» » Церкви Кременчуга

Крестовоздвиженская церковь в Крюкове
Автор: Музиченко Наталія Валентинівна

Якось років з 15 тому, оглядаючи експозицію музею Крюківського вагонобудівного заводу, автор звернула увагу на стенд, де розміщувалась чорно-біла фотографія кам’яної однобанної споруди з дзвіницею. Приклеєна внизу машинописна етикетка інформувала, що це Покровська церква у Крюкові, 1896 рік. Ця світлина свого часу була опублікована у відомому краєзнавчому виданні, але під назвою «Крестовоздвиженская церковь. Конец ХІХ века» [1, с.201]. 

Лютеранская церковь в Кременчуге
Автор: А.Н.Лушакова

В 1828 году общество немцев в Кременчуге открыло на улице Веселой №23 кирху (лютеранскую церковь - деревянное строение в готическом стиле). При ней в 1831 году была основано лютеранское одноклассное немецкое приходское училище. Законоучителем в этом училище был пастор Евгений Карлович фон Флиднер.

Средства на содержание училища кирха отпускала в течение всего времени его существования, вплоть до революции. Известно, что в 1889/1890 году в училище обучалось 16 мальчиков и 11 девочек.

Троицкая церковь в Кременчуге
Автор: А.Н.Лушакова

Первая деревянная Троицкая церковь в Кременчуге была открыта в 1891 году по ул. Полтавской. 

Полтавским трактом (улицей) сначала называлась практически вся современная ул. 60 лет Октября (вернее теперь уже проспект Свободы): от Екатерининской (современная улица Ленина или Соборная) и дальше, через Песчаную гору она вела на Полтаву, в начале ХХ века её участок до Песчаной горы тоже стал называться Екатерининской. 

Покровская церковь в Кременчуге

В XVIII веке в Новороссию возвращаются старообрядцы из западной Украины и Белоруссии.  Правительство в лице Екатерины II гарантировало им  возможность  свободного и беспрепятственного отправления религиозного культа.  В Кременчуге русские старообрядцы селились на окраинной улице,  на трех кварталах в стороне от современной Первомайской улицы.

Одной из первых сооружений на этой улице появляется  раскольничья часовня, расположенная на берегу безымянного озера, а улица получает название Старообрядческая.  Как это не тяжело представить, но на месте школы № 11, стадиона « Дормаш » и соседних домов было озеро. Названия у озера не было, или было, но осталось неизвестно нам, современникам.

В 1845 году Кременчугское общество раскольников присоединилось к православной церкви.

Свято – Успенский кафедральный Собор г.Кременчуг

Из Московского института архитектуры прислали мне когда то проект Собора вот с таким описанием:

«...Вот Вам проект собора Джакомо Кваренги, начала 1790-х годов. Оба чертежа хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга и опубликованы в их каталоге архитекурной графики. Виктор Вечерский в своей книге про утраченные объекты архитектурной спадщины Украины пишет, что якобы сам Кваренги переработал проект в сторону упрощения, сделав вместо пятикупольного однокупольный вариант.

Собор по этому второму, неизвестному нам чертежу построили уже позже, в 1803-1816 гг., при Александре, под руководством архитектора Л. Карлони. Массивную и одновременно низкую колокольню возвели уже в 1858-1863 гг., устроив в нижнем ярусе теплую церковь александра Невского. Оба сооружения были уничтожены в 1943 году, уже после освобождения города от фашистов. Вот, пожалуй, и вся имеющаяся информация.».

Успенская церковь в Крюкове

В первой половине XIX ст. на Херсонской улице в Крюкове (теперь ул. Ивана Приходько) появились две церкви. Среди жителей Крюкова значительной была доля старообрядцев. Они переселились сюда в начальный период новороссийской истории края, когда правительство Екатерины II позволило бежавшим от религиозных притеснений в Западную Белоруссию и Украину старообрядцам, не только возвращаться на родину, но и гарантировало неприкосновенность их веры. Подавляющее большинство крюковских старообрядцев занималось торговлей, были среди них весьма состоятельные купцы, щедро отпускавшие свои деньги на различные благотворительные цели. Один из них, купец Кушнарёв, в 1825 году, перестроил свой дом, расположенный в самом начале Херсонской улицы, вблизи Соляной площади, под единоверческую Крестовоздвиженскую церковь.

