жир пьет? Не забывайте, каждый день (на этом слове она делала ударение), как я прописала». В те годы среди детей в немалой степени был распространен рахит, следствие неполноценного питания и недостатка витамина D в организме. Ненавистным ,из-за запаха ,рыбьим жиром поили детей почти в каждой семье, даже просто для профилактики. Ее очень уважали и любили люди, она им отвечала тем же. Человечность и душевная теплота исходили от нее каким-то мощным потоком , ощущаемым физически. Ей беспредельно доверяли как врачу и были всегда уверены, что Дора Моисеевна вылечит ребенка. И она вылечивала, думаю не столько пилюлями, сколько своей мощной и положительной человеческой энергией.
Запомнилось мне, что на вызовы она приезжала на бричке или чем-то похожем на нее, запряженной лошадью. Заходила в дом, мыла руки и всегда мило улыбаясь говорила: «… ну, где тут Ваше заболевшее чудо?..»
Дора Моисеевна могла не только поставить точный диагноз, но даже предсказать судьбу. Моей жене, тогда 5-ти летнему ребенку, (съела банку меда и началась сыпь по всему телу с зудом) разобравшись в чем дело , установив диагноз, она дала ложку невыносимо горького хлористого, а потом шутя сказала : «Жить будет, скоро все пройдет, но замуж за пчеловода никогда не выйдет» Оно так и вышло, пчелами я никогда не занимался.
Время было трудное, и Дора Моисеевна это прекрасно понимала, да и сама жила так как все мы. Вероятно, душевность она считала неотъемлемой частью своей профессии, хотя это было скорее врожденное качество, поэтому очень часто идя через двор могла свободно поддержать с кем угодно разговор на бытовые житейские темы. Ей не были чуждыми обычные человеческие проблемы пусть даже чужие.
Мне известно, что Дора Моисеевна родилась и прожила всю жизнь в нашем городе , что умерла и похоронена в Кременчуге, что у нее есть две дочери и сын и проживают они в Израиле.
Ни почетным гражданином города, ни заслуженным врачем Дора Моисеевна не стала. Но я думаю, что человеческая память это нечто большее чем официальное звание. Ее помнят очень многие. Если не верите спросите у коренных кременчужан кто такая Дора Моисеевна ?
Недавно А.Погребной, 1 зам. городского головы , высказал идею сооружения в городе , с целью создания привлекательных объектов, памятника О.Бендеру (это только по фильму ,,Золотой теленок,, Бендер провел голодное детство в Кременчуге, а в книге этого нет). Достойный памятник нашему времени и нравам царящим в обществе. А я подумал, что Дора для этого подходила бы в 1000 раз лучше. Спешащая, с медицинским редекюлем, высокая ростом, (она была телосложения Ф.Раневской) , с гордо посаженной головой, (она всегда так держала голову и в прямом и переносном смысле) и доброй улыбкой. Но откуда им знать кто такая Дора, что эта женщина-легенда может быть еще и человеком-символом. Символом доброты, человечности и бескорыстного служения людям. Правда, качества эти нынче не в цене.
А это могла бы быть скульптура посвященная всем участковым врачам.
А вообще, господь распорядился так, чтобы ее тело осталось в городе. Все уехали в Израиль, в том числе и муж(после смерти Доры), а она осталась здесь. Она всю себя отдала нашему городу и кременчужанам, здесь она и осталась с нами и навсегда. И если верить теории о реинкарнации, то ее душа тоже где-то здесь. И очень хотелось бы, чтобы эта душа вселилась в тело будущего врача.
Анатолий Бышенко 25 ноября 2011 г.
5декабря 2011 г из Израиля пришло письмо от Дмитрия- внука Доры Моисеевны. С письмом пришла краткая, но очень содержательная и интересная биографическая справка и несколько ее фотографий разных периодов. Это просто невероятно, но муж Доры Моисеевны оказался военно-морским летчиком времен войны, а это еще одна находка для меня и моего музейного дела.
Дети утверждают, что на ранее размещенном фото не Дора Моисеевна и просят снять это фото. Я выполняю просьбу родственников, хотя все кому я показывал это фото ,говорят что это она и фото датируется примерно серединой 60-х годов.
Биография Доры Моисеевны Бранзбург
Дора Моисеевна Бранзбург родилась 23 ноября 1919 года в городе Кременчуге. Родной отец- Григорий Бенционович Шпичинец умер от тифа через несколько недель после рождения дочери, и ее мама – Клара Марковна Портнова сходится с мужчиной, у которого практически в то же время при родах умирает жена. Двое одиноких людей с грудными девочками на руках объединяют свою судьбу. Моисей Григорьевич Бранзбург удочеряет маленькую Дору и дает ей свое отчество и фамилию.
В 1927 году Дора идет в 1 класс школы №7, десять классов которой заканчивает в 1937 году. Ее лучший товарищ, Арон Вальский, советует ей стать врачем.
В том же году, выдержав огромный конкурс, она становится студенткой 1 курса лечебного факультета Харьковского медицинского института. В будущем предстояло выбрать специализацию: терапевт, хирург, гинеколог… Но судьба распорядилась иначе.
