Военные действия, особенно масштабные и продолжительные, всегда связаны с применением и использованием участниками военного конфликта различных родов войск.
Любые исторические исследования военных конфликтов, а Великой Отечественной войны особенно, изначально предполагают изучение боевой деятельности всех родов войск вне зависимости от того, исследуются ли военные действия или операции в пределах населенного пункта, или изучаются вопросы военных событий в масштабе фронта.
Более того, для получения ясной и полной картины событий, объем исследований по деятельности каждого рода войск должен быть примерно одинаковым. Особо это относится к районам боевых действий, где развивались важнейшие военные события. К таким районам без натяжки можно отнести Кременчуг.
Военные события у Кременчуга в 1941 и 1943 г.г. положили начало двум величайшим событиям ВОВ: окончанию битвы за Киев в 1941 , завершившейся окружением и пленением 50 советских дивизий войск юго-западного фронта численностью до 650 тыс.чел., и битве за Днепр в 1943.
Обе военные операции состоялись при активном участии военно-воздушных сил, сыгравших важную и заметную роль, не всегда, правда, успешную, в ходе военных действий.
Вместе с тем, тема боевой деятельности авиации (советской и немецкой) в р-не Кременчуга местными историками никогда не исследовалась, в результате чего получилась не полная, до неприличия, картина военных действий и событий. Тема настолько запущена, что назвать номера даже нескольких авиаподразделений, до полка включительно, участвовавших в боевых действиях у Кременчуга в 41-43 г.г., никто не может. Еще хуже обстоят дела с задачами, которые решала авиация в указанном районе в 41-43 г.г. Все сводится к паре примитивных формулировок- защищали город и кременчугский мост в 41 г., что совершенно не соответствует действительности и содействовали наступлению советских войск при форсировании Днепра в 43 г., что представляет собой слишком упрощенное определение характера боевых задач и действий..
И если по боевым действиям сухопутных войск мы имеем достаточно много информации, начиная с номеров частей и фамилий командиров и заканчивая практически полной географией и хронологией боевого участия в событиях у Кременчуга, то по авиации мы не имеем практически ничего.
Hастоящая статья не претендует на полноценную и законченную исследовательскую работу по упомянутой теме. Правильным будет считать ее обзорной статьей по результатам одного из направлений поисково-исследовательской деятельности общественной организации ,,Кременчугский музей истории авиации и космонавтики,,. Сам автор ставит перед собой две цели:
-привлечь внимание городской научной общественности и власти к ,,белым пятнам,, городской истории периода Великой Отечественной войны;.
-определить задачи для будущих исследователей и показать пути их решения.
КРАТКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИ
Я СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ У КРЕМЕНЧУГА В АВГУСТЕ-СЕНТЯБРЕ 1941 г.
Для решения задачи сбора информации о авиаподразделениях действовавших у Кременчуга в августе – сентябре 1941 г. использовались разные источники: Книга Памяти Кременчугского краеведческого музея о воинах погибших при обороне и освобождении Кременчуга, ранние периода 70-г, опубликованные работы советских военных историков и работы историков постсоветского периода, опубликованные в период 1991-2009 г.г, написанные с использованием рассекреченных боевых документов, издававшихся в свое время под грифом ,,Секретно,, или ,,Для служебного пользования,, и поэтому недоступных для широкого круга исследователей..
Немало информации получено из военно – авиационной мемуарной литературы. Значительное количество информации удалось получить анализируя материалы ЦАМО о безвозвратных потерях личного состава ВВС, размещенные в Интернете на сайте ОБД ,,Мемориал,,. Большую помощь оказали и продолжают оказывать исследователи из России, с которыми автор статьи находится в тесном и постоянном контакте.
К моменту подготовки статьи удалось установить практически все авиаполки действовавшие у Кременчуга в 1941 и 1943 г.г., но полный анализ их деятельности в указанном районе это дело будущего, т.к. для этого необходима кропотливая работа в ЦАМО России. Исходя из объема предстоящих исследований, работать будущим исследователям в ЦАМО предстоит, по самым скромным подсчетам, не меньше двух, а может и трех месяцев.
С учетом ограничений по объему статьи в 7 страниц, рассмотреть события и деятельность авиации в указанный период на всем юго-западном фронте, что было бы желательным, не представляется возможным, но некоторые аспекты организации ВВС и их применения в боевой деятельности осветить все же необходимо.
Военно-воздушные силы СССР хотя и являлись практически полноценным родом войск, самостоятельными не были, а были организационно подчинены , в лице управлений ВВС, фронтам (до начала войны военным округам) и общевойсковым армиям, и подразделялись за подчиненностью на фронтовую и армейскую.
Некоторые общевойсковые армии, как сформированная 4 августа 1941 г 38,. оборонявшая в 1941 г. рубеж от Черкасс до Дериевке у Кременчуга, своих ВВС не имели и использовали ВВС только по заявке через управление ВВС фронта. Такое положение дел приводило к распылению авиационных средств, порождало немало проблем связанных с обыкновенными бюрократическими процедурами и что особенно важно, лишало командующего армией возможности своевременно принимать боевое решение и решать специфические боевые задачи присущие авиации. Известны случаи, когда от заявки до боевого вылета в определенный район проходили сутки.
