Что касается интеллигентности, … то это очень редкое, но тем более ценное качество. Интеллигентность – металл очень дорогостоящий. Она воспитывается с детства. Труд это колоссальный, но и благодарный. Анатолий Папанов «Холодное лето»
20 ноября 2013 года исполняется 100 лет со дня рождения Валентины Тимофеевны Федько — заслуженного врача Украины, почетного гражданина города Кременчуга . Человек и врач с большой буквы. Кажется, только вчера мы отмечали ее 80-летие. Валентина Тимофеевна своей доброй улыбкой приветствовала гостей. Вместе с медицинскими работниками, бывшими пациентам, тогда пришли ее поздравить краеведы, работники музея. Зал утопал в цветах. Много хороших, от чистого сердца, поздравлений было сказано в адрес Валентины Тимофеевны Федько. Будучи на заслуженном отдыхе, она не позволяла себе расслабиться. Валентина Тимофеевна продолжала работать над историей развития в городе медицинских учреждений, записывала свои воспоминания о Кременчуге. Выдающийся врач и педагог, Валентина Тимофеевна, одновременно была внимательной, строгой, тактичной, душевной и доброй. Когда при мне дают оценку человеку: интеллигентный, культурный, образованный; я вижу только один образ – Валентину Тимофеевну Федько.
На нашем жизненном пути мы встречаем много разных людей. Встречи с одними сразу забываются, другие сохраняются в памяти не надолго. Но есть единицы, такие как Валентина Тимофеевна Федько, которых забыть нельзя, которые навсегда остаются с нами. Иногда случайно услышанное слово или какая-то деталь напоминают о них. В этом году, в начале июня, моя мама лежала в больнице. Я шла вдоль больничного коридора, где у входа в каждую палату была прикреплена красочный плакат с фотографией моющихся рук и подписью большими буквами: « ВЫ ДОЛЖНЫ СПРОСИТЬ У НАШЕГО ПЕРСОНАЛА: «ВЫМЫТЫ ЛИ РУКИ?» Я прочитала эту надпись и мне стало так тепло на душе, как будто рядом Валентина Тимофеевна, и очень грустно, что с 2006 года ее нет с нами и мы не можем посоветоваться с ней, попросить ее совета. Эта надпись перенесла меня в детство. Я болела часто и когда участковая врач не была уверена в диагнозе или лекарства не помогали, то родители приглашали на консультацию Валентину Тимофеевну Федько. Мама доставала из шкафа чистое полотенце для рук, потому что мы знали – в первую очередь Валентина Тимофеевна пойдет мыть руки с мылом. Помню как Валентина Тимофеевна заходила в комнату, ее добрые, лучезарные, серо-голубые глаза смотрели и успокаивали. Сразу снималось какое-то внутренее напряжение, казалось болезнь начинает уходить. Валентина Тимофеевна задавала вопросы о самочувствии и при этом грела свои руки и стетоскоп. Все ее внимание было сосредоточено только на мне.
Когда у меня родилась Ирочка, Валентина Тимофеевна пришла проведать нас. Она внимательно прослушала Ирочку, проверила основные рефлексы, подставила свою ладонь к ее пяточкам. Ира стала пяточками упираться и Валентина Тимофеевна сказала, что она любит, когда груднички касаються своими ножками ее ладони, смотреть какие они здоровенькие, в них радость жизни, ее продолжение. В этот день Валентина Тимофеевна впервые обратилась ко мне на Вы. Я перешла из категории детей в категорию родителей. Я и сейчас помню как Валентина Тимофеевна тихим, спокойным голосом сказала мне: « Алиса, Вы должны постараться…,» — и дальше шли подробные инструкции как смотреть за ребенком.
Перечитываю книгу Валентины Тимофеевны «IСТОРИЧНI СТОРIНКИ МЕДИЧНОI СЛУЖБИ КРЕМЕНЧУКА». Многое помню из разговоров папы и Валентины Тимофеевны, которые отложились в моей памяти. Есть главы, которые заставляют о многом задуматься. Большое впечатление оставил материал посвященный обществу врачей. Интересно постановление принятое после годовщины отмены крепостного права, в котором врачи обязаны были обращатся к своим пациентам только на ВЫ. Уважать пациентов. Имено такое отношение к больным было у Валентины Тимофеевны. Уважение к личности, даже к маленькому грудничку.
Для моей семьи Валентина Тимофеевна Федько была очень дорогим и близким человеком. Мой папа, Лев Исаакович Евселевский, с 1954 года по 1971 год работал в медучилище, директором которого была Валентина Тимофеевна. Я не знаю как бы сложилась папина судьба, если бы не поддержка Валентиной Тимофеевной папиной инициативы по созданию исторического кружка. Именно тогда, папа серьезно стал заниматься краеведением. В то время к краеведению относились с опасением. Еще свежи были в памяти события 1930-ых годов, когда краеведение было разгромлено, многие краеведы были репрессирова, а вся краеведческая литература, выпущенная до этого времени изъята. Это был рискованный шаг со стороны директора медучилища: разрешить студентам и преподавателю заниматься краеведением и собирать исторические материалы. В одном из интервью папа сказал: «Жизнь свела меня с чудесными, талантливыми и трудолюбивыми людьми». В первую очередь эти слова можно отнести к Валентине Тимофеевне Федько.
Папа рассказывал, как он переживал, когда Валентина Тимофеевна первый раз пришла к нему на урок истории, а он вместо сухого изложения страниц учебника, рассказывал студентам интересный материал соответствующий этой теме. Папа уже закончил рассказывать новую тему, а до конца урока оставалось минут пять. Тогда он организовал небольшое обсуждение с привлечением студентов. Папа ожидал критику со стороны Валентины Тимофеевны, но она разбирая урок, сказала, что было интересно и папа может продолжать использовать дополнительный материал, но больше всего ей понравилось то, что папа привлекал студентов к закреплению нового материала. О своей работе в медучилище папа писал:
«Был создан исторический кружок. На занятия кружка приглашали участников Великой Отечественной войны, ветеранов-медиков.Учащиеся вели переписку с участниками Отечественной войны и революционных событий. По собранным материалам я и готовил небольшие статьи в городскую газету… На одном из заседаний кружка решили попытаться организовать встречу оставшихся в живых участников подполья. … Все учащиеся готовились к этой встрече. Многие ветераны ни разу не встречались с боевыми товарищами после окончания войны…О подготовке встречи стало известно горкому КП Украины. Меня и директора училища В. Т. Федько вызвали «на ковер». Кто вам разрешил организовать встречу? Что за самоуправство? Почему не согласовали с нами? А вообще, есть ли у вас программа встречи? Говорили с нами на повышенных тонах. Мы объяснили, что все продумано, есть планы. Нас предупредили, что если будет какое-то ЧП, мы будем наказаны. Все обошлось. Нас поддержал зам. председателя горисполкома С. Т. Коротич.»
Вокруг меня разложены письма Валентины Тимофеевны к папе в Сан Франциско, несколько фотографий преподавателей и студентов медучилища.
В письме к папе от 22 мая 2005 года Валентина Тимофеевна пишет: «…Получила письмо от Аделины Ефимовны Колышкиной, которая когда-то преподавала машинопись и стенографию в медучилище, в мою бытность. Вы тогда давали ей свои информации истории Кременчуга для практических занятий учащихся. Из них потом получился сборник о Кременчуге…»
Письмо от 2 апреля 1997 года : «…Относительно Вашего предложения написать воспоминания, скажу: если позволит здоровье….»
18 сентября 2001 года: «… Сейчас печатается история медучилища. Моя часть – от 1904 до 1970 года, редкие фотографии, таблицы из книги инспектриссы Гейнц, все выглядит четко и красиво. С моим литературным наследием дело сложнее. Типография взялась печатать то, что уже в редакции местной медицинской газеты прошло техническую обработку, а то, что в машинописном варианте и печаталось в городской газете – обещают сделать после Дня города… А если с книжкой дело уладится, — тогда если буду жива вышлю и книгу…»
Я сейчас смотрю на книги, написанные Валентиной Тимофеевной Федько. Мне радостно и горько. Горько и печально, потому что и Валентина Тимофеевна и папа остались с нами только в воспоминаниях… Радостно, потому что книги написанны и изданны, и папа их получил, читал и делал пометки на полях. Радостно, потому что врачебную династию Федько продолжают внуки и правнуки, а дочка Валентины Тимофеевны, Ирина Семеновна Федько, продолжает врачебную, краеведческую и общественную деятельность.