» История Кременчуга

Кременчугские ярмарки в XIX веке

По новым планам Кременчуга начала XIX века, улица Екатерининская (теперь улица Ленина), увеличивается в размерах, протянувшись через Безымянное озеро до современной улицы Халаменюка, где устраиваться огромная, неправильной формы, напоминающей трапецию, Ярмарочная площадь. Отныне здесь на протяжении всего XIX столетия будут проходить знаменитые ярмарки, которые по торговым оборотам занимали ведущее место в губернии.

Три Кременчугские ярмарки (шестидневная Трёхсвятительская с 29 января, восьмидневная Ивановская с 20 июня и восьмидневная Семёновская с 26 августа) давали 1 млн. руб. оборота, в то время как четыре зеньковские - 500 тыс. руб., четыре полтавские - 500 тыс. руб. В 1840-е годы в Кременчуге на ярмарках побывало до 1,5 млн. пудов хлеба, съезжалось до 10 тыс. купцов, до 50 тыс. чумаков, на пристанях собиралось до 20 тыс. рабочих.

Здесь торговали всем: железом, кожей, сукном, полотном, сельскохозяйственным инвентарём. Окрестные крестьяне покупали и продавали крупный рогатый скот, лошадей, волов, хлеб, шерсть. Приезжали из уезда помещики со своими семьями. Для них в Кременчуге был товар из Вены, Варшавы, стран Востока.

Кременчугский трамвай

Когда-то кременчугский трамвай перевозил за год 2,8 миллиона пассажиров

Во многих европейских странах, прежде чем зарегистрировать кандидата в мэры города, у будущего городского головы в обязательном порядке специальная комиссия принимает строгий экзамен по истории города. У нас этого нет. 

Тем не менее, историю своего родного города надо знать! Мало кто из кременчужан-современников знает, что в нашем живописном городе на Днепре еще в 1899 года – одним из первых на Украине – функционировал электрический трамвай, построенный и сданный в эксплуатацию Бельгийским акционерным обществом. "Уже тогда на кременчугских улицах появились опоры для трамвайных проводов, легкие изящные металлические и деревянные навесы остановок, плавные изгибы трамвайных переездов" – так поэтически писала в своей книге "Улицами старого Кременчуга" краевед Алла Лушакова.

Кременчугская Община сестёр милосердия Красного Креста

В 1898 году в Кременчуге по инициативе Кременчугского общества врачей создаётся Община сестёр милосердия Красного Креста. Её деятельность основывалась на частной благотворительности. Членский взнос составлял 5 руб. По состоянию на 01.01.1912 г. в рядах Общины находилось 69 человек. В её распоряжении была усадьба на углу Троицкой (ныне Красина) и Херсонской улиц (ныне К. Маркса) площадью более 1000 кв. саженей с двумя деревянными домами, двумя флигелями, каменной прачечной и надворными службами. Движимое имущество Общины оценивалось в сумму более 23 тыс. руб. В кассе Общины по состоянию на 01.01.1913 г. насчитывалось около 3,5 тыс. руб. в ценных бумагах и на книжках сберегательной кассы Госбанка.

В 1878 году промышленник И.Немец строит на улице Весёлой (ныне 1905 года) паровую мельницу, превратившуюся со временем в крупнейшее в городе мукомольное товарищество "И. Немец и Сыновья". Здесь в числе первых в отрасли, в начале ХХ века была построена шестиэтажная паровая мельница высокого помола, основанная на вертикальной технологии. Муки производилось на 1,5 млн. руб. в год, которая отправлялась, главным образом по Днепру в Белоруссию, в Витебскую губернию. Работало на мельнице около 100 человек. В 1913 году на базе товарищества возникает "Южно-Русское мукомольного и лесопильного дела акционерное общество", где было занято более 200 рабочих.

Переименование улиц в Кременчуге (список улиц) 2016 год
Депутаты Кременчуга утвердили перечень улиц, переулков, тупиков, проездов, парков и скверов города Кременчуга, названия которых подлежат переименованию в 2016 году

Площади

№ п/п Старое название Современное название
1 Соборная (Александровская) Площадь Победы
2 Красная площадь в стадии формирования
3 Базарная площадь Колхозный рынок
4 Учебная площадь Застроена
5 Первая Ярмарочная площадь пл. Халаменюка
6 Вторая Ярмарочная площадь Застроена
7 Бассейная площадь Застроена
Фабрично-заводская семилетка в Кременчуге 1931 год

Воспоминания Ивана Федоровича Немченко - полковника, командира 769-го Карпатского Краснознаменного горно-артиллерийского полка 242-й Таманской Краснознаменной ордена Кутузова второй степени горно-стрелковой дивизии 3-го Карпатского горно-стрелкового корпуса с сентябрь1945 г. по август 1946 г.

(Отрывок из книги "Записки лейтенанта артиллерии" Немченко И.Ф. – Самара: издательство «Омега», 2007 год)

Осенью 1931 г. мой отец отвел меня и моих товарищей по Кривушанский четырехлетней школе – Ткача Ивана и Поцыбая Алексондра в I-ю фабрично-заводскую семилетку (ФЗС) в г. Кременчуге.