Необходимо также принимать во внимание , сыгравшую крайне отрицательную роль, управленческую неразбериху, царившую в штабах в начальный период войны, нередко имевшие место запоздалые доклады, отсутствие полной информации о реальных событиях происходивших на отдельных участках фронта., что в конечном итоге приводило к неверной оценке угроз и принятию неверных решений, как случилось с Кременчугским плацдармом..
Советская авиация к концу июля 1941 г на всех фронтах понесла потери (в боях и на земле) почти в 8 тыс. единиц, из 9917 имеющихся на западных границах СССР на 22 июня 1941 г.
На 17 июля ВВС ЮЗФ из имевшихся к началу войны 1672 (по другим данным 2059)самолетов насчитывали всего 461 самолет, из которых:
278 (210 исправных) истребителей;
29 (из них 21 исправный) штурмовиков;
154 (77 исправных) бомбардировщиков разных типов.
К 29 июля общая численность советской авиации ЮЗФ снизилась до 278 самолетов, из которых 141 были небоеготовые, но количество экипажей значительно превосходило количество исправных самолетов. Помимо авиаполков, подчиненных командованию фронта, в полосе Юго-Западного фронта действовали 2-й и 4-й авиационные корпуса РГК (бомбардировщики ДБ-3). Эти соединения периодически совершали боевые вылеты в интересах операций Юго-Западного направления, в том числе и в р-н Кременчуга. Первые бомбардировки Кременчуга немецкой авиацией отмечены 10 июля 1941 г. и, несмотря на то, что в мемуарной литературе 60-70 г. они описываются как очень сильные и регулярные, есть определенные сомнения в точности этой информации. Конечно же бомбардировки советских тылов, при чем успешные, были. Целями для таких налетов являлись мосты и переправы через Днепр у Кременчуга, Киева, Канева, Черкасс, и Днепропетровска, а также ж/д коммуникации. Так, из отчетов Наркомата путей сообщения следует, что во второй половине августа 1941 г. в полосе ЮЗФ немецкие бомбардировщики 39 раз разрушали железнодорожное полотно. Особо тяжелые последствия имел налет вечером 28 августа на станцию Кибинцы (недалеко от Полтавы). Под удар попали 3 эшелона с боеприпасами для войск ЮЗФ. Одной авиабомбой был поврежден и мост у Кременчуга. Но в отношении других городских объектов, по военной терминологии, это были, скорее всего, беспокоящие налеты.
5 авиакорпус люфтваффе, действовавший в полосе ЮЗФ, был к концу июля значительно ослаблен , и количество самолетов не отвечало даже штатному. Проведенные исследования последних лет свидетельствуют о том, что численность немецкой авиации в интересующем нас районе в этот период почти всегда была даже ниже чем советской. Современные авиационные историки отмечают дни когда у немцев было не более 200 самолетов, из них почти половина не боеготовых. По этой причине, учитывая нехватку самолетов, регулярные бомбардировки города, где нет войск противника, но есть задачи уничтожения коммуникаций и советских войск в других районах, где идут ожесточенные наземные бои , с военной точки зрения представляются просто неразумными. В подтверждение этих строк говорит и отсутствие описаний в военно-исторической и мемуарной литературе жарких воздушных боев над Кременчугом до 9 августа 1941 г. Одним из приемов, которым люфтваффе компенсировал численный перевес своих противников, была высокая интенсивность использования авиации. Самолеты бомбардировочных и истребительных эскадр делали по нескольку вылетов в день, успевая воздействовать на различные цели (того же командование требовало и от ВВС РККА). Немецкие ВВС работали на пределе физических возможностей летного состава, но за счет этого успевали везде, создавая иллюзию господства в воздухе. Наши ВВС, напротив, ограничивались чаще всего одним вылетом в день, даже в период крупных операций. Это несколько снижало эффект от количественного перевеса. По итогам воздушных боев конца июля командующий юго-западным направлением С.М. Буденный в одном из приказов отмечал, что положение на фронте требует максимального напряжения авиации на решающих направлениях. Но по сведениям, поступающим от ВВС фронтов, среднесуточное боевое напряжение в последнее время составляет один вылет на самолет, причем большинство из них на прикрытие разных объектов. Начало активизации боевой работы советской и немецкой авиации на Кременчугском плацдарме приходится на первые числа августа (примерно с 7) 1941 г, когда появилась первые признаки намерений форсирования немцами Днепра в р-не Кременчуга. До взятия немцами Крюкова 9 августа Кременчугское направление командованием ЮЗФ не считалось опасным. Но даже выход немцев к Днепру у Крюкова 9 августа и захват 30 августа, поначалу небольшого плацдарма на левом берегу Днепра напротив Дериевки, воспринимался советским командованием как отвлекающий маневр немцев. Своими настойчивыми атаками в районе Киева и Черкасс противник рассеивал внимание советской стороны. Боевые действия в указанных районах выглядели как подготовка форсирования главными силами и тем самым отвлекали внимание от левого фланга 38-й армии, кременчугского плацдарма, где вскоре была предпринята масштабная операция по форсированию. Согласно официальных документов, с 38-й армией в период августа- сентября 1941 г. взаимодействовала 15-я смешанная авиационная дивизия. Но это, как показали исследования автора, это не совсем соответствует действительности Отдельные полки 15 САД частично использовались у Кременчуга , как к примеру 164 ИАП., 45 СБАП, возможно 211 БАП, но на ряду с этими полками использовались и полки других авиационных дивизий. В основу такого утверждения положены, большей частью, результаты исследования доступных через Интернет документов ЦАМО РФ- донесений о безвозвратных потерях, размещенных в ОБД ,,Мемориал,,. Но кроме этих материалов использовались также монографии и военно-мемуарная литература.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВИАПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ У КРЕМЕНЧУГА В 1941 г.
