Кременчуг, к сожалению, не относится к городам, богатым на культурные шедевры и исторические достопримечательности. Свою разрушительную роль сыграли трагические события Второй мировой войны, которые почти стерли Кременчуг с лица земли, да и люди не слишком бережно обходились со своим культурным богатством.
Так сложилось, что на сегодня львиную долю кременчугских монументов составляют памятники советской эпохи, посвященные событиям советского периода жизни города. Но история их появления, существования и исчезновения иногда читается не с меньшим восторгом и интересом, чем любые приключенческие рассказы. Возьмем для примера памятник, посвященный ныне уже не существующему ленинскому комсомолу – организации, с которой были связаны жизни подавляющего большинства советских людей.
Во второй половине 60-х годов ХХ века в Украине происходило сворачивание демократических перемен времен «оттепели». Культурная жизнь снова попала под жесткий пресс тоталитарной идеологии, прекратилось снисходительное отношение к проявлениям национализма и инакомыслия, новая волна преследований постигла религию. Прославление дружбы между народами, пролетарского интернационализма, увековечения истории партии и комсомола снова стали ведущими темами художественных произведений. «Модными» стали обращения к предыдущим или к будущих поколений – закладка капсул с письмами в стены новостроек и фундаменты памятников.
Общегосударственная политика нашла отражение и на местном уровне. 6 ноября 1968 года в Кременчуге состоялись торжественный митинг и парадная шествие по случаю открытия монумента комсомольцам 20-30-х годов от комсомольцев 60-х годов в честь 50-летия ВЛКСМ. Памятник представляет собой Стеллу из барельефной скульптурной группой, сбоку которой размещался надпись: «Памяти всех, кто дал нам счастливую и радостную жизнь, спокойное и чистое небо – комсомольцам 20-30-х годов благодарные потомки, комсомольцы 60-х годов ». Символическую роль должно было играть местоположение сооружения – созданный на месте разрушенной Свято-Троицкой церкви сквер «Космос». Новый памятник с заложенным в него обращением следующим поколениям комсомольцев гармонично сочетался с художественным оформлением сквера, который стал приятным и любимым местом отдыха кременчужан.
Не только местная пресса отметила торжественное событие в культурной жизни города. Фотографию монумента и его автора – молодого львовского скульптора Петра Флита – напечатала всесоюзная газета «Правда» от 1 сентября 1968. Фото вряд ли можно назвать удачным, избранный ракурс несколько исказил пропорции барельефа, да и качество печати оставляло желать лучшего. Тем не менее, именно это изображение стало толчком для развертывания бюрократической деятельности чиновников, и для определенных оргвыводов.
Уже 2 сентября 1968 «Правда» получила письмо москвича В. Коврыги, представителя того поколения, память которого стремились почтить кременчужане. Бывший комсомолец писал в газету:
«Я … хотел бы, чтобы памятники к 50-летию комсомола радовали глаз и давали настоящее представление о той молодежи, чтобы памятники и люди, изображенные на них, были красивыми, идейно возвышали людей. Ни одному из этих требований памятник не соответствует».
Далее идет перечисление неточностей в изображении комсомольцев на стелле:
- молодежь не закрывала лоб косынками, кепками или буденовках;
- не было подложек на плечах под шинелями;
- нашивки на шинелях располагались несколько не так, как это выглядит у скульптора и т.д.
Москвич требовал исправить указанные им недостатки и привести памятник в соответствие с собственными представлениями.
Газета переслала письмо в Министерство культуры СССР. В свое оправдание начальник Управления изобразительных искусств В. Яценко в ответе читателю заявил, что памятник этот создавался без решения правительства и проект его не рассматривался специалистами.
Министерство культуры обратило на это внимание скульптора и указало местному руководству. Обращение читателя “Правды” стало поводом для ускорения подготовки письма в Совет Министров о недопустимости сооружения памятников без решений руководящих органов.
На дальнейшую судьбу монумента вышеуказанные события никак не повлияли (очевидно, тематика сооружения послужила надежной защитой от критики. Памятник спокойно дожил до сегодняшнего дня, но его судьба трагикомическая. В 1999 году была восстановлена и возобновила работу Свято-Троицкая церковь. Бывший сквер «Космос» передано церковной общине с целью дальнейшего развития соборного комплекса. К чести верующих, следует заметить, что они не только не причинили никакого вреда памятнику, но и ухаживают за ним так же бережно, как и за всей территорией сквера. Так и стоят рядом, в нескольких метрах друг от друга, религиозное сооружение и скульптурное изображение ярых безбожников – комсомольцев – в плену церковной ограды, вызывая удивление современной молодежи, но не пробуждая никаких политических эмоций или сомнений по поводу точности воплощения замыслов художников и власти.
Неизвестно правда, не будет ли мешать монумент запланированной дальнейшей застройке собора. А неплохо было бы сохранить все как есть, продемонстрировав землякам и гостям Кременчуга пример настоящей толерантности и терпимости, а заодно и заботу о культурном наследие, о которой так много говорится и так мало осуществляется практических шагов для выполнения благих намерений.
Автор: Овчаренко Светлана Григорьевна – преподаватель кафедры СПН Кременчугского государственного политехнического университета.
Материалы научно – практической конференции “Кременчуге – 435 лет”