Одним из приметных явлений лет Великой Отечественной войны было стремление многих людей стать на защиту своей Родины. Материализовалось оно, во-первых, в желании попасть на фронт и, во-вторых, в возникновении, рядом с регулярной армией, добровольческих форм участия населения в борьбе против врага. Разные народные формирования на помощь вооруженным силам стали создаваться с самого начала войны, прежде всего, в зоне боевых действий и прилегающих регионах. Уже в первые дни войны рядом директив центральных властей и ведомственных инструкций ему было достаточно быстро предоставлено организованного характера. Упорядочивалось создание добровольных формирований, определялись основные их виды. Одни из них (ополчение, группы самозащиты, партизанские отряды) продолжали давние народные традиции, другие (истребительные батальоны) внедрялись впервые. Имея общую цель и задание, разные добровольные образования отличались от армейских подразделов и частей назначением, способами комплектования и личным составом, спецификой подготовки и использования. (Организационная структура Кременчугских формирований будет приведена ниже).
Вместе с тем, активно помогая воинам регулярных вооруженных сил, народные формирования разных видов тесно взаимодействовали между собой. Добровольные вооруженные образования гражданского населения привлекались к боям, исполняя роль второго эшелона, несли охранительную службу в прилегающей к фронту полосе.
Основанная властными структурами, эта форма привлечения населения к борьбе быстро получила активную поддержку снизу, превратившись в один из видов добровольных военизированных формирований. Весьма красноречивым признаком этих народных образований было комплектование их личного состава не по приказу, а по собственному желанию или согласием человека, то есть определяющим выступало личное чувство гражданского долга.
Одним из первоочередных заданий начального состояния противостояния нацистскому нашествию было пополнение и подкрепление вооруженных сил дополнительными контингентами. Такая срочная необходимость обусловливалась как преимуществом враждебных войск (особенно первого эшелона), так и не готовностью СССР, в результате разных причин к отражению агрессии.
Развитие событий на фронте стремительно опережало возможности государственной системы призыва военнообязанных, потому, рядом с подразделами армии, рубежи кое-где занимали патриоты – ополченцы. Без предыдущей подготовки и чьего-то вмешательства активная часть населения оперативно создавала боевые группы, жены и отряды, стремясь как можно быстрее помочь армии в неравном поединке с захватчиками.
Первым добровольческим соединением в Украине стала Кременчугская дивизия народного ополчения. Во второй половине июля, решением Полтавского областного комитета партии, а непосредственно выполнял его Кременчугский городской комитет КП(б) В, была сформирована эта дивизия.
Как она формировалась ? Много заявлений от тех, кто по возрасту, состоянием здоровья и профессией не подлежал призыву к армии, но желал взяться за оружие, поступало самотеком. В то же время в обеспечении постоянного прилива добровольцев решающего значения приобрело, рядом с общепринятыми организационно – массовыми мероприятиями (митингами, собраниями, совещаниями, индивидуальными беседами), усиление директивных полномочий партийных комитетов.
Обязательность решений партийных органов сверху книзу гарантировалась подчиненностью разветвленной сети первичных ячеек и, в случае необходимости, применение мероприятий общественного и административного влияния.
Отбор добровольцев проводился при активном участии партийных комитетов и первичных партийных организаций заводов, предприятий и учреждений города. Например, прежний секретарь парткома Крюковского вагоностроительного завода А.О. Будний вспоминал, как 28 июля 1941 года состоялось специальное заседание парткома, на котором был обсужденный вопрос о создании полка народного ополчения.
В короткое время в народное ополчение добровольно записалось 937 рабочих и служащих завода. Всего дивизия народного ополчения насчитывала около 4 тысяч человек 2, 80 процентов из них были коммунисты и комсомольцы.
Группа участников народного ополчения в Кременчуге
Организационно она состояла из трех стрелецких полков. Командиром дивизии был назначенный полковник О.С. Платухин, начальником штаба – военной комиссар Кременчугского района майор О.М. Мочало 1-й и 2-й стрелецкие полки формировались из рабочих и служащих многих предприятий города и носили название Кременчугские. 3-й стрелецкий полк состоял из рабочих и служащих Крюковского вагоностроительного завода и имел название – Крюковский.
