В последнее время мы все меньше интересуемся своей историей. Много кременчужан не знают, что до революции наш город считался еврейским. Ведь людей этой национальности проживало почти 60%. Поэтому, наверное, и было в Кременчуге 3 большие синагоги и больше чем 30 молитвенных еврейских домов и лишь 12 православных церквей. Одна из них – Успенская церковь.
В 1863 году по просьбе крюковской общины городской архитектор Кременчуга О.Несветский разработал проект одноглавой церкви для Крюковского кладбища. Последние работы по ее сооружению завершились в 1877 году. Того же года церковь была освящена метрополитом Переяславським и Полтавским Иоанном на “Успіння”, отсюда и название. Церковь была задумана как кладбищенский храм, тоесть она предназначалась исключительно для отпевания умерших и выполнение обрядов, связанных с погребением, и была приписана к Покровской приходской церкви.
После революции, когда Советская власть начала набирать силу, бригадой комсомольцев-активистов церковь была закрыта. Звоны переплавлялись на вагоностроительном заводе, а в самом сооружении был создан рабочий факультет, а в подвалах церкви для работников завода консервировались овощи. Со временем храм превратили в спортзал и так просуществовал до Великой Отечественной войны. О религии в те года не могло быть и речи. Ведь с 1937 года “большим правителем” Иосифом Сталиным была объявленная безбожная пятилетка.
Во время Великой Отечественной войны, когда оккупанты заняли наш город, по просьбе местных жителей они разрешили в 1942 году в Успенской церкви проводить службы – так бывшая кладбищенская церковь превратилась в приходскую. Люди сносили иконы, церковную утварь. Церковь была спасена благодаря 4 женщинам: Евдокии Резниченко, Прасковьи Иванюк, Ефросинии Андреевны и Домникии. Первым священником, который начал молебные, панихиды, отпевание, был протоиерей Григорий. В конце 50-х в Советском Союзе разворачивается еще одна антирелигиозная компания, направленная на закрытие большинства действующих церквей. К тому времени Кременчугская Успенская церковь была единым действующим религиозным центром на Кременчугский, Глобинський, Козельщенський и близлежащие районы. И только благодаря усилиям архимандрита Порфирия храм удалось спасти от закрытия.
Нынешнего вида церковь приобрела в 1987-1989 годах, когда во времена настоятеля архиерея Петра был возведён огромный купол, а в 1995-1996гг. усилиями церкви и с помощью администраций вагоностроительного и сталелитейного заводов была надстроена колокольня. Сегодня собор есть еще вторым кафедральным храмом Митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия Украинской православной церкви Московского патриархата.
Сегодня здесь проводят службу три священника: иеромонах Аввакум, иереотец Петр и с 28 сентября иереотец Александр. С его приходом, по словам иеромонаха Аввакума, духовная жизнь храма стала более активной. Каждый день, кроме понедельника, есть богослужения. В воскресенье, с 10-ти часов, работает воскресная школа, где прихожане могут повышать свой духовный уровень.
Недавно церкви передали помещение музыкальной школы, теперь здесь находятся крестильня, пекарня по выпечке просфор (с грец. – пожертвование), место для чтения псалтыря (ночная молитва).
Финансовую поддержку храма предоставляют вагоностроительный и сталелитейный заводы.
Отец Александр приступил к службе совсем недавно. По окончании духовной семинарии служил в Курско-Белгородской епархии, но мечтал возвратить на Украину. По его просьбе, в сентябре 2005 года его назначили иереем Успенского храма в Полтавсько-Кременчугской епархии.
Сейчас отец Александр проводит крещение, венчание, отпевание. К церкви ходят больше чем 300 постоянных прихожан. На праздники, конечно, больше. И сегодня двери открыты для всех.
Селянко Л.П., Гуджол К.В.
Материалы научно – практической конференции “Кременчугу – 435 лет”