Вниз по Днепру в 300 верстах от Киева с давних времен вырос окружной город Кременчуг. Не доезжая десятка верстов до Кременчуга вас приветствуют заводские трубы, маячат издалека и растут на всю свою величину. Это дымоходы табачных фабрик в Кременчуге.
Затягивая небо дымом, отравляя воздух духом простого табака, раскинулись кременчугские фабрики, а между ними, словно заблудившись, стоит стесняясь перед соседями за свою невзрачность лесопилок ВУПЛа.
Долгие годы строительства записали красивые страницы в историю деревообрабатывающей промышленности Украины лесопилку ВУПЛа в Кременчуге. С маленького предприятия кустарного типа выросла мощная лесопилка, имеющая в своем производстве более 200 человек рабочих.
Пита для лесопилки, сплавный лес, каждый год прибывают с днепровского верховья. Стоя на берегу возле лесопилки, можно охотно смотреть как прибывают сплавы связанных бревен, свежего нарубленного леса. Мыслью вы несете за несколько сот верстов туда, где рабочие, рубя мощные деревья лесных участков, обрубают им ветки, вяжут их в сплавы и пускают по Днепру. Сотни верстов водяного пути переплывают эти сплавы на буксире любого парохода. Наконец они пришли к цели. Вот они доплыли до городского причала и бурлаки линьями подтягивают их к лесопилке. Глядя на них, на их загоревшие лица, любуясь их гигантской силой, так и вспоминаешь волжских бурлаков с выпяченной здоровой грудью, где видны мозоли от веревки, закаленные силой днепровского течения. Путешествие деревянных бревен окончено, — от причала оттягивают их конями на берег. Здесь они сложены в кипы, ждут пока их переделают на доски и другой пылематериал.
Прошли несколько шагов по берегу – и вас привлекает шум лесопилки, вы по инерции подаетесь туда, где рывет пила, стонут бревна, шумят машины, образуя симфонию свойственную тартаку. Как зайдете в лесопилку – вас обвеет свежим духом распыленных досок и опилок. Плавко идет вагонетка с бревнами под станок, правильно режут дерево остро наточенные пилы, бряцая деревянными опилками во все стороны. Несколько секунд и вы видите как десяти пудовое бревно превратилось в пятнадцати фунтовые доски. Немедленно подтягивают дальнейшие бревна, которых ждет такая же судьба. Восемь часов неустанного труда в симфонии звуков тартаковых станков, в пыли деревянных опилок рабочий-деревообработчик вносит свою трудовую пайку в общее дело социалистического строительства. Куда нисколько не предназначен этот пыле-материал, себ-то доски, крепить рудники, строить мосты, дома, сплавы, заводы — да разве вспомнишь все, на что идет этот лесматериал. Общее дело нашего строительства умело оценить эту единицу и позволило ей ежегодно расти. Некоторые работники с первого дня строительства тартака связали свою судьбу с его судьбой. Познакомившись поближе с историей тартака вы услышите, как гордясь и волнуясь рассказывает старый рабочий при жизни ВУПЛового тартака.
“Получили в наследство полуразрушенный лесопилок с одним верстаком. С самыми маленькими средствами пришлось начинать все сначала: дом ремонтировать, искать на рынке пилы и покупать их, наладить бесперебойные поставки леса, поднимать какие-то продукции, потому что к нам на производство приходили люди мало знакомые с работой. Здесь они впервые понимали что это такое древесина, здесь они практически учились этой работе и теперь говорят за лесопилку, словно за своего ребенка. Это все говорится за 1923 год. С тех пор мы от восстановления перешли к постепенному росту и распространению лесопилки”.
С радостным лицом показывает рабочий-выдвиженец новые распилочные станки, механическую приставку бревен к станкам, показывает как отвозится от них доски, отмечает, как улучшить быт рабочих.
Этого мы достигли в последние годы нашим трудом.
Так помогали сами рабочие улучшать свой лесопилку. Не жалея своих свободных часов, своего отдыха, они приходили сюда, на лесопилку, на производственные совещания, отмечали имеющиеся на заводе недостатки вносили свои предложения и в то же время не забывали и за себя. Возвышая свой культурный уровень, проводя на производстве пролетарскую дисциплину, выживая разные прогулы, они тем самым повышали свое благосостояние. Многие рабочие в течение этого времени сумели себя выявить, как ценны рабочие и теперь они выдвинуты на административно-хозяйственные должности. Немало ценного союзного актива дал ВУПЛевский лесопилку пролетарским организациям, которые теперь руководят отсталыми слоями рабочего, втягивая их в наше повседневное строительство.
Покидая лесопилку, вам приходится переходить по коридору, связывающему лесопилку с красным уголком и конторой. В этом коридоре работает 50 человек рабочих, сбивая специально нарезанные доски в ящики на табак. При потребителе этих ящиков есть кременчугски же окрестные табачные фабрики. Долго преследует вас картина всего что вы видели и новый для вас шум лесопилки, пока улицы маленького города приятным духом акации не заведут вас в Днепр.
Автор: Л.Нодланд