На должности командиров, комиссаров и политруков, были назначены руководящие работники заводов и предприятий. Это обстоятельство способствовало формированию дивизии в сжатые сроки, это сыграло позитивную роль и в период сколачивания подразделов, поскольку командиры хорошо знали людей и могли правильно их расставить. При комплектовании ополченских подразделов низшего звена, конечно, придерживались порядка, за которым во взвод, в роту входили добровольцы из одного цеха , предприятия, учреждения, заведения. Люди знали друг друга по общему труду, учебе. Кроме того, к боевому объединению попадали и активисты или даже ядро общественной, которое имела в трудовом или учебном коллективе неопровержимый авторитет. Наконец, бойцы таких подразделов понимали, что за ними – их семьи, друзья, родной город. Следовательно, сформированные таким способом добровольческие вооруженные единицы отмечались сплоченностью, , высокими моральными качествами.
Оружием и боеприпасами дивизия обеспечивалась за нарядом командования Юго – Западного направления. Ополченцы вооружались винтовками. На каждый батальон, а их в каждом полку было по три, выделялось по 2–3 ручных и 1–2 станковых пулеметы. Кроме того, подразделы получили бутылки с зажигательной смесью, ручные и противотанковые гранаты. В состав дивизии входил дивизион артиллерии.
Позже, когда через Полтавскую область шли части Красной Армии, на вооружение дивизии было передано несколько минометов, противотанковых пушек и винтовок. Обозно-вещественным имуществом и продовольствием дивизия обеспечивалась за счет местных средств.
Личный состав дивизии также был привлечен к построению оборонных сооружений. Они готовили рубеж, на котором им в будущем обороняться. Бойцы и командиры строили блиндажи, противотанковые препятствия, ставили проволочные загоны, устанавливали минные поля, оборудовали окопы, позиции и так далее Это была лучшая школа боевой подготовки.
В начале августа 1941 года бои развернулись в Онуфриевском и Новогеоргиевском районах Кировоградской области, а передовые части немцев, которые прорвались, стали подходить к Крюкову, чтобы с хода форсировать Днепр и захватить Кременчуг.
В этой затруднительной боевой обстановке командование Юго-западного фронта приняло решение выдвинуть на раньше подготовленный оборонный рубеж западнее Крюкова дивизию народного ополчения. Ей была поставленная задача крепкой обороной остановить наступление врага и удерживать рубеж к подходу в город регулярных частей Красной Армии.
Первым занял оборону 5 августа 1941 года 3-й Крюковский полк, а в ночь на 6 августа – 1-й и 2-й Кременчугские полки народного ополчения. Дивизия обороняла полосу 20 км по фронту и 2–3 км вглубь, при одноэшелонном построении боевого порядка. Основные усилия дивизия сосредоточивала в центре, на участке Крюковского полка. Здесь проходили две основных дороги: к городу и к пристани на Днепре. Участок обороны этого полка достигал 6 км по фронту, других – по 7 км.
Утром 6 августа дивизия завязала бой с передовыми частями врага. Фашисты рассчитывали на легкую победу. До батальона гитлеровцев шли во весь рост на расположение 3-го полка, а около роты автоматчиков, которые вели беспорядочную стрельбу, атаковали 1-й полк. Ополченцы подпустили врага достаточно близко и открыли залповый огонь. Много врагов полегло. Вскоре фашисты организовали еще несколько атак, которые были успешно отражены ополченцами.
Избрав удобный случай, ополченцы перешли в стремительную контратаку и отбросили врага на 10 км. О боевых действиях дивизии газета «Правда» тогда писала: «в 11 часов вечера ополченцы встретились с фашистскими частями. Не дав опомниться обнаглевшему врагу, народные ополченцы ринулись в бой. Ошеломленные, очевидно неожиданной встречей, фашисты бежали».
В этом бое ополченцы захватили у немцев 8 пулеметов, 4 миномета, много автоматов, ружей и другой военной техники.
В следующие два дня враг осуществлял перегруппировку и вел подготовку к новой атаке. Готовились к бою и ополченцы. Утром 9 августа противник, до полка мотопехоты, при поддержке танков и бронемашин, после непродолжительной артиллерийской подготовки и ударов авиации перешел к наступлению. Бойцы и командиры дивизии отбивали одну атаку за второй, поражая враждебные танки бутылками с горючей смесью и противотанковыми гранатами. До последнего снаряда дрался орудейный расчет под командой И.Е.Булычева. Особенно горячие бои разгорелись на подступу к мосту через Днепр. 22 бойца под командованием младшего лейтенанта О.Г. Гольдфарба стояли на смерть и не пропустили фашистов.
Больше чем половина личного состава дивизии легли смертью храбрых или были ранены на подступах к родному городу. Особенно храбро в этих боях проявили себя коммунисты. До последнего вздоха дрался с врагом политрук роты П.Ярина. Храбрый политрук метким огнем и в рукопашном бое убил больше десятка немцев. И только пуля врага оборвала жизнь этого героя.