164 ИАП 15 САД
Сформирован в ноябре 1940 г. На вооружении имел самолеты И-16, И-153. Перед началом войны полк базировался в Куровице. Входил в состав 15 сад .После 05.08.41 г. перевооружен самолетами ЛаГГ-3. С 29.09.41 г. действовал в составе 75 сад. Место базирования полка, количество боевых вылетов, численность в указанный период не установлены. Потери по полку за указанный период составлены командованием 75 САД Предположительно полк или часть его действовал в поддержку Кременчугского народного ополчения. Достоверно использовался у Кременчуга, возможно только частью сил, с 4 по 8 августа 41г. Свидетельство тому гибель 7 чел. летного состава и захоронение 2 летчиков у Кременчуга
Полевой Василий Куприянович Ст.л-т, ком. звена 164 ИАП Сбит ЗА противника в р-не Кременчуга (Крюкова)6.08 1941.
Аверин Иван Александрович Мл.л-т , летч. 164 ИАП. 7.08.41 не вернулся с боевого задания в р-не Крюков .
Кроме указанных лиц в донесении о потерях числятся летчики мл.л-ты Розыграев К.С. ,Лукерин А.С., Бусаров М.С погибшие 4 августа 1941 г у нас. пунктов Н.Миргород, Н..Украинка, Александрия ,где в указанный период проходила линия фронта(50-60 км. от Кременчуга) , а также летчики мл. л-т МакеевД.Ф. и с-т Пархоменко А.С. отправленные после ранения 8.08. 41г в Харьковский и Полтавский госпитали . Источники:
1.ЦАМО ф.58,оп.818883,д.228 2.Кн. Пам. Т.1 №8 ,№1224 3.Сайт ,,Авиаторы второй мировой,, ALLACES.RU
45 СБАП 15 САД.
К 22.06.41 г входил в состав 20 САД и имел на вооружении 54 самолета СБ. Всего в полку было 27 экипажей.
Перед началом войны полк базировался в Гросулово и Тирасполе.
В июле 1941 г. действовал в непосредственном подчинении штаба ВВС Юго-Западного фронта. 07.08.41 г. передан в состав 15 сад Юго-Западного фронта. 15.09.41 г., после падения ЮЗФ, направлен в тыл на переформирование.
Место базирования полка в августе -сентябре, количество боевых вылетов, численность в указанный период не установлены.
Сведения об участии в боях у Кременчуга базируются на информации, почерпнутой из Книги Памяти о воинах погибших в боях у Кременчуга и требуют дальнейшей проверки.
Предположительно погибшие экипажи действовали по первым подразделениям Вермахта переправившимся на левый берег Днепра
Согласно указанному источнику, числятся погибшими 1 сентября 1943 г. и похороненными в с. Пришиб Кременчугского р-на 6 чел летного состава 45 БАП:
Колеганов М.А. Мл.л-т, летчик 45 СБАП
1.09.43г. не вернулся из боевого задания в р-не с . Пришиб
Сведений в электр. Базе ЦАМО не найдено
Корнев Г.Ф. Мл.с-т стрелок-радист 45 СБАП
1.09.43 не вернулся из боевого задания в р–не с. Пришиб.
Сведений в электронной базе ЦАМО не найдено.
Мнацаканов С.Л. Стр.-бомбардир.45 СБАП
1.09.43 г.не вернулся из боевого задания в р-не с Пришиб
сведения не соотв.мат. ЦАМО)
Согласно материалов ЦАМО л-т Мнацаканов С.Л. нач. хим.службы АЭ 45 СБАП пропал без вести в августе 41.г. Место гибели и захоронения не указано.
Серпeтти А.П. Мл.с-т, стрелок –радист 45 СБАП
1.09.43 г не вернулся из боевого задания в р-не с Пришиб.
Сведений в электр. базе ЦАМО не найдено. Вероятно погиб в сент.1941г в указанном районе
Токарев А.Г. Мл.л-т, стрелок –бомбардир
1.09.43г. не вернулся из боевого задания в р-не с. Пришиб
Сведений в электр. Базе ЦАМО не найдено. Вероятно погиб в сент. 41г в указанном районе.
Шамарин Ф.В.Ст.л-т , зам.комэска 45 СБАП
1.09.43г.не вернулся из боевого задания в р-не с Пришиб.
Сведений в электр. Базе ЦАМО не найдено
Вероятно погиб в авг.-сент 41г в указанном районе.
В Книге Памяти вероятно допущена ошибка относительно года гибели ( 1943 г.) перечисленных летчиков В 1943 г. полк в р-не Кременчуга не действовал и назывался к этому времени 45 авиационным полком истребителей дальнего действия.
