Когда-то кременчугский трамвай перевозил за год 2,8 миллиона пассажиров
Во многих европейских странах, прежде чем зарегистрировать кандидата в мэры города, у будущего городского головы в обязательном порядке специальная комиссия принимает строгий экзамен по истории города. У нас этого нет.
Тем не менее, историю своего родного города надо знать! Мало кто из кременчужан-современников знает, что в нашем живописном городе на Днепре еще в 1899 года – одним из первых на Украине – функционировал электрический трамвай, построенный и сданный в эксплуатацию Бельгийским акционерным обществом. “Уже тогда на кременчугских улицах появились опоры для трамвайных проводов, легкие изящные металлические и деревянные навесы остановок, плавные изгибы трамвайных переездов” – так поэтически писала в своей книге “Улицами старого Кременчуга” краевед Алла Лушакова.
Трамвайное депо и электрическая станция находились у подножия Песчаной горы между улицей Екатерининской (ныне им. Ленина) и Троицким переулком (ул. Чкалова). Мощность электростанции была 4450 лошадиных сил, трамвайный парк состоял из 16 моторных вагонов с открытыми площадками на двухосной тележке. Протяженность трамвайных путей к 1917 году составляла 12 километров. Кременчужане в то время, наверное, не любили ходить пешком. За год в среднем перевозилось 2,8 миллиона пассажиров. Маршрутов было три: электростанция – пароходные пристани через Екатерининскую, Киевскую (сейчас ул. Победы), Мальцевскую (ныне Приднепровский парк, улица не существует). От электростанции к пароходным пристаням, через Екатерининскую, Ярмарочную площадь (ул. Халаменюка) и Александровскую улицу (сейчас Первомайская) пролегал второй маршрут. Третий проходил опять же от пароходных пристаней через Харчевую (ул. Шевченко), Мальцевскую, Киевскую, Веселую (ул.1905 года), Херсонскую и Украинскую улицы.
В 1926 году городским общественным пассажирским транспортом стал автобус. О нынешнем бедственном положении кременчугского троллейбуса уже надоело писать. Как было бы приятно увидеть на кременчугских улицах веселенький бельгийский трамвайчик образца 1899 года!
Людмила Лозинская
P.S. Из материалов “ВСЕРОССИЙСКАЯ ТРАМВАЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922 г.”
Правильность выбранного на Конференции направления на унификацию и стандартизацию подвижного состава подтвердила судьба трамвайных хозяйств Кременчуга и Ярославля, созданных на рубеже XIX –ХХ вв. одной и той же бельгийской компанией “Companie de traction et d’electricite” с одинаковыми техническими параметрами. В 1920-е гг. Кременчуг пришел почти к полному экономическому упадку (преодоленному лишь в 1950-е гг. с возведением там завода большегрузных автомобилей КрАЗ), городу оказалось не под силу поддерживать ветшающее трамвайное хозяйство, отслужившее уже четверть века. Да и потребность в пассажирских перевозках здесь падала. Ярославль же, напротив, стал динамично развивавшимся индустриальным центром, и быстро нараставшую потребность в общественном транспорте удалось удовлетворить простой передачей на берега Волги всего кременчугского подвижного состава [21].