Одно из первых упоминаний о городском театре в Кременчуге относиться к 1810 году. Князь И. Долгорукий, в присущей ему саркастической манере, весьма нелестно отзывается об игре актеров, и о кременчугской публике. В 1820-е годы в кременчугском театре играл выдающийся актер М. Щепкин. А. Карнелиус, описывая Кременчуг 1825 года отмечает:
«Здесь также выстроен театр, на котором играют приезжие актеры. В нынешнюю ярмарку был известный в Украине Г. Штейн со своею труппой, которого балеты заслужили бы некоторое внимание самих жителей столицы.»
Место его расположения и более подробное описание найти пока не удалось. Столь же скупы сведения о Кременчугском театре середины XIX века:
«Здесь есть здание театра, в котором дают представление харьковские актеры»
В 1876 году подполковник П. Козельский перестроил свою гостиницу на улице Екатерининской (ныне Соборная) в каменный театр. В 1888 году здание покупает известный мучной фабрикант И. Немец, владелец одной из самых мощных в Кременчуге паровых мукомольных мельниц. Вместительность театра составляла 550 человек. Здесь находилось 40 лож, 152 кресла и галерея на 350 зрителей. Цены на билеты, как для провинции, были достаточно высоки:
- 42 коп. – галерея,
- 80 коп. – последний ряд стульев.
Организация театральной жизни в Кременчуге принципиально не отличалась от практики провинциальных театров Российской империи. Театральное помещение арендовалось антрепренером, которым или формировал свою труппу или приглашал на гастроли на определенных условиях актерские коллективы или отдельных исполнителей. Реже театр снимали актерские товарищества, которых в конце XIX — начале XX вв. было достаточно много.
Среди кременчугских антрепренеров русской драмы встречаются имена корифея украинского театра М. Кропивницкого, известного антрепренера из актеров Г. Черкасова, популярной актрисы О. Лавровской. Но настоящей легендой провинциального театра России стал кременчугский антрепренер Н. Филипповский, который в 1892 году отпраздновал 15-ти летие, а в 1902 году — 25-ти летие своей антрепренерской деятельности, протекавшей с небольшими перерывами в одном и том же кременчугском театре. Такая привязанность к одному городу и такое творческое долголетие в одном театре — случай единственный во всей истории дореволюционного русского провинциального театра.
Спектакли у Филипповского ставились, как правило, четыре раза в неделю. Чтобы удержать внимание публики, приходилось все время обновлять репертуар. Так, за период с 1-го января по 10-е февраля 1890 года было поставлено 180 пьес. Они шли обычно, с одно-двух репетиций, что заметно снижало качество постановки. Не всегда сборы в кассе были полными, не каждый сезон приносил прибыль, но Филипповский аккуратно и честно расплачивался с актерами. Последний спектакль сезона в кременчугском театре заканчивался бенефисом антрепренера, во время которого Филипповскому подносили бесчисленные подарки от публики и традиционный адрес от артистов, в котором они благодарили его «за неизменное доброе, товарищеское к ним отношение и неизменно честную расплату».
С кременчугским театром связано возрождение украинской драмы после печально известного указа 1876 года, запретившего театральные спектакли и концерты на украинском языке. В 1880 году арендатором кременчугского театра стал кременчужанин, актер, драматург и антрепренер Г. Ашкаренко. Его перу принадлежат социально-бытовые пьесы и комедии:
- «Рiдна мати гiрша мачухи»
- «Маруся»
- «Старовина або Кривавi поминки» и др.
В первый год антрепризы у Ашкаренко была русская труппа, но мечта ставить украинские пьесы его не покидала. Он приобретает украинские театральные костюмы, необходимы для украинских пьес реквизит, договаривается о сотрудничестве с местным любительским хором под руководством Браиловского. К тому же публика плохо посещала русские спектакли, сборы падали, труппа прогорала. И в этой обстановке, по совету М.Кропивницкого, входящего в его труппу, и при его горячем участии, Ашкаренко посылает слезную телеграмму всесильному тогда министру внутренних дел России Лорис-Меликову с просьбой разрешить поставить несколько украинских спектаклей для укрепления финансового положения труппы. Ответа долго не было. И когда уже все разуверились, в ноябре 1881 года неожиданно пришло разрешение.