Источники:
1.Книга Памяти т.5 № 72,73,108,149,163,183.
2.Сайт ,,Авиаторы второй мировой,, ALLACES.RU
211 БАП 15 САД
Входил в состав 20 сад.
К 22.06.41 г. имел на вооружении 18 самолета Су-2 (в том числе 6 неисправных), Всего в полку было 56 боеготовых экипажей и 20 экипажей проходили переподготовку. Полк имел 5 эскадрилий. Перед войной полк базировался в Котовске, но с апреля 1941 г. находился на полевом аэродроме у Днестра. На 29.07.41 г. в полку, который к этому времени перебазировался в Тарандицы (близ Киева), оставалось 18 Су-2, из которых 7 были исправны. 07.08.41 г. передан в состав 15 сад Юго-Западного фронта. Достоверных сведений о использовании полка в р-не Кременчуга в 1941 г. нет, но вполне мог использоваться для нанесения ударов по переправам немцев у Дериевки. С 1 по 15 сентября 1941 г. 211 БАП базировался в Миргороде ( 140 км.от Кременчуга).
Источники:
1. Д.Хазанов Н.Гордюков ,,Ближний бомбардировщикСу-2,,стр.42
2. Сайт ,,Авиаторы второй мировой,, ALLACES.RU
43 БАП 14 САД
Входил в состав 12 БАД. К 22.06.41 г. базировался в Витебске. На вооружении имел 46 самолетов Су-2 К концу июня 1941 г. часть потеряла боеспособность, выполнив 296 вылетов против соединений 3-й немецкой танковой группы. Свои потери составили 33 авиатора.
07.07.41 г. выведен в 10 зап для пополнения.
С 25 августа 41 г.. постоянно меняя дислокацию действовал на Юго-Западном фронте в составе 14 САД, базировался в первой половине сентябре 1941 г. на аэродроме Параскеевка Полтавской обл. откуда выполнил 14 самолетовылетов в р-н Кременчуга, для нанесения ударов по вражеским переправам у Дериевки и 26 вылетов в р-н Кобеляк. В указанном ниже источнике упоминается о 25 случаях разрушения самолетами полка .вражеских переправ в указанный период. Сведений о потерях в р-не Кременчуга нет.
Источники: Д.Хазанов, Н.Гордюков ,,Ближний Бомбардировщик Су-2,, стр.61
55-А БАП
Сформирован в 1938 г. и базировался до июля 1941г.на Дальнем Востоке в р-не Хабаровска.
Вооружен бомбардировщиками СБ 5 августа 1941г. 55А БАП в составе 23 самолетов СБ совершил посадку на аэродроме Полтава и с 7 августа приступил к боевым действиям на участке Корсунь-Шевченковский –Богуслав-Киев. , а также выполнял разведполеты по Днепру от Днепропетровска до Киева., где понес потери от истребителей противника примерно в 7- 10 единиц.
Со 30 августа до 11 сентября 1941г.оставшиеся самолеты полка работали с Полтавского аэродрома в р-не Кременчуга, выполняя задачи разведки и нанесения бомбовых ударов по танковым колонам Клейста и живой силе 17 пехотной армии противника продвигавшихся к Днепру, а затем и по переправе в р-не Кременчуга ( нас. пункты Воровское-Дериевка-Онуфриевка-Куцеволовка-Мишурин Рог,Крюков) Согласно записей в журнале боевых действий выполнял в среднем 2-3 боевых вылета в день. Ксерокопия журнала имеется в фондах автора.
К 11 сентября 1941 г., в полку осталось всего 3 самолета, которые без истребительного прикрытия были направлены для уничтожения войск и техники в р-не с. Солоница, Кобелячек, Комендантовка в р-не Кременчуга . и сбиты.
12 сентября 41г. полк остался полностью ,,безлошадным,, и в эту же ночь отправлен в тыл на переформирование. В дальнейшем был переименован в 449 БАП
Пофамильные потери личного состава полка за август-сентябрь 41г. уточняются.
За период боевых действий на ЮЗФ полк потерял 14 летчиков, 14 штурманов,16 стрелков и все 23 самолета. Сбросил на врага 224 т.бомб. Стрелки экипажей сбили 10 вражеских истребителей.
Источники:
1.Евдокимов Г.П. ,,Триста боевых вылетов за линию фронта,,
2.Журнал боевых действий полка за август-сентябрь 1941г.
ЦАМО, ф. 449 БАП, оп.223414 , д.1.
