В 1870 году Кременчуг включается в систему железных дорог России. Ярмарочная площадь продлевается до линии железной дороги, где строиться лицевым фасадом к площади, здание пассажирского вокзала I класса. «Светлое, опрятное, довольно обширное здание вокзала производит хорошее впечатление, особенно после казармообразного Киевского вокзала», – замечали в путеводителе по Днепру в начале XX века.
Непосредственно перед вокзалом разбивается крохотный скверик, вокруг которого расположились гостиницы, трактиры, лавки, лавочки. Здесь, на привокзальной площади, заканчивалась Александровская улица.
В связи с тема что на Александровской улице находился вокзал, пароходные пристани, базар, и, следовательно всегда было много приезжего народа. На улице активно сооружаются гостиницы и гостевые дворы: «Бель-Вю», «Варшава», «Ромны», «Швейцария», «Орион», «Купеческие» и «Гомелевские» номера, трактиры.
В годы Гражданской войны, Кременчуг неоднократно переходил из рук в руки. В 1918 году в составе Украинской петлюровской дивизии, на Кременчугский вокзал приезжает В.Сосюра (1897-1965), в будущем известный украинский поэт.
В мае 1920 года во время борьбы с белополяками в здании вокзала находились органы управления Юго-Западным фронтом.
Членом Реввоенсовета Юго-Западного фронта был И. Сталин, прибывший в Кременчуг 29 мая 1920 года. Его квартира находилась по улице Киевской, а рабочий кабинет был в здании вокзала. Здесь он принимал участие в выработке плана наступления на белополяков, здесь произошла его встреча с командным составом 1-й Конной Армии. В честь 70-летия со дня рождения Сталина, 23 декабря 1949 года на вокзале была установлена мраморная мемориальная доска с текстом на украинском и русском языках: «Во время гражданской войны в этом здании работал товарищ Сталин И. В. 29 V – 20 VI 1920». После разоблачения культа Сталина доску сняли.
Привокзальная площадь в Кременчуге
Вокзал Кременчуг
Жилой дом службы пути и почтового отделения на ст. Кременчуг
Вокзальная площадь в г.Кременчуге
Пассажирские здания ст. Кременчуг 1 класса
Кременчуг – Железнодорожный вокзал 1941 – 1942 год
Кременчугский вокзал. Осень 1943 год
Во время Великой Отечественной войны здание железнодорожного вокзала было разрушено отступающими немецкими солдатами в 1943 году.
После войны здание вокзала восстанавливается одно из первых. Архитекторы Лымарь и Арешкин. Городской партийный актив в 1945 году принял обращение к строителям и жителям города Кременчуга приложить все усилия, чтобы восстановить вокзал как можно скорее. На помощь строителям пришли Кременчужане. На руинах города работали добровольцы, которые извлекли более 1 миллиона кирпичей. В выходные дни, на воскресниках собиралось почти всё взрослое население города. Строительный материал выискивали где только могли. Изделия из дерева выполнил деревообрабатывающий комбинат, отопительные приборы — завод «Дормаш», клей, олифу, известь — кожзавод №13, арматуру, краску, прессованную фанеру — Вагоностроительный завод. Недостающие материалы для кровли выделило автомобильное министерство. Каменщики организовывали соревнование, лучшей бригаде вручали переходящее Красное Знамя и к концу 1945 года каменные работы были в основном завершены.
6 ноября 1946 года состоялось торжественное открытие восстановленного методом народной стройки здание вокзала. Оно повторяло план и размеры довоенного, но отделка фасадов и внутренняя планировка существенно были изменены.
Привокзальная площадь в Кременчуге
Кременчугский железнодорожный вокзал
Битый кирпич, всевозможный строительный мусор свалили здесь же, в скверике перед вокзалом.
Так образовалась современная привокзальная площадь, в глубине которой остался совсем крохотный скверик. В нём со стороны сквера МЮДа установили скульптуру «Сталин и Ленин в Горках». Вожди были изображены сидящими на скамейке. Позже скульптурную группу убрали. А на её место устроили фонтан, который последний раз включался лет 20 – 30 назад.
В 2005 году Южная железная дорога Государственной администрации железнодорожного транспорта “Укрзалізниця” провела реконструкцию здания вокзала. Реконструкция проводилась с апреля по сентябрь, ко Дню города 28 сентября была окончена. Было отремонтировано не только помещение вокзала, но и привокзальная площадь с перроном. Строители полностью заменили окна, систему отопления, сделали гранитный пол, обновили комнату матери и ребенка и камеры хранения.
Также внутри вокзала капитально отремонтировали билетные кассы и зал ожидания, кафе, пункт связи, аптеку, комнату милиции и сделали туалеты. Модернизировали все освещение привокзальной площади и моста. Теперь здесь светят 100 светильников. Вместимость вокзала после реконструкции составила около 1 000 человек
Железнодорожный вокзал. Кременчуг. 2006 год
Литература:
1. “Улицами старого Кременчуга” А.Н. Лушакова, Л.И. Евселевский 2001 год.
2. Офіційний веб-сайт УкрЗалізниці. Державна адміністрація залізничного транспорту України https://uz.10×15.ua