Будучи студенткой третьего курса 6 апреля 1940 года Дора Моисеевна Бранзбург выходит замуж за того самого товарища, с которым она дружила с шестого класса школы и который посоветовал ей пойти в медицину. Ее мужем, с которым она проживет 47 лет и родит троих детей, становится Арон Моисеевич Вальский. Молодой выпускник Ейского военно-морского авиационного училища имени Сталина приезжает на пару дней в Харьков в краткосрочный отпуск к любимой Дорочке, делает ей предложение. “Свадебный” снимок в фотоателье: невеста в черном пальто с меховым воротником и в шляпке (видно было еще холодно той ранней весной), жених в форме военно-морского летчика.
Студенческая вечеринка по поводу бракосочетания, и Арон отбывает к месту постоянной службы на Дальний Восток, а Дора продолжает учебу в институте.
В самом начале войны Харьковский медицинский институт был эвакуирован в город Ташкент, где в 1942 году Дора Моисеевна закончила учебу (ускоренный выпуск) и была направлена на работу по месту службы мужа. Шла война. В небольшой бухте недалеко от Владивостока вакантным оказалось только место врача-педиатра. Так началась ее карьера детского врача. В 1944 году у них рождается старшая дочь- Марина, а спустя год семья отправляется в Китай: Арона направили служить в Порт-Артур. Здесь было много семей советских военослужащих с маленькими детьми; командование очень обрадовалось прибытию детского врача. В 1946 году семья увеличивается с рождением сына Вениамина. В 1948 году капитан Вальский демобилизуется из армии и возвращается с женой и детьми на Украину. Нелегким был переезд через всю страну на поезде с Дальнего Востока в Кременчуг.
Послевоенный город не узнать,- все еще было в руинах. Но жизнь постепенно входила в мирное русло. Работы было море. Несмотря на то, что Дора Моисеевна закончила лечебный, а не педиатрический факультет мединститута, она уже не представляла себе другой работы, да и опыт был приобретен немалый именно по лечению и профилактике заболеваний у детей. В 1948 году в Кременчуге организовалась школьная поликлиника, которая обслуживала детей школьного возраста. Главврачом поликлиники была Мария Исааковна Файнберг, а первыми врачами- Д.М.Бранзбург, А.М.Карась, Ф.И.Шварцберг. Дора Моисеевна обслуживала школу №10, которая находилась напротив ж/д вокзала, там, где сейчас многоэтажное здание, а так же район Занасыпи.
До 1954 года Дора Моисеевна с семьей проживала на углу улиц Шевченко и Цюрупы, где в 1953 году родилась младшая дочь Клара, а с 1954 до конца своих дней по улице Ленина 32/29 (угол Гагарина). Большинство кременчужан знают этот 125-квартирный дом.
В 1953 году происходит преобразование городской детской лечебной системы в детскую поликлинику при детской горбольнице. Детскую поликлинику возглавила Феня Соломоновна Вакс. Участок, который обслуживала Дора Моисеевна был в центре города: от ж/д вокзала по ул.Халаменюка до ул. Ленина, по Ленина до Пролетарской, далее до моста и снова до вокзала. За годы работы у Доры Моисевны были тысячи маленьких пациентов, которые, вырастая, приводили к ней своих детей, а потом и внуков. И для всех находились добрые слова и чуткие отношения. На протяжении своей трудовой деятельности в разные годы она также обслуживала школы №11 и 19, д/с № 8, детский комбинат №35, д/с-ясли №11. Достигнув пенсионного возраста, Дора Моисеевна продолжала трудиться. На пенсию ушла в 1979 году, но не сидела, сложа руки. К ней часто обращались коллеги за советами, маленькие соседи огромного дома оставались ее “неформальными” пациентами. Да и пятеро внуков считали бабушкин дом своим домом.
Скончалась Дора Моисеевна Бранзбург 14 мая 1987 года от инфаркта и похоронена на Новореевском кладбище в городе Кременчуге.
Проходят годы. Так сложилось, что вся большая семья переехала в Израиль. В 2008 году ушел из жизни Арон Моисеевич Вальский. Внуки сами давно стали отцами. Три правнучки: Дарья, Мишель и Яэль (старшей, Дарье- почти 18, а младшей, Яэль- 2) и пятеро правнуков: Эмиль, Даниэль, Лиор, Ор и Литан никогда не видели прабабушку, но много знают о ней, гордятся ею и, кто знает, возможно кто-то из них в будущем станет врачом. В Израиле в 8-ом классе каждый подросток делает особый проект- “Шорашим” (“Корни”), в котором исследует историю своей семьи и составляет генеалогическое семейное древо, чтобы не прерывалась связь между поколениями и дорогие имена не канули в лету. Такую работу, где много интересных фактов и фотографий рассказывают о жизни Доры Моисеевны, уже создала старшая правнучка. Однако имя Доры Моисеевны Бранзбург принадлежит не только ее кровным родственникам, ведь она оставила частичку своего доброго сердца и большой души в памяти очень многих людей.
Анатолий Бышенко 2011 год
Здравствуйте! Я внучка Вакс Фени Соломоновны, живу в Израиле, очень буду рада роговорить с вами, или связатса с семьей Дори
Настя, здравствуйте. Я Дмитрий, внук Доры Моисеевна. Живу в Хайфе. Мой телефон 0523485055