230 БАП 14 АД
Входил в состав 14 АД. На вооружении имел самолеты СБ-2
Примерно с 5.09.41, возможно только частью сил полка , начал действовать в р-не Кременчуга. Предположительные места базирования полка в августе-сентябре 41 г. Полтава, Миргород, Пирятин. Количество боевых вылетов, численность в указанный период не установлены. 230 БАП действовал в р-не Кременчуга до 14.09.41г и выполнял вылеты на бомбардировку вражеских переправ у нас. пунктов Дериевка, Воровское, а также техники и войск переправившихся на левый берег Днепра ( нас. пункты Кобеляки, Махновка , Кременчуг, Дериевка)
По документам ЦАМО о безвозвратных потерях личного состава 230 БАП, в р-не указанных населенных пунктов в период с 6 по 13 сентября погибли 19 чел. летного состава:
Мл.с-т Мирошниченк И.Е стр.- радист.-6.09 41
Мл.с-т Серов Ф.А.,стр.-радист-6.09.41
Л-т Уланов В.Е. , штурман-7.09 41
Л-т Новиков Л.П- летчик -12.09.41 (прим.- остался жив, перенес ампутацию ног, в оккупации находился в Кременчуге, участник подполья. Самолет упал предположительно в р-не с. Мотрино , место падения извесно.)
Л-т Евлампиев Г.Ф. штурман-12.09 41.
Мл.с-т Вакулин В.И. -стр. –радист 12.09 41
М-р Афанасьев Н.Е. зам.комполка-12.09.41.
К-н Маяцкий П.В.-штурман полка 12.09.41.
Старш. Ганженко А.Н.- стр.-радист -12.09.41
Мл.с-т Горбатов А.Я.-стр.радист-13.09.41
Мл.с-т Григорьев И.И.-стр.-радист-13.09.41
Л-т Иванов Д.А.-летч.-13.09.41 г.
Л-т Чижов А.Я. штурман-13.09.41 г.
Мл.с-т Тарасенко И.Г. стр.-радист-13.09.41
Л-т Мельников В.М. летчик -13.09.41
Мл-с-т Морозов М.С.,стр.-радист -13.09.41.
Л-т Наумов Д.В Л.,штурман -13.09.41.
Л-т Николаев Б.Н.,ком.звена -13.09.41.
Л-т Срибный Ф.Ф.,штурман -13.09.41.
Источники:
1.ЦАМО , ф. 58, оп. 818883, д. 928, л.60-632 2.
2.Сайт ,,Авиаторы второй мировой,, ALLACES.RU
284 БАП 75САД
Сформирован в апреле 1941 г. Входил в состав 75 САД. Предположительно имел на вооружении бомбардировщики СБ-2. Место базироваия, численность, количество боевых вылетов и точные потери в районе Кременчуга неизвестны. По имеющимся фамилиям погибших можно предположить, что часть самолетов полка вели боевую работу в последний день обороны Крюкова.
Потери личного состава в период боевых действий у Кременчуга 3 чел
1.Котиневский Н.И Ст.с-т, стрелок –радист. 30.07.41 не вернулся с боевого задания с р-на Неморож Черкасская обл.(50-80 км от Кременчуга)
2. Воробьев Р.Р. Сержант, стр. радист 284 БАП 9.08 41 г.в составе экипажа выполнял задание в р-не Крюкова, самолет на аэродром не вернулся Место захоронения неизвестно
3. Кочуров С.В. Сержант, стрелок- радист 284 БАП 9.08 41г. самолет выполнял боевое задание в р-не Крюкова и не вернулся с боевого вылета. Место захоронения неизвестно.
Источники:
1.ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 34.
2.Сайт ,,Авиаторы второй мировой,, ALLACES.RU
17 ИАП 14 САД/16 САД
В ВВС РККА в начале войны существовало два истребительных полка с номером 17.
Один из них находился в районе Ленинграда.
На юго-западном фронте 17 ИАП к началу войны входил в состав 14 САД. На вооружении имел истребители И-16. В конце июля отправлен в тыл на перевооружение самолетами ЛаГГ-3 и пополнения летным составом. В августе 1941 г. вернулся на Юго-Западный фронт. С 28 августа включен в состав 16 САД. Как минимум звено летчиков полка с 1 по 12 сентября прикрывали бомбардировщики 43, 55-А, 211 230и 284 БАП бомбившие немецкие переправы в районе .с.Дериевка и с.Воровское. Некоторое время звено полка базировалось на аэродроме с.Б.Кахновка у Кременчуга. . Заявлено о 2 сбитых немецких самолета в р-не Кременчуга ( летч. Ф.Архипенко) Количество боевых вылетов в р-не Кременчуга, место базирования и потери полка не установлены.
Источники: Ф.Архипенко ,,Я начал войну на Чайке,, стр.65-71
254 ИАП
Сформирован в середине июня 1941 г. в составе 36 иад ПВО Киева.
К началу войны полк укомплектован в большинстве летчиками сержантами, выпускниками авиашкол 1941 г. 25.06.41 г. на аэродроме Бровары находилось 28 И-16.
С 06.09.41 г. действовал в составе 14 сад на Юго-Западном фронте. На вооружении в этот период имел истребители ЛаГГ-3 и И-16.
Вероятно из полка было выделено специальное звено , именующееся в документах ЦАМО как отдельная истребительная авиагруппа. , которая базировалась на аэродроме в Полтаве и использовалась в сентябре 41 г. для сопровождения бомбардировщиков 43, 55-А , 211, 230, 284 БАП работающих по войскам противника у Кременчуга и переправе у нас. пунктов Дериевка и Воровское.
