На развитие и достижения современной образовательной отрасли г.Кременчуга повлияли исторические предпосылки ее формирования, сохранения традиций дореволюционной и советской школы, опыт и педагогические достижения учительской общины города.
Целью нашего исследования было выяснение сети, кадрового состава, материально-технического состояния, режима функционирования и развития образовательных учреждений города в первые дни после освобождения города Кременчуга от захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
Среди многих работ ученых, которые исследовали историю Кременчуга (Д. Вирский, В. Крот, А. Осташко, В. Юшко и др.) большое внимание обращалось на социально-экономическое, культурное и политическую жизнь города, детально разработаны темы индустриализации, иследованы темы строительства города середины 40-х годов XX века. Но малоизученными остаются вопросы организации работы учебных заведений в первые послевоенные годы.
Советские войска освободили г.Кременчуг 29 сентября 1943. Но, несмотря на социальные и другие проблемы, партийная и советская власть уже 1 октября 1943 создали городской отдел народного образования. Заведения образования стали располагать в полуразрушенных и приспособленных помещениях. Сеть состояла из 13 дневных школ, из которых 5 находились в Крюкове. Действовали вспомогательная школа, школа для глухонемых [1], детский дом, 2 детских сада.
Учитывая то, что годы войны лишили возможности окончить среднюю школу взрослым людям, Постановлением Кременчугского городского Совета депутатов трудящихся от 30.07.1945р. вечерняя школа рабочей молодежи была реорганизована в среднюю вечернюю школу для взрослых в Крюкове [2].
Послевоенная власть заботилась о сети культурнообразовательных заведений. Действовала музыкальная школа, которая имела класс народных инструментов и класс фортепиано.
Повышение культурного уровня населения города в целом было невозможным без библиотеки. Приказом отдела народного образования от 15.10.1943 года была создана городская библиотека, штат которой состоял из заведующей Бувайло М.С. и 3 библиотекарей. В первые дни работы библиотека обратилась к населению с призывом пополнить книжные фонды добровольными пожертвованиями [3].
Задачей органов власти была организация летнего отдыха школьников. С этой целью летом 1945 года отдел народного образования создал на базе школы № 6 (в приспособленном помещении, на третьем этаже) детский пионерский лагерь для 400 детей. Но работа лагеря имела ряд существенных проблем: в питании детей редко были горячие блюда,что свидетельствует о нехватке продуктов, отсутствие квалифицированных поваров и низкий уровень организации питания и отдыха. Непродуманной была расстановка кадров и уровень воспитательной работы, что привело к немедленного вмешательства в работу лагеря работников отдела народного образования и изменения педагогического состава и руководства лагеря [4].
Нехватка квалифицированных педагогических кадров, отсутствие у них опыта работы, беспризорность, бродяжничество, трехлетняя перерыв в учебе иногда приводили к нарушениям в организации учебного процесса в образовательных учреждениях города.
Приказами отдела народного образования указывается на драки между учениками, особенно юношами грубые ругательства, курения. Ученики приходят в школу с семенами и сорят в классах и коридорах.
“В результате неудовлетворительного надзора за поведением учеников 03.03.45 г. произошла драка группы учеников 3-й школы с учеником 4-й школы, в результате которой ученику 3-й школы нанесена ножевая рана ” [5].
Народным комиссариатом просвещения СССР разработаны “Правила поведения учеников школ”. Введение этих Правил обязывало учеников строго их соблюдать, а педагогам следить за этим. Развернутое по этому поводу обсуждения в прессе должно было способствовать обеспечению дисциплины в массовых школах, воспитанию сознательного гражданина и защитника Отечества [6].
Руководители школ “развернули деловую и здоровую критику работы отдельных учителей, разоблачив причины отсутствия в школах настоящей сознательной, культурной поведением учеников ” [7].
Проводилась определенная работа по организации труда педагогов. Распоряжением Кременчугского городского Совета депутатов трудящихся от 16.01.45 г. установлено рабочий день с 9.00. до 18.00.[8]
При городском отделе образования действовал педагогический кабинет со штатной количеством 2 работника. Ими предоставлялась систематическая помощь педагогам школ города. Военные руководители школ проходили курсы повышения квалификации в г. Лубны.
Среди затронутых вопросов требуют дополнительного изучения проблемы деятельности руководящих кадров как школ и городского отдела. Остаются неизученными причины текучести кадрового состава директоров школ, руководителей городского отдела народного образования, возможных репрессивных мер по ним. (Только за неполных два года с конца 1943 по 1945 год в должности заведующего городского отдела народного образования находились, сменяя друг одного, 3 руководителя: тов. Демиденко – в дальнейшем политинспектор гороно, Немченко – уволен как “такой, что не обеспечил руководства гороно” и Величко. Нуждаются дополнительного выяснения причины массового выезда учителей города в ноябре 1945 года в Ровенскую область.
Итак, несмотря на ряд недостатков в организации учебно-воспитательного процесса в заведениях города, в первые послевоенные годы было создана действенная система оказания образовательных услуг, осуществлялась работа по подготовке, расстановке педагогических кадров, по созданию материально-технической базы школ, действовали учреждения по воспитанию детей-сирот, удовлетворялись образовательные потребности населения города в дошкольном, среднем, вечернем, внешкольном образовании, обеспечивалась занятость и отдых детей в летний период.
Литература:
1. Приказ от 27.07.45г. №63 //Книга приказов Кременчугского городского отдела народного образования (1945г.)
2. Приказ от 02.08.45г. №73 //Книга приказов Кременчугского городского отдела народного образования (1945г.)
3. Приказ от 15.10.43г. №12 //Книга приказов Кременчугского городского отдела народного образования (1943г.)
4. Приказ от 14.06.49г. №63 //Книга приказов Кременчугского городского отдела народного образования (1945г.)
5. Приказ от 03.11.45г. №20 //Книга приказов Кременчугского городского отдела народного образования (1945г.)
6. Режим и стиль советской школы // Учительская газета. – 1945. – №7. – 07.02
7. Приказ от 14.11.45г. №12 //Книга приказов Кременчугского городского отдела народного образования (1945г.)
8. Приказ от 16.01.45г. №162 //Книга приказов Кременчугского городского отдела народного образования (1945г.)
Автор : Москалик Геннадий Федорович – старший преподаватель кафедры СГД Кременчугского института Днепропетровского университета экономики и права.