Кременчугский музей истории авиации и космонавтики

Если Вы , желаете помочь в создании музея истории аиации финансово или личным участием, хотите участвовать в поисково-исследовательской работе,  располагаете какой –либо информацией о выпускниках довоенного аэроклуба, о летчиках имеющих отношение к Кременчугу, хотите передать в качестве экспонатов любые предметы имеющие отношение к авиации 

ПИШИТЕ :  bishenko1952@gmail.com   ЗВОНИТЕ: 050-757-90-93 Бышенко Анатолий Николаевич

»

Акимов Иван Александрович

Акимов Иван Александрович

16.01.1916- 24.04.2002

(682 САП, 879 САП, 439 ОААЭ)

Родился в пос. Игнатовка, Поповского уезда, Симбирской губернии в семье рабочего.
В 1931 г. после окончания семилетки работал на ткацкой фабрике рабочим, а после окончания в 1933 г в Москве курсов нормировщиков, в возрасте 18 лет возглавил планово-экономический отдел фабрики и продолжал получать среднее образование.
В 1936 г. поступил на самолетостроительный факультет Казанского авиационного института. В 1937г почти в принудительном порядке, без отрыва от обучения в институте, закончил годичную школу первоначального обучения летчиков ВВС РККА (возможно аэроклуб).
В 1938 г. за отказ поступать в военно-авиационное училище был отчислен из института с формулировкой -  "за неуспеваемость в связи с тяжелыми семейными обстоятельствами" , исключен из комсомола и призван на срочную службу вместе с четырьмя такими же студентами-отказниками.