Установлен факт совершения воздушного тарана у с. Пришиб 1.09. 41 летчиком л-том Сироштаном В.В.при сопровождении бомбардировщиков 55-А БАП
Количество боевых вылетов , численный состав полка не установлены. В подтверждение боевой работы полка у Кременчуга в период августа-сентября 41 г. свидетельствует гибель 4 летчиков 254 ИАП :
Мл.л-т Виноградов А.И. у Козельщины-9.09.41.
К-н Белоусов В.В. зам. комполка в Полтаве 9.09.41
Мл.л-т Захаров А. в Параскеевке 15.09.41
Мл. л-т Труфанов Г. в Полтаве 15.09.41.
Источники:
1.ЦАМО РФ, ф.14 сад, оп.1, д.19 2.ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 8, 140.
3.Сайт ,,Авиаторы второй мировой,, ALLACES.RU
282 ИАП 75 САД
Входил в состав 75 сад. Харьковского военного округа. На вооружении имел истребители И-16, И-153, И-15бис. Перед войной формировался в Кременчуге
В документах оперативного отдела ВВС РККА указано,что на 25 августа 282 ИАП имел 3 истребителя И-153 и 15 пилотов, базировался на аэродроме Белый Колодец ,Харьковской обл.. Количество боевых вылетов, численный состав полка , аэродром базирования в указанный период не известны.
Сведения о боевой работе 282 ИАП в р-не Кременчуга подтверждаются фактами гибели 6 летчиков 282 ИАП в указанный период в р-не Кременчуга: Предположительно действовал в поддержку дивизии Народного ополчения во время боев за Крюков.
К-н Успенский Б.А , ком АЭ у пос. Звенигородка 29.07. 1941.
Мл.л-т Дудкин И.М. у с. Цибулово 5.08.41.
С-т Юшин Д.И у нас. п. Крюков -7.08.41 г
Мл.л-т Емельянов М.С у нас. п. Крюков 7.08.41
С-т Шилов С.Н. у с. Федварь 7.08.41.
Мл.л-т Мещеряков у с. Онуфриевка 9.08.41.
Источники: 1. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 33.
2. Кн.пам.т 2 №1736
3.Сайт ,,Авиаторы второй мировой,, ALLACES.RU
512 ИАП 14 САД
Согласно официальных документов сформирован к октябрю 1941 г. На вооружение получил истребители ЛаГГ-3. В фондах Кременчугского краеведческого музея имеются письменные воспоминания участника обороны Кременчуга о базировании в сентябре 1941 г. 512 ИАП (возможно только эскадрильи) на аэродроме у Козельщины . Свидетельство о боевом участии 512 ИАП у Кременчуга с первых чисел сентября есть также в книге ,,В сражениях за победу.,, Летчик 512 ИАП мл. лейтенант Милованов В.Н первым обнаружил немецкие пехотные дивизии которые переправились через Днепр в междуречье рек Псел и Ворскла. Количество боевых вылетов и потери в указанном районе не установлены.
Источники:
1.Фонды Кременчугского краеведческого музея д.31,152 ,,Воспоминания участников обороны Кременчуга,,
2.,, В сражениях за Победу,, стр.35 .Очерк о боевом пути 38 армии, под ред. Выродова И.Я. Изд.,,Наука !1974 г
3. Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru
46 ОШАЭ (отдельная штурмовая авиаэскадрилья ) ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
Сформирована в конце июля Воронеже из летчиков ВВС Балтийского флота. На вооружении имела самолеты Ил-2
В августе 41 при перебазировании с Воронежа на Черное море по личному указанию командующего юго-западным направлением маршала Буденного С.М. была использована для нанесения ударов по войскам противника у г.Крюков. Боевые вылеты выполнялись ,как минимум 3 дня, с Полтавского и Кременчугского аэродромов.
Во время боевых вылетов в р-не Крюкова погибли 2 летчика.
Ст.лейт.Евсеев Г.П.-9.08..41 г.
Л-т Виноградов Н.Г. -12.08.41 г.
Источники:
1. ЦВМА РФ алф. карточки ф.1,ф.8 послужная карта, личное дело12720,ф.1080, опись 4, дело 19, лист 23; ф.1080,опись 4, дело 5 лист 211, 223 Ф.3, опись 1, дело 281, лист 94
2.Минаков В.И. ,,Гневное небо Тавриды,,
3.Иванов П.Н. ,,Крылья над морем.,,
289 БАП 63АД
В сентябре 1941 г. действовал на Юго-Западном фронте в составе 63 ад. Вооружен самолетами СУ-2. Предполагается участие в боях у Кременчуга в период с 9 по 13 сентября. 13 сентября 1941 г. у с. Турбаи Глобинского р-на был сбит экипаж в составе 2 чел.:
К-на Круглова И.В. комэска 289 БАП
К-на Васильева С.М. штурмана АЭ
Источники:
1.Т.Ляховенко ,,Глобинщина в огне Великой Отечественной,,стр.17
2. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 928, л.34, 52.
