
Автор: Петр Потапенко
К началу сентября части 297-й дивизии удерживали Кременчуг. Но для дивизии возникла угроза окружения, потому что гитлеровские войска выше и ниже по течению прорвали фронт и преодолели реку Днепр.
9 сентября 1941, во вторник, 297 дивизия после 30-дневной обороны оставила город Кременчуг.
Осенью 41-го немцы подняли рухнувшую ферму моста и установили на место. Бык-опора не был разрушен, только, «подушки» опоры и верхняя часть прямоугольных камней на одном из углов быка были снесены в воду.
Вокруг моста гитлеровцы устроили запретную зону, натянули в два ряда колючую проволоку. В зоне не было ни деревьев, ни даже сорняков. Подходы к мосту усиленно охранялись.
За время оккупации Кременчуга немцы успели построить деревянный мост через Днепр руками пленных красноармейцев. В Кременчуге было несколько лагерей для военнопленных, в основном в нагорной части. А один лагерь находился в квартале на углу улице Пролетарской (ныне Небесной Сотни) и Украинской, на територии Зеркальной фабрики. Там стояли двухэтажные кирпичные здания, просторный двор, на котором лежали упакованные кипы прямоугольного стекла для зеркал. В этих помещениях содержались военнопленные — несколько тысяч. Именно они и строили деревянный мост на Первом Занасыпи.
К началу зимы они выровняли строительную площадку (большая часть этой местности была песчаная), сделали подъезд к берегу Днепра, немцы привезли много леса различных пород. Под конец 1941 пленные изготавливали детали для моста из дерева, забивали специальными приспособлениями — «бабами» — дубовые сваи в дно Днепра (ведь дуб в воде не гниет, а только крепнет, топор не врубить). На этих сваях отлили из цемента быки-опоры.

Когда все это было подготовлено, начали строить проезжую часть моста зимой 1942 года. Тракторами и тягачами завозили по льду готовые детали из дерева и металические крепления. Зима была очень сильная, стояли 40-градусные морозы, лед толщиной до 1 метра, выпало много снега. Много пленных погибли от мороза.
Мы, дети из нашего двора и много детей с Занасипа, ходили с мешками и санками к мосту собирать отходы дерева на топливо. Немецкие часовые нас не трогали, ведь мы подбирали все дерево до нитки, и немцам не надо было убирать строительный мусор. Но когда военнопленных гнали на работу и с работы, часовые кричали: «Киндер, век, век!», И мы бежали. Взрослых гражданских к мосту не допускали.
Тогда я обратил внимание, каким образом делали настил пола моста — паркетом в форме «елочки».
К весне 1942 года фашисты открыли движение по построенному деревянному мосту. По этому мосту ездили в основном автомашины и иногда гужевой транспорт. Но наводнение было такое, что мост залило. Мост оказался низковат.
Гитлеровцы сделали отметку уровня наводнения на скале возле речного вокзала «5 april 1942», но это был апрельский уровень воды, затопила пол деревянного моста. А уже в мае, уровень воды в днепре поднялся настолько, что затопило весь мост, только перила виднелись.
Во время боев за освобождение Кременчуга и отступления фашистов деревянный мост был разрушен — сожжены прогоны надземной части, взорваны надводные прогоны. Трудно с уверенностью утверждать, кто разрушил деревянный мост — или немцы, или наши самолеты.
Сейчас от немецкого моста остались только быки-опоры, шесть с кременчугской стороны и один из крюковской.
Судьба бывшего деревянного моста это тоже вехи исторической памяти, которые напоминают нам о событиях войны в городе Кременчуге в 1941-1943 годах.
После того, как вышел из строя деревянным мост, фашисты выше по течению за железнодорожным мостом быстро навели второй понтонный мост (первый понтонный мост был наведен еще тогда, когда деревянный мост был цел). Тремя мостами — железнодорожным и пантонными — большая часть войск вермахта успела переправить боевую технику на правый берег, а потом немцы взорвали железнодорожный мост. Понтонные мосты были разбиты нашими советскими самолетами, но уже поздно, вражеские войска успели перебраться на другой берег.
При отступлении фашистские зондеркоманды взрывали все подряд, от железнодорожного вокзала до моста. Закладывали пироксилиновые шашки через каждые несколько метров колеи (они так спешили, что даже не успевали подпаливать все заложенные под колеи взрывчатки), взорвали железнодорожный мостик, который пересекал проход с улицы Шевченко на Первый Занасыпь. Но уничтожить успели не все: тоннель уцелел. В последний момент взорвали железнодорожный мост на правом берегу: два прогона лежали в воде, третий будто вздыбился. Другие восемь пролетов стояли ровно, как на шнурке. Все десять быков уцелели.
Источник: Книга: «Кременчук. Три мости через Днiпро та їх доля 1872-1949 рр.» Петро Потапенко 2011 рiк