Служить попал в авиационную часть простым солдатом. Вся служба сводилась к караулам и уборке территории части и офицерского общежития.
По счастливой случайности судьба свела с командиром одной из авиаэскадрилей, который готовился к поступлению в академию. Красноармеец Акимов три месяца готовил  майора  по математике, физике и другим предметам.
В знак благодарности, после поступления в академию, последний вывез Акимова И.А. на У-2 и очень удивился умению последнего управлять самолетом и выполнять пилотаж. Узнав из личного дела, что он имеет начальное летное образование способствовал направлению его на учебу в Мелитопольское авиаучилище.
Весной 1940 г. по окончанию училища и присвоения звания мл.л-т был оставлен в училище инструктором. Осенью 1940 г. направлен на краткосрочные курсы в Роганьское училище, где освоил полеты на бомбардировщике СБ и получил штурманскую подготовку, а по окончанию, получил назначение в Новосибирское авиаучилище преподавателем по курсу бомбометания. В этой  должности прослужил всего 2 месяца, до начала войны.
С началом войны был откомандирован в Ленинск-Кузнецкий, для организации и проведения штурманской и др. видов  авиационной подготовки летчиков 682 ночн. бомб. авиаполка, формирующегося из числа выпускников аэроклубов переодетых в форму красноармейцев. Состоял в должности нач.штаба (адъютанта) эскадрильи.  В полку было только несколько кадровых офицеров прибывших из Новосибирского авиаучилища. С этим полком в декабре 1941 г. прибыл на фронт  в район Старого Оскола (командир полка – Покаевой Г.П., к концу войны  ком. 325 БАД.,  нач.штаба–капитан Ефимов, комиссар Голикевич. комеск–Суворовцев.)
 Полк двухэскадрильного состава ( 1эскадрилья истребительная на И-15БИС, 2 эскадрилья легкобомбардировочная на  У-2) зимой 1942 г. действовал на участке фронта по линии Новосиль-Малоархангельск-Щигры-Белгород-Курск. Боевые вылеты этого периода в летной книжке Акимова нач штаба 682 АП кап. Ефимовым, но заверены печатью 879 ОСАП.
Весной 1942 г. 2 эскадрилья полка(на У-2) была перебазирована на Орловское направление на аэродром Зыбино, где действовала в интересах 48 армии и находилась в подчинении 16 ВА. В этот период эскадрилья У-2 выполняла дневное и ночное бомбометание по переднему краю и ближним тылам противника.
1 эскадрилья( И-15) осталась в р-не Старого Оскола и в июне 1942г. была полностью уничтожена прорвавшимся ночью на аэродром немецким танковым десантом, вместе с самолетами, летно-техническим составом и батальоном аэродромного обслуживания.
С июля 1942 г. записи  о боевых вылетах в летной книжке Акимова И.А. подписаны  нач штаба 879 ОСАП  Осауленко и заверены  уже печатью 879 ОСАП. ( ком. полка? , но возможно, Покаевой Г.П., нач.штаба м-р Осауленко, нач.штаба 2 эскадрильи ЛошаковП.П.).
  В своих мемуарах "Страницы прожитых лет" об этом Акимов ничего не пишет. Вполне возможно, что после потери одной эскадрильи 682 АП на базе оставшейся эскадрильи был сформирован новый 879 ОСАП, в котором он воевал до его расформирования .
В мае 1943 г( по печати в летной книжке с 17 января 43 г).  2 эскадрилья 879 САП летавшая на По-2  была преобразована в 439 ОААЭ (командир майор Волков Петр Дмитреевич,  нач.штаба  капитан Надеин Федор Акимович)  и придана штабу 48 армии., а летчики   истребительной эскадрильи  879 САП ( среди них и Мавренкин Иван Владимирович)  были  направлены на переучивание на новые типы самолетов, а затем переведены в  другой истребительный полк.
439 ОААЭ принимала участие в Курской битве с первого до последнего дня, выполняя полеты на дневное и ночное бомбометание, корректировку артиллерийских стрельб, разведку и впервые агитполеты над немецкими позициями с громкоговорителями.
В августе 1943 г. Акимов И.А. назначается штурманом  439 эскадрильи.
В сентябре 1943г. эскадрилья базировалась в с. Семеновка Черниговской области. Базировалась продолжительное время, выполняя, в основном, ночные полеты  на Злынку, Добруш, Гомель, участвовали в ликвидации Бобруйской группировки, освобождении Белоруссии, Польши.
Во время штурма Кенигсберга 439 эскадрилья выполняла, кроме бомбежек еще и агитационные полеты над крепостью, разбрасывая листовки .
Последние боевые вылеты 439 ОААЭ выполнила с аэродрома Мюльхаузен на  Данциг и Эльбинг. Победу встретили в Восточной Пруссии в  поселке Ленцен. , но приходилось еще летать(19 полетов)  в мае и июне на поиск власовцев и небольших групп немцев. Уже после 9 мая самолет Акимова попадал под обстрелы с земли.
 Из  32 человек первоначального летного состава полка сформированного в 1941г до Победы дожили только 3 чел.(см.фото 1945 9 мая пос. Ленцен). На указанном фото слева направо запечатлены :
-лейтенант Дергачев Василий Карпович(более 400 боевых вылетов), после демобилизации проживал в г.Суммы;
-лейтенант Головашкин Николай Власович в 682 САП прибыл из училища в звании сержант(430 боевых вылетов), после войны служил на Северном и Черноморском флотах в числе плавсостава. Демобилизовался в звании полковника в 70-х годах. Проживал в Севастополе;
- капитан Акимов Иван Александрович  штурман 439 ОААЭ( 462 боевых вылета). Награды- два ордена Красной звезды,  орден Отечественной войны  2 ст., медали. Во время боевых вылетов был несколько раз ранен . После войны служил в Кировоградском авиационном училище преподавателем по курсу бомбометания. Демобилизован в 1946 г. в связи с ликвидацией училища. Проживал в Кременчуге,  в конце 90-х написал книгу "Страницы прожитых лет". Книга издана после смерти в 2004г.  Похоронен  Акимов И.А. в Кременчуге;
-старшина эскадрильи Пьянков.

Акимов Иван Александрович 1995

439 ОААЭ всю войну действовала в интересах 48 армии и ни разу не отправлялась  в тыл на переформирование или пополнение. Пополнение из молодых летчиков вводилось в строй в боевых условиях.
После войны было четыре встречи ветеранов 439 ОААЭ. Три из них в Кременчуге ( см.фото 1968 встреча ветеранов 439 ОААЭ) и одна в Севастополе.

А.Бышенко  г.Кременчуг

Источники:

1. И.А.Акимов "Страницы прожитых лет" Издат. "Пирамида" Кременчуг 2004.
2. Личные документы И.А.Акимова периода войны.
3. Воспоминания В.И.Акимова сына И.А.Акимова.

Пользовательский поиск

 

Инструкция как комментировать


Кременчуг