Первой была поставлена бессмертная «Наталка-Полтавка» И. Котляревского. В этом спектакле дебютировал как профессиональный актер Н. Садовский в образе Петра. Роль Выборного исполнял М. Кропивницкий, Возного — Г. Ашкаренко, Наталку — Н. Жаркова. Успех спектакля был ошеломляющий. Н. Садовский позднее вспоминал так об этом событии:
«По мiсту незабаром розiйшлися чутки про дозвiл на українськi вистави i весь город захвилювався… Перша вистава була цiлковитий, загальний трiумф… Кропивницького публiка зустрiла бурею оплескiв i галасом таким, що весь театр трусився, немов бы от-от розвалиться… Кожен номер пiснi треба було спiвати по кiлька разiв… У кiнцi спектаклю вiтання перейшло в овацiю…»
С не меньшим успехом шли и другие украинские пьесы:
- «Сватання на Гончарiвцi»,
- «Дай серцю волю, заведе в неволю»,
- «Шельменко-денщик»,
- «Щира любов»,
- «Кум — мiрошник».
Слава об успехе украинских спектаклей кременчугской труппы быстро разлетелась по всей Украине. Кременчугских актеров пригласили в Харьков, где после первого же спектакля была устроена овация. Затем с триумфом прошли гастроли в Киеве. Так, благодаря кременчугской антрепризе Г. Ашкаренко, состоялось второе рождение украинского профессионального театра.
И с того времени на кременчугской сцене играют не только русские труппы, но и смешанные русско-украинские и украинские. Кременчужане с восторгом и благодарностью принимали у себя лучшие украинские труппы:
- М. Кропивницкого,
- М. Старицкого,
- Н. Садовского,
- П. Саксаганского,
- И. Карпенко-Карого,
- А. Суслова,
- театр корифеев («Малоросiйська трупа М. Кропивницького пiд орудою П. Саксагоньского i М. Садовського з участю М. Заньковецької»),
- Киевский стационарный украинский театр.
Кременчугский зритель мог наслаждаться несравненной игрой украинских актеров:
- М. Кропивницкого,
- Н. Садовского,
- М. Заньковецкой,
- П. Саксаганского,
- И. Карпенко-Карого,
- С. Тобилевича,
- Л. Линицкой,
- А. Затыркевич-Карпинской,
- и многих других.
Именно эти украинские труппы с их звездным составом актеров, глубокой социальной тематикой пьес, прекрасными постановками, близкими народу национальными традициями способствовали росту театральной культуры, что, в свою очередь, создавало Кременчугу славу театрального города, куда стремились на гастроли лучшие театральные коллективы страны. В разное время в Кременчугском театре гастролировали:
- драматическое товарищество Соколова,
- товарищество Козельского
- товарищество оперных артистов Медведева,
- товарищество русских артистов с участием Петипа,
- польская драматическая труппа,
- и много других.
Театральное здание, обветшавшее и полуразрушенное в годы гражданской войны (в 1918 году кайзеровские войска устраивают здесь конюшню), возрождается к новой жизни в 1922 году. По проекту городского архитектора Л. Шлапаковского театр реконструируется, зрительный зал переоборудуется на 800 мест, расписывается новый занавес.
В Кременчуге вновь гастролируют лучшие театральные труппы страны. Вспоминает кременчужанин Д.Гуриненко:
«Снаружи это здание ничем не выделялось, а внутри — чудесный зрительный зал с партером, в четыре яруса ложами, бельэтажами и балконами… Помню, с каким большим успехом проходил спектакль «Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорницi». Роль Марюси играла молодая тогда Наталия Ужвий, а роль Грыця — Гнат Юра»
Прекрасно помнят довоенный репертуар Кременчугского театра В. Федько и В. Рядненко. Это и «Касатка» А. Толстого с З. Баранцевич в главной роли, и знаменитая Д. Зеркалова в спектаклях «Бой бабочек», «Погибшая девушка», и театр Ю. Завадского с В. Марецкой, и Ростовская опера, и Ярославский театр им. Волкова, и выступления отдельных прославленных артистов:
- Л. Собина,
- М. Литвиненко-Вольгельмут,
- И. Паторжинского,
- О. Петрусенко.
В театре проходили торжественные собрания, посвященные революционным праздникам, смотры художественной самодеятельности школьников. Вспоминает В. Рядненко:
«В театре мне приходилось бывать не только в роли зрителя, но и «актера», участвуя в смотрах школьной художественной самодеятельности. В 1938 году в составе группы авиамоделистов городской детской технической станции приветсвовал участников торжественного собрания, посвященного 20-ти летию РККА (Робаче-Крестьянской Красной Армии), проходившего в театре. Мы пускали с балкона на сцену авиамодели, сбрасывали в зал парашютики с конфетами».
Изредка в театре устраивались даже цирковые представления, пока в 1933-1938 годах на Театральной улице не построили огромное деревянное здание цирка.
После войны театр в Кременчуге восстановить не удалось…
По материалам книги «Улицами старого Кременчуга». Авторы: А.Н.Лушакова и Л.И Евселевский