(Бывшая Херсонская, К.Либкнехта)
Длина улицы — 3475 метров.
Находится между Западной дамбой и Улицей Макаренко в Крюкове. Простирается от Крюковского моста до сталелитейного завода.
Улица Ивана Приходько — одна из самых старых улиц в Крюкове. Дата возникновения улицы — неизвестна, так как планы Крюкова, составленные в 1760-1780хх годах хранившиеся в Москве, утеряны. На первых из сохранившихся планах 1798 года, улица начинается с Соляной площади, на которую выходил наплавной мост. Улица тянулась через весь посад Крюков, пересекала Базарную площадь с расположенными на ней ратушей, часовней. торговыми рядами и в районе нынешнего стадиона «Вагоностроитель» переходила в почтовую дорогу, ведущую в другие города губернии. Позднее этот тракт стал называться Херсонским, а от него получила название и крюковская центральная улица — Херсонская.
Самая ее главная особенность в те времена — обилие постоялых дворов, которые были заметны по клочкам сена, возвышающихся на воротах. «Многочисленность этих дворов ясно показывает, как велик тракт, проходящий через Крюков», – писал один из путешественников в 1885 году. Этот тракт был ни чем иным, как знаменитым Чумацким шляхом.
В первой половине XIX века на Херсонской улице появились две церкви.
Капитализация Кременчуга во второй половине XIX века сказалась и на Херсонской улице. Проведение Харьковско-Николаевской железной дороги положило конец чумацкому промыслу, опустела Соляная площадь, но появилась новая — Привокзальная. В 1869 году в глубине её строится нарядное деревянное здание вокзала 2-го класса станции Крюков-на-Днепре. Вокруг станции возникает промышленный узел — сооружаются шпалопропиточный завод и железнодорожные мастерские. Другой промышленный узел формируется в начале Херсонской улицы — на берегу Днепра, где находились лесопильные заводы И.Гурария, основанный в 1880 году, Б.Кроля (1896 год), Г.Залкинда (1880 год). На каждом в среднем работало 40-60 человек. И, наконец третий промышленный узел возник в 1896 году, когда на землях поселка Дзыгаровка, примыкающего к Херсонской улице, началось сооружение Главных вагоноремонтных мастерских Харковско-Николаевской железной дороги. Таким образом на Херсонской улице, в отличие от большинства кременчугских, промышленные предприятия не включались в жилую застройку, а концентрировались в трех местах.
Жилая застройка, несмотря на центральное положение Херсонской улицы, сохраняла усадебный характер. Большинство домов были одно- или двухэтажными. При этом на первом этаже, как правило, располагалась мастерская или торговая лавка, а на втором — жилые комнаты домовладельцев. Таков дом № 67 (по улице Приходько), сохранившийся до наших дней. Одноэтажные мещанские дома в 3-7 окон по главному фасаду с побеленными стенами, железными, выкрашенными в красный или зеленый цвет, крышами, с деревянными ставнями того же цвета, что и крыша, деревянным или металлическим навесом над парадным входом, расположенным чаще в деревянной веранде, в окружении зелени садов выглядели очень живописно. Представление о типичной крюковской мещанской усадьбе дают уцелевшие дома № 73 и 77 по улице Приходько.
Из общем массы скромной рядовой застройки Крюкова выделяется роскошный особняк купца I гильдии Г.Чуркина (ныне дом №43) построенный в 1902 году. Не много уступал размерами чуркинскому особняку расположенный напротив дом Алисова. Но был он гораздо скромнее по внешнему облику. После национализации в нем находились райисполком, райком комсомола, а с 1930-х годов — первая в Крюкове больница.
Широкой популярностью у крюковчан пользовалась «булочная турка», как её обыкновенно называли: булочное и торговое заведение Бозаджи Мохмет Сулеймана, находившаяся примерно в районе современной школы №9.
Уровень благоустройства на Херсонской улице был гораздо ниже, чем в Кременчуге. Вот как писали современники: «Заглянем мимоходом в Крюков! Бедный Крюков! Несет повинности одинаковые с Кременчугом, а между тем он не пользуется никакими плодами кременчугской культуры: ни мостовой (а существующая на Херсонской улице, что за мостовая), ни освещения, даже городового редко встретишь, когда он понадобится на улице. О санитарном же надзоре в нем что говорить?»
Только в конце XIX века на привокзальной площади появилось первое лечебное заведение в Крюкове — приемный покой при станции Крюков-на-Днепре, где был заведующим участковый врач Н.Соколов. О нем с благодарностью вспоминала не одна крюковская семья.
История Херсонской улицы до 1917 года связана с жизнью и деятельностью нашего земляка А.Макаренко.