Примеру коммунистов следовали и беспартийные воины. Так боец 1-го Кременчугского полка, инженер М.Д.Мельниченко, невзирая на ранение категорически отказался покинуть место боя. Он убил несколько немцев и погиб смертью храбрых. 36 ополченцев 3-го Крюковского полка, будучи ранеными, стойко обороняли свои позиции, отбив две атаки роты фашистов.
Остатки дивизии народного ополчения влились в состав 297-й стрелковой дивизии, направленной в Кременчуг командованием 38-и армии. В условиях войны, рядом с уже апробированными образованиями, быстро сложились и получили распространение истребительные батальоны – новая более совершенная форма использования возможностей общественности в обезвреживании враждебной агентуры, соблюдении режима, внедренного в прифронтовых и тыловых районах.
Участники народного ополчения Кременчуга
Так, в специальном Постановлении Полтавского обкома КП(б) В от 26 июня 1941 года говорилось: «Положить на органы НКВС задания организации борьбы против парашютных диверсантов, с этой целью при городских и районных отделах НКВС сформировать истребительные батальоны». И буквально на второй день в Кременчуге началось формирование истребительного батальона, который в короткий срок был сформирован и приступил к выполнению служебного назначения.
Отдельной страницей в летописи нашего города стало участие истребительного батальона в его обороне. Есть воспоминания начальника штаба этого батальона, его бойцов, но это отдельная работа.
Истребительный батальон, который был сформирован в городе Кременчуге на базе спасательной станции, носил название – истребительная рота на воде. В ее состав входили все штатные подразделы речного флота, которые находились в акватории портового города Кременчуга, молодежь, которая на то время не была призвана в ряды армии, и пожилые люди, которые не подлежали призыву. Всего в состав роты входило около 100 человек.
Мужество и изобретательность обнаружили бойцы роты истребительного батальона, как их тогда называли – водники, в это время. Вот как об этом рассказывается в «Докладной записке спасательной службы Союзосводу СССР о перестройке работы на военный способ» от 2 октября 1941 года: «Личный состав спасательной службы Кременчугского Освода (Укросвод) к занятию города врагом самоотверженно провел работу по спасению бойцов Красной Армии. В августе месяце авиация противника разбомбила переправу через Днепр.
Наша пехота, в количестве около 1000 человек, оказалась в воде. Благодаря принятым мерам спасательной службе, привлекшей актив осводовцев, большинство бойцов из воды были извлечены, а понтонная переправа была с помощью легких водолазов (от Кременчугского Освода) восстановлена полностью».
В соответствии со своим основным назначением, истребители днём и ночью патрулировали улицы Кременчуга, прочесывали местность, проверяли документы, в случае необходимости устраивали облавы, осуществляли вооруженные операции по задержанию или ликвидации групп и отдельных диверсантов, вычисляли и террористов, которые просачивались через линию фронта или десантировались из самолетов.
В дальнейшем Кременчугский истребительный батальон проявил себя, как хорошо организовано воинское подразделение, способный самостоятельно решать оперативные задания. В процессе взаимодействия с регулярными войсками истребительный батальон, вместе с остатками ополченцев, впоследствии влился в 297-ю стрелковую дивизию. Именно с 19 августа 1941 года оборона Кременчуга была положена на 297-юстрелковую дивизию 38-и армии.
Из уцелевших ополченцев и бойцов истребительного батальона был сформирован стрелецкий полк, который до 12 сентября 1941 года мужественно защищал родной город. Героическая оборона воинов 297-и стрелковой дивизии и Кременчугского ополчения почти на целый месяц сковала значительные силы враждебных войск на этом участке фронта. Даже в те тяжелые времена мужество защитников Кременчуга было оценено достойно. За храбрость и героизм были награждены: орденами – 112 и медалями – 609 человек.
Кстати, в ходе освобождения украинских земель от захватчиков, органы власти опять возвращались к таким проверенным гарантам безопасности и нормального функционирования тыла, как истребительные батальоны.
В Кременчуге, с октября 1943 года по мая 1944 года, действовал такой истребительный батальон, но это отдельная страница в летописи нашего города. Ополчение, истребительные батальоны, другие формы добровольных народных формирований, стали ярким примером самоотверженности, мужества и отваги кременчужан, в борьбе с врагом. Бесспорным является тот факт, что все они сыграли крайне важную роль в защите нашего города. Тысячи известных и безымянных героев отдали свою жизнь отстаивая право тогдашнего и грядущего поколений на свободу и мир.
Грищенко В.М.
Материалы научно – практической конференции “Кременчугу – 435 лет”