»

Кременчугский трамвай (обновлено)


Кременчугский трамвай

Когда-то кременчугский трамвай перевозил за год 2,8 миллиона пассажиров

Во многих европейских странах, прежде чем зарегистрировать кандидата в мэры города, у будущего городского головы в обязательном порядке специальная комиссия принимает строгий экзамен по истории города. У нас этого нет. 

Тем не менее, историю своего родного города надо знать! Мало кто из кременчужан-современников знает, что в нашем живописном городе на Днепре еще в 1899 года – одним из первых на Украине – функционировал электрический трамвай, построенный и сданный в эксплуатацию Бельгийским акционерным обществом. "Уже тогда на кременчугских улицах появились опоры для трамвайных проводов, легкие изящные металлические и деревянные навесы остановок, плавные изгибы трамвайных переездов" – так поэтически писала в своей книге "Улицами старого Кременчуга" краевед Алла Лушакова.

Трамвайное депо и электрическая станция находились у подножия Песчаной горы между улицей Екатерининской (ныне им. Ленина) и Троицким переулком (ул. Чкалова). Мощность электростанции была 4450 лошадиных сил, трамвайный парк состоял из 16 моторных вагонов с открытыми площадками на двухосной тележке. Протяженность трамвайных путей к 1917 году составляла 12 километров. Кременчужане в то время, наверное, не любили ходить пешком. За год в среднем перевозилось 2,8 миллиона пассажиров. Маршрутов было три: электростанция – пароходные пристани через Екатерининскую, Киевскую (сейчас ул. Победы), Мальцевскую (ныне Приднепровский парк, улица не существует). От электростанции к пароходным пристаням, через Екатерининскую, Ярмарочную площадь (ул. Халаменюка) и Александровскую улицу (сейчас Первомайская) пролегал второй маршрут. Третий проходил опять же от пароходных пристаней через Харчевую (ул. Шевченко), Мальцевскую, Киевскую, Веселую (ул.1905 года), Херсонскую и Украинскую улицы.

К сожалению, в силу исторических катаклизмов, кременчугский трамвай прекратил свое существование после 1917 года в период разрухи и неразберихи, вызванными гражданской войной на Украине. 

В 1926 году городским общественным пассажирским транспортом стал автобус. О нынешнем бедственном положении кременчугского троллейбуса уже надоело писать. Как было бы приятно увидеть на кременчугских улицах веселенький бельгийский трамвайчик образца 1899 года! 


Людмила Лозинская