81 ДБАП Входил в состав 50 дбад. Накануне войны в полку был 61 самолет ДБ-3Ф и 62 боеготовых экипажа. В июне-сентябре 1941 г. экипажи полка работали со средних и малых высот днем мелкими группами без прикрытия истребителей. Полк действовал в интересах Южного фронта, основными объектами ударов стали механизированные колонны войск противника в районах Кременчуга, Днепропетровска, Запорожья, Никополя, Борославля. Одиночные экипажи днем со средних высот производили разведку движения войск, ж.д. перевозок и мест базирования авиации противника. В августе 1941 г. основные усилия были сосредоточены на срыве продвижения противника к Полтаве и Мелитополю, а также на ударах по днепровским переправам. Наряду с дневными вылетами, экипажи произвели 58 боевых вылетов ночью. В сентябре 1941 г полк выполнял налеты на крупные ж.д. узлы в темное время суток. Удары же по небольшим ж.д. станциям, слабо прикрытым средствами ПВО, и эшелонам на перегонах наносились днем с небольших высот. Места базирования, количество боевых вылетов в р-н Кременчуга , а также потери в указанном р-не не установлены.
Источники:
1. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 1. 2. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No.3. 3. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО “Дельта НБ”, 2004
Приведенный выше перечень авиаподразделений действовавших у Кременчуга в 1941 г., как и безвозвратные потери личного состава и техники, нельзя считать исчерпывающим. Есть косвенные свидетельства о участии в боевых действиях и других полков(316 РАП, 33 СБАП, 48 СБАП, 92 ИАП) или только части их, но эти сведения нуждаются в тщательной проверке. Работа по установлению авиаподразделений действовавших у Кременчуга и безвозвратных потерях личного состава и техники продолжается.
ОСОБЕННОСТИ БОЕВОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ У КРЕМЕНЧУГА.
Анализ доступных автору материалов позволяет сделать некоторые предварительные выводы о действиях авиации на Кременчугском плацдарме, которые сводились главным и основным образом к боевому воздействию (поражению) на войска противника в р-не Крюкова в период с 4 по 12 августа , а также по переправам и колонам уже переправившихся войск с 4 по 13 сентября . Материалов и сведений о действиях авиации в поддержку советских наземных войск ведущих кровопролитные оборонительные бои автору обнаружить не удалось.
Не воспринимая до 4 сентября действия немецких войск у Кременчуга, как угрозу всему ЮЗФ, советское командование продолжало использовать свою авиацию на широком фронте, а ее наибольшие силы в районах .(Киев, Канев, Черкассы) уже переставших играть важную роль в событиях развивающихся на всем ЮЗФ.
В ночь с 30 на 31 августа первые немецкие штурмовые отряды на 70 лодках переправились на левый берег Днепра в р-не с Дериевка и уже 4 сентября соорудили первый 8-ми тонный мост, по которому переправились первые 4 пехотные дивизии. Примечательно, что с 1 по 4 сентября немецкие войска у Дериевки действовали без истребительного прикрытия. Еще 30 августа, в результате успешного налета советских бомбардировщиков на аэродром базирования немецких истребителей – Белая Церковь, I и III/JG3 группы потеряли до 2/3 своих машин и в течение нескольких дней не участвовали в прикрытии своих войск. К 11 сентября , менее чем за сутки, на месте 8 –ми тонного моста был сооружен 16-ти тонный, а еще через несколько дней была устроена понтонная переправа у с.Воровское. Угроза широкомасштабного наступления и окружения всего ЮЗФ была уже очевидной и для командования. К сожалению, советская авиация не смогла воспользоваться представившейся возможностью для нанесения ударов, при сооружении переправы с 1 по 4 сентября, а также по переправившимся немцам. В период борьбы с 1 по 10 сентября в течение четырех дней 15 САД фактически не участвовала в боях, ввиду плохой погоды (5, 8, 10 сентября) и перебазирования (9 сентября). Следовательно, в дни наиболее напряженной борьбы на кременчугском плацдарме (8, 9, 10 сентября) наша авиация в боях не участвовала. Если теперь из оставшихся шести дней исключить один (2 сентября), отданный для нанесения удара в районе Черкасс, то для борьбы в решающем пункте фронта под Кременчугом на долю авиации было отведено 5 дней. В эти дни полки 15-я авиадивизии давали в среднем по 100 самолето-вылетов в день. Очевидно, что для борьбы с переправляющимися силами восьми дивизий противника на широком фронте (30 км) этих усилий со стороны авиации было далеко не достаточно
Ниже всякой критики остаются действия разведавиации ЮЗФ, так и не вскрывшей ни сосредоточение переправочных средств на плацдарме , ни, что более важно,1-й танковой группы в несколько тысяч единиц техники, как перед форсированием Днепра, так и на самом Кременчугском плацдарме. В районе Кременчугского плацдарма действовал 316 ОРАП
К моменту форсирования Днепра основными силами танковой группы Клейста
район боевых действий был уже надежно прикрыт с воздуха истребительной авиацией противника, а сама переправа еще и зенитной артиллерией. Советская бомбардировочная авиация, напротив, действовала при очень слабом прикрытии, а очень часто вообще без какого-либо истребительного прикрытия и несла большие потери. Сыграть заметную роль в событиях у Кременчуга в период с1 по 15 сентября советской авиации не удалось.
16 сентября в р-не Лохвицы соединились танковая группа Клейста и Гудериана , замкнув гигантское кольцо окружения войск ЮЗФ, в котором оказался и штаб ВВС ЮЗФ вместе с командующим авиацией генерал – лейтенантом Астаховым Ф.А..