Кременчугский католический костёл

Костёл появился в городе в 1910 году благодаря счастливому стечению обстоятельств. Полтавская дворянка Котович завещала в пользу Полтавской римско-католической церкви значительный капитал. Часть этих денег израсходовали на ремонт полтавского костёла, а на оставшуюся сумму выстроили костёл в Кременчуге. После революции здание национализируется, костёл закрывается и в 1930-е годы здесь разместился Дом санитарной культуры (заведующая Е. Брусилова), он занимался не только пропогандой здорового образа жизни, но часто предоставлял свой зал для культурно-массовой работы. 1 января 1937 года здесь открылась первая районная выставка изобразительного самодеятельного искусства, вызвавшая большой интерес у кременчужан. Только в первый день её посетило почти 600 человек. Из более чем 300 работ, предоставленных на выставке, строгая комиссия отобрала 128, которые и составили экспозицию. Были работы педагогов П. Ткаченко ("Водная станция на Днепре", "Буря", "Лодка") и Л. Костюковского ("Лесная поляна", "Светлый день"), рабочего завода им. Сталина П. Трунова ("Электростанция"), молодых рабочих Степановой, Нагайченко, Стецюры, Кравченко и других. Всего на выставке приняли участие 43 начинающих художника.

Спасо-Преображенской церковь в Кременчуге

В 1801-1803 гг. на месте нынешнего торгово-развлекательного комплекса "Европа" (бывший "Дом Офицеров") была выстроена каменная одноглавая, в одной связи с колокольней, Спасо-Преображенская церковь, освященная 4 сентября 1803 года по благословению епископа малороссийского и переясловского С. Лебединского. Трехъярусные резные золочёные иконостасы изготовляются только в 1866 году на пожертвования богатых прихожан. В центральном иконостасе располагались самые дорогие иконы в богатых серебряных ризах, украшенные поделочными и драгоценными камнями. Среди церковных книг древнейшим было евангелие, отпечатанное в Москве в 1701 году. Достойным украшением его стал богатый серебряный с позолотой оклад, на лицевой стороне которого помещалось пять больших эмалевых овалов с изображением евангелистов и Казанской Богоматери.

Успенская церковь в Крюкове

Церковь Успения Божией Матери заложена под строительство в 1883 году и по завершении строительства в 1887 году освящена епископом Полтавским и Переяславским Иоанном. Ее предназначение — быть кладбищенским храмом на новоучрежденном приблизительно в те же годы кладбище.

Кто служил в церкви до революции? Кто был первым священником и последующими? — неизвестно, так как архивы не сохранились. После октябрьской революции 1917 года богослужения в храме совершались до 27-го года, по свидетельству старейшей прихожанки Верки Шкуратихи, умершей в 1986 году.

В 1929–м по постановлению местного районного Совета богослужение в храме было запрещено. Актив вагонного завода, состоящий в основном из молодых рабочих, приступил к демонтажу внутреннего убранства храма — иконостаса, киотов, а также ликвидации церковного имущества. Здесь же, во дворе разбивали молотами сброшенные с колокольни колокола и отправляли на завод в переплавку. После, чтобы храм принял вид более менее обычных городских зданий, были разобраны купол и колокольня, заложены кирпичом большие арочные окна и пробиты меньшие — прямоугольные.

Успенская церковь

В последнее время мы все меньше интересуемся своей историей. Много кременчужан не знают, что до революции наш город считался еврейским. Ведь людей этой национальности проживало почти 60%. Поэтому, наверное, и было в Кременчуге 3 большие синагоги и больше чем 30 молитвенных еврейских домов и лишь 12  православных  церквей.  Одна из них - Успенская церковь.
В 1863 году по просьбе крюковской общины городской архитектор Кременчуга О.Несветский разработал проект одноглавой церкви для Крюковского кладбища. Последние работы по  ее сооружению завершились в 1877 году. Того же года церковь была освящена метрополитом Переяславським и Полтавским Иоанном  на "Успіння",  отсюда  и  название. Церковь была  задумана  как кладбищенский храм, тоесть она предназначалась исключительно для отпевания умерших и выполнение обрядов, связанных с погребением, и была приписана к Покровской приходской церкви.

После революции, когда Советская власть начала набирать силу, бригадой комсомольцев-активистов церковь была закрыта. Звоны переплавлялись на вагоностроительном заводе, а в самом сооружении был создан рабочий факультет, а в подвалах церкви для работников завода консервировались овощи. Со временем храм превратили в спортзал и так просуществовал до Великой Отечественной войны. О религии в те года не могло быть и речи. Ведь с 1937  года "большим правителем" Иосифом Сталиным была объявленная безбожная пятилетка.

Страница 1 из 1 1