Школа размещалась в двухэтажном кирпичном, специально для этого построенном здании с рельефным фасадом на Пролетарскую улицу, огороженном забором: с Пролетарской улицы – металлической сеткой с кирпичными столбами, а с других сторон – сплошным деревянным. С тыльной стороны здания размещался обширный двор с оборудованной спортивной площадкой.

1 мая 1961 года Крюков

История празднования Первомая в Кременчуге насчитывает более 100 лет. Первая маевка состоялась в 1898 году в Деевском лесу за Крюковом. Но уже 1 мая 1901 года городской комитет РСДПР организовал массовую демонстрацию трудящихся, в которой принимало участие более 200 человек. 1 мая 1902 года прошла первая политическая демонстрация в Кременчуге под лозунгами "Долой самодержавие!", "Да здравствует свобода!". 1 мая 1903 года рабочие отметили политической стачкой.
Празднование Первомая становиться традиционным, он отмечается ежегодно. Пролетариат готовиться к нему заранее. Комитет РСДРП разбрасывает листовки и прокламации, в которых призывают трудовой народ города поднимаются на борьбу за свои экономические и политические права.

Подводная лодка Щ - 403

Поэма «Семён Коваленко»

«Семён Коваленко» – поэма известного украинского поэта Дмитрия Шупты, лауреата Международной литературной премии имени Г. С .Сковороды, посвящена ковалеру ордена «Звезда Командора», автору первой среди советских подводников удачной торпедной атаки одним залпом по двум целям капитан-лейтенанту Семёну Ивановичу Коваленко – «Командиру счастливой «Щуки», который ценой собственной жизни спас свою подводную лодку «Щ-403» и экипаж в феврале 1942 года в Баренцевом море от неминуемой гибели.
Каких только «щук» не знал Кременчуг! (Из народной песни)

Немецкие колонисты в Новороссийской губернии

Со времен древности тянутся корни взаимоотношений между украинским и немецким народами. Одним из проявлений духовных контактов между ними было распространение в Украине Магдебургского права. В течение XIV - XVII вв. им пользовалось немало городов Украины - Львов, Кременец, Винница, Житомир, Чернигов, Полтава, Гадяч, Лубны, Нежин и др.

 Немало немцев оставили глубокий след в истории и культуре Российской империи. Гордостью новой родины стали Фонвизин, Фет, Даль, Брюллов, Беллинсгаузен, Литке, Якоби, Рунге, Шмидт, Рихтер и многие другие.

После ликвидации Запорожской Сечи, императрица России Екатерина II спешит включить украинские земли в единый хозяйственный комплекс и ищет пути заселения их деятельным населением.

 В 1762 - 1763 гг. Екатерина II издает указы о приглашении выходцев из Германии, Голландии и других стран Европы поселяться в южных регионах империи[1].

 В 1764 г. образуется Новороссийская губерния, а в следующем году Кременчуг стал ее центром. С 60-х годов XVIII века, с изменением статуса города, сюда из-за рубежа начинают приглашать различных специалистов-мастеров: художников, столяров, переплетчиков, ткачей и др. Многие из них поселились здесь навсегда. В 1786 г. князь Потемкин по поручению российского правительства отправил в Германию уполномоченного Траппа с целью привлечения колонистов для Новороссийского края. Трудолюбие, аккуратность, честность, добросовестное отношение к делу, пунктуальность немецкого населения способствовали хозяйственному развитию нашей страны.

Краз
Украинская Холдинговая компания "АвтоКрАЗ" — автомобилестроительное предприятие, известное более чем в 60 странах мира. За свою полувековую автомобильную историю предприятие выпустило около 800 тысяч тяжелых грузовиков.

Следует, впрочем, отметить, что на самом деле все началось не 50, а 60 лет назад, и что автомобильной истории предшествовала мостовая. 31 августа 1945 г. вышел приказ наркома путей сообщения СССР «О капитальном восстановлении железнодорожных мостов в 1945 г.», в одном из пунктов которого было указано: «В III квартале сего года приступить к строительству и организации мостового и механического заводов в Кременчуге». Усиленные темпы строительства позволили в январе 1948 года закончить и передать для подготовки к эксплуатации первые три пролета главного корпуса. Трест «Стальмост» МПС СССР принял решение начать выпуск мостовых конструкций. В первую очередь предстояло освоить выпуск типовых конструкций мостовых пролетов длиной от 33 до 88 м. 1 июня 1948 г. была забита первая заклепка в ферму — мостовой завод начал действовать. В 1949 году строители сдали корпус литейного цеха, кузницу и модельную мастерскую. Оставалось завершить главный корпус, возвести здание вспомогательных цехов, построить кислородную и компрессорную станции, парокотельную и гараж. За год завод изготовил 32 пролета мостов общей длиной в 1130 м и отправил на Западную Двину, Днестр, Клязьму.
Страница 5 из 9 «  1 2 3 4 5 6 7 8 9  »