19 сентября был взят Киев. Минула еще неделя , и оказавшиеся в окружении советские войска прекратили сопротивление. Немцы объявили о пленении 665 тыс. солдат и офицеров.
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ БУДУЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.
Собранный автором материал по авиаподразделениям действовавшим у Кременчуга в 1941 г. не является полным , окончательным и достаточным для подготовки полноценной монографии по боевой деятельности советской авиации у Кременчуга, скорее это первый, но необходимый шаг в таких исследованиях. Вместе с тем этот материал может послужить серьезным подспорьем для будущих исследователей.
Главная задача для будущих исследователей состоит не в анализе и оценке боевой деятельности авиации у Кременчуга ,такая оценка выполнена историками, чьи работы использованы автором при подготовке статьи, а в необходимости, поиска информации и установлении точных сведений :
-о всех авиационных полках и подразделениях действовавших у Кременчуга ;
-о местах их базирования в период действий у Кременчуга;
-о количестве боевых вылетов в р-н Кременчуга;
-о пофамильных потерях личного состава и техники в период действий у Кременчуга;
-о результатах боевых вылетов в указанном районе;
Материал должен быть исследован и изложен в хронологической последовательности и увязан с действиями как советских, так и немецких. войск. Такие исследования ,по мнению автора, возможны только при работе в ЦАМО РФ.
Исследованию в первую очередь подлежат следующие документы перечисленных выше полков и дивизий: -журналы боевых действий полков;
-журналы учета сбитых самолетов; -сведения и отчетность о боевой работе полков;
-оперативные сводки штабов дивизий;
-материалы на сбитые самолеты противника летным составом дивизий;
-донесения о потерях ; – материалы штаба ВВС ЮЗФ за период август-сентябрь 1941 г.
Будущим исследователям необходимо также учесть, что 1941 г. характеризуется уничтожением и утратой многих учетных документов при отступлении. Такая ситуация имела место при окружении советских войск всего ЮЗФ, в том числе и штаба ВВС фронта. Для воссоздания полноценной исторической картины подлежат также изучению документы и материалы касающиеся деятельности немецкой авиации
Октябрь 2009г. А.Бышенко
Перечень применяемых сокращений:
ЦАМО РФ-центральный архив министерства обороны Российской федерации;
ЦВМА РФ-центральный военно-морской архив Российской федерации;
ОБД- объедененная база данных
ВВС- военно-воздушные силы;
РККА- рабочее –крестьянская красная армия;
РГК- резерв главного командования;
ЮЗФ- юго-западный фронт;
ОРАП- отдельный разведывательный авиаполк;
ИАП- истребительный авиаполк;
БАП- бомбардировочный авиаполк;
СБАП –скоростной бомбардировочный авиаполк:
ДБАП- дальнебомбардировочный авиаполк;
АЭ- авиационная эскадрилья;
АД –авиационная дивизия;
САД –смешанная авиадивизия/
Перечень использованной литературы:
1.Журнал ,,Авиация и Время,,2001г. №6, 2002г.№1,4,5, 20003 г.№3,4 Монография Д.Хазанова и А.Котлобовского ,,Битва над Киевом,,
2. Д.Хазанов ,,Битва за небо 1941. От Днепра до Финского залива,, Москва. Издат. ,,Яуза, Эксмо,, 20007 г.
3.В.Хаупт ,,Сражения группы армий ЮГ,, (мемуары офицера вермахта) Москва. Издат ,,Яуза, Эксмо,, 20006 г.
4.Г.П.Евдокимов ,,300 вылетов за линию фронта,, Ижевск: Удмуртия, 1979
5. ,,В сражениях за победу,, под ред. Выродова И.Я. Изд.,,Наука,, 1974 г
6. Минаков В.И.,,Гневное небо Тавриды,, Москва.ДОСААФ,1985
7. Д.Хазанов ,,Су-2 на фронтах Великой отечественной,,
8. А.Смирнов ,,Боевая работа сов. и нем. авиации в ВОВ,, Изд.,,Транзиткнига,, М.2006
9. Ф.Архипенко ,,Я начал войну на Чайке,, Москва. Издат.,,Яуза,Эксмо,, 20007
10.В.Швабедисен,,Сталинские соколы. Анализ действий сов.авиации,, 41-45г. Минск. Издат.,,Харвест,, 2001 г.
11. Исаев А.В.,, От Дубно до Ростова,,. М.: АСТ; Транзиткнига, 2004.
12. Д.Хазанов, Н.Гордюков ,,Ближний Бомбардировщик Су-2,,
13.М.Н.Кожевников ,,Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.,, Изд.,,Наука,,М.1977.
14 Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No.1.
15. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 3
16. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО “Дельта НБ”, 2004
17..Сайт .Харина В.В. ,,Авиаторы второй мировой,, ALLACES.RU
18. Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru
Если Вы , желаете помочь в создании музея финансово или личным участием, хотите участвовать в поисково-исследовательской работе, располагаете какой –либо информацией о выпускниках довоенного аэроклуба, о летчиках имеющих отношение к Кременчугу, хотите передать в качестве экспонатов любые предметы имеющие отношение к авиации
ЗВОНИТЕ: 050-757-90-93