После 1919 года улицу Херсонскую переименовывают в улицу К.Либкнехта. Появляется клуб рабочих вагоноремонтных мастерских, расположенный в бывшем небольшом театре «Корсо» (после войны магазин «Спорттовары», в данное время пекарня дом №65). При театре работал драматический кружок им. В.Короленко, возглавляемый в 1917-1919 годах А.Макаренко.
В 1922 году здание театра загорелось и восстанавливать его под клуб было нецелесообразно. Новый клуб им. И.Котлова построили в бывшем саду священника Архангельского, клуб был торжественно открыт 1 мая 1927 года.
Реконструкция вагоностроительного завода, начавшаяся в годы первой пятилетки, приводит к обновлению центральной крюковской улицы. Для рабочих завода на бывшей усадьбе Ф.Типакова строится многоквартирный дом (№ 101) с большим внутренним двором и разнообразными хозяйственными постройками. Недалеко от него сооружаются первые в Крюкове ясли-сад (потом детский санаторий).
30-е годы прошлого столетия отмечены в Кременчуге активным строительством школ. Одна из первых средних школ на 800 учащихся по новому проекту возводится на улице К. Либкнехта в 1936 году (ныне школа № 9 ).
Первые дни войны изменили облик города. На стенах домов появились плакаты, листовки призывающие население к борьбе с врагом, у клуба Котлова собирались рабочие вагоностроительного завода, желающие записаться в дивизию народного ополчения. На третий день войны в Крюков доставляются первые раненные и в клубе И.Котлова спешно разворачиваются эвакогоспитали.
В жаркие дни и душные ночи середины лета 1941 года потянулся на главной улице Крюкова нескончаемый людской поток. Измученные, исстрадавшиеся женщины с детьми на руках и нехитрым домашним скарбом за плечами брели на восток, стремясь уйти от настигавшей беды, от следующей по пятам войны. 9 августа 1941 года немецкие войска заняли Крюков, потянулись долгие месяцы вражеской оккупации.
25 ноября 1943 года советские войска вступили на улицу К.Либкнехта. Взорваны, сожжены целые кварталы у моста, разрушены многочисленные дома усадебной постройки, повреждена мостовая, уничтожены вагоностроительный завод, церкви, памятники.
После войны у нового моста вагоностроительный завод строит жилой поселок. Вдоль улицы К.Либкнехта выросли трехэтажные жилые дома с магазинами, учреждениями бытового обслуживания, библиотекой. В глубине квартала – двухэтажные дома с балконами, террасами и арками. Еще один жилой поселок строится ближе к заводу. Он состоит из двух- и одноэтажных жилых домов.
На субботниках и воскресниках возрождается парк культуры и отдыха вагоностроительного завода. 1950-начало 1960-х годов — время расцвета крюковского парка. Молодежь кружилась на танцплощадке в вальсе под духовой оркестр, пары постарше прогуливались по ярко освещенным аллеям вдоль благоухающих цветников. Справа от входа был буфет, где продавалось мороженое, конфеты и изумительно вкусный крюшон. В летнем театре, построенном в 1957 году демонстрировались кинофильмы, устраивались концерты художественной самодеятельности, в августе торжественно праздновался День строителя. А 19 мая детей бесплатно катали на качелях и каруселях в честь дня рождения пионерской организации.
Молодежь и комсомольцы выполняли главные работы при устройстве стадиона вагоностроительного завода, который тогда являлся одним из лучших в Полтавской области. В первые послевоенные десятилетия увлечение футболом носило характер эпидемии. В дни матча любимой команды все мужское население Крюкова отправлялось на стадион. А женская половина могла считать голы, не выходя из дома, так как крики болельщиков в момент гола, были слышны по всей правобережной части города.
В следующие годы застройка улицы продолжалась фрагментарно: на месте обветшавших индустриальных возводились многоэтажные дома. Были построены административное здание, в котором находится Крюковский райисполком и его отделы, двухэтажный гастроном «Правобережный» (сейчас супермаркет «МаркетОПТ»).
В конце улицы К.Либкехта построен Кременчугский сталелитейный завод в 1965-1970 годах на землях заболоченной поймы реки Гнилушки.
В 1996 году в связи с 425-летием Кременчуга по инициативе жителей улицы и ветеранов Крюковского вагоностроительного завода улице присвоено имя Ивана Митрофановича Приходько
29 мая 1997 года в день рождения И.Приходько крюковчане впервые торжественно отмечали День главной улицы Крюкова.
Литература: 1.
Книга “Улицами старого Кременчуга” А.Н. Лушакова, Л.И. Евселевский 2001 год