Одна из малоизвестных страниц городской истории-Кременчугский аэроклуб 38-41 г.
К сегодняшнему дню мне удалось собрать немало информации о деятельности аэроклуба, руководстве, инструкторах, а также установить судьбы 38 выпускников и даже найти пятерых еще живых.
Пару лет тому назад российские поисковики прислали мне статью «Трагическая судьба пилота» о инструкторе Кременчугского аэроклуба Решетникове Г.Г. На единственном фото выпускников аэроклуба 1938 г. Решетников числится техником, техником его помнит и живой еще выпускник аэроклуба Баластрик Н.С. Но как бы там нибыло Решетников Г.Г. во время войны был летчиком и служил до пленения в 46 БАП
ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ПИЛОТА
Решетников Георгий Григорьевич родился 21 января 1912 года в семье крестьянина-бедняка. Семья была большая, как сам Георгий писал в автобиографии, состояла из четырех сестер, трех братьев и его самого. Трудно было родителям. Только на обед мать могла сварить щи в ведерном чугунке на всех. Но родители всех поставили на ноги, воспитали достойными людьми. Все братья уже перед войной получили военное образование, стали офицерами Красной Армии. Рано началась трудовая жизнь самого Георгия. С февраля 1930 года он работал чернорабочим в Сокольнической строительной конторе г.Москвы. В те времена очень активна и популярна была организация «Добролет», агитировавшая молодежь в авиацию. Не стал исключением и Георгий. В декабре того же года он поступил учиться в военно-теоретическую школу летчиков. После ее окончания, обучался в 11-й военной школе пилотов г.Луганска, которую окончил в сентябре 1931 г. и получил квалификацию «военного пилота». В 1931-32 гг. прошел также обучение в 1-й объединенной школе летчиков ГВФ, летал на самолетах У-2, Р-1, Р-5. Началась профессиональная работа летчика. Распределение получил в Чимкентскую авиабазу сельхозавиации. После чего призывался в ВВС, работал инструктором в Кременчугском аэроклубе. В январе 1940 года он был принят в члены ВКП(б). А в апреле 1941 года был снова призван в армию в Кировоградскую школу подготовки командно-летного состава ВВС РККА. Здесь шла подготовка летного состава на современную авиационную технику. Пе-2 являлся высокоманевренным, скоростным, высокоточным пикирующим бомбардировщиком. За три месяца до войны Г.Г. Решетников успел подготовить 18 летчиков на Пе-2.
Началась Великая Отечественная война. С июля 1941 года Г.Решетников, имея большой опыт в летной работе, был направлен на Западный фронт оборонять небо Москвы. В сентябре 1941 года назначается командиром звена. За высокую организацию полетов, за личное мужество и отвагу в период боев на Западном фронте он награждается орденами Красного Знамени, Красной Звезды, назначается на должность командира эскадрильи. Большой опыт пилота-инструктора в гражданской авиации помог ему качественно и быстро готовить боевых летчиков молодого поколения. Г.Решетников пользовался большим авторитетом среди летного и технического состава. Не каждому командиру, тем более в военное время, командование давало такую оценку: «За время боевых полетов не имел ни единого летного происшествия. Техника пилотирования — отличная». Дело было на Волховском фронте. «Девятке» Пе-2 Г.Решетникова поступил приказ — уничтожить скопление фашистских частей, которые проходили перегруппировку в районе Вишеры. Первый бомбовый удар был нанесен с ходу и оказался неожиданным для противника. Перестроившись по «коробочке» Пе-2 начали друг за другом с пикирования добивать скопление противника. Вражеская группировка была уничтожена. Атака была настолько стремительна, что ПВО противника не успели противостоять этой операции. Девятка Решетникова вернулась без потерь. Приказом по 3 Воздушной армии за успешное выполнение задания по уничтожению фашистской группировки Г.Г. Решетников был награжден орденом Отечественной войны II степени.
За время пребывания в действующей армии с июня 1941 года по 6 марта 1943 года сам Г.Решетников совершил 104 боевых вылета, в том числе 28 на разведку и «свободную охоту». Эскадрилья под его руководством произвела 560 успешных боевых вылетов.
105-й вылет стал роковым. Это случилось 6 марта 1943 года. Как следует из документов, со слов самого Георгия Григорьевича произошло следующее: «Наш корпус действовал на Северо-Западном фронте. Получил задание от командира полка произвести одиночное бомбометание на скопление отходящих войск противника, в южной части района Ст.-Русса. Метеоусловия были сложные, не хотелось подставлять своих подчиненных. Принимаю решение, задание буду выполнять только сам. Вначале пути высота облаков была не выше 400 м, видимость ограничена. Но при подлете к цели погода изменилась в лучшую сторону. Используя внезапность, наносим первый удар с ходу. Начались пожары, взрывались бензовозы, горела боевая техника. Производим второй заход на цель. Но фашистская зенитная артиллерия успела подготовиться к нашей атаке. Стрелок-радист передает, что нам в хвост заходят 2 «фокера». Один из зенитных снарядов все таки попал в центральный бензобак, самолет загорелся. Слышу, Гриша открыл пулеметный огонь по «фокерам». Но одна из очередей «фокеров» достигла цели, загорелось правое крыло. Стрелок-радист молчал, по-видимому, был убит атакой истребителей. Языки пламени и гарь заполняли кабину. Мы со штурманом Наконечнюк решили сорвать колпак кабины. При срыве меня ударило им по голове, я потерял сознание. Пришел в себя в немецком полевом лазарете, с обгоревшим лицом и руками, раненой головой. Обе ноги были прострелены. Позже я узнал от самих немцев, что я был выброшен из самолета и приземлился на обгорелом парашюте. Еще один отделился от самолета с нераскрытым парашютом. Третьего не было. Выходит, что мой штурман Михаил Наконечнюк и стрелок-радист Григорий Силенок погибли. А как я выбросился из самолета, — не знаю, возможно меня выбросил из кабины штурман. Так по май месяц 1943 г. я находился в лазарете военнопленных г.Кюстрина (Германия). При эвакуации лазарета в глубь Германии, не доезжая до Берлина 25-30 км, я бежал из вагона с лейтенантом Бреженко Сергеем Васильевичем и старшим лейтенантом Пальчевским Владимиром Антоновичем. Уже 10 февраля 1945 г. мы перешли линию фронта в районе действия 8 Гвардейской армии 1 Белорусского фронта. В феврале-марте находился на пересылочном пункте. А с 1-го по 26 апреля 1945 г. проходил в Подольске в проверочно-фильтрационном лагере №174 НКВД госпроверку и мандатной комиссией Московского военного округа назначен в 30 отдельный штурмовой батальон, в должности стрелка».
6 ноября 1945 года Г.Г. Решетников приказом по Прибалтийскому военному округу был уволен в запас с восстановлением офицерского звания. 8 февраля 1946 года приказом отдела кадров ГУГВФ был назначен на работу в должности пилота Сыктывкарского отдельного авиаотряда. Уже в этом же году Г.Г. Решетников аттестуется как грамотный, отличный пилот, вошел в число стахановцев, имел ряд поощрений за высокие показатели в социалистическом соревновании. В 1947 году он прошел очередную аттестацию и был направлен на курсы переучиваться на самолет Ли-2.
Однако в 1948-1949 годах Г.Г. Решетников подвергается преследованию со стороны органов госбезопасности. Их интересовал вопрос о пленении. С 1947 года в гражданской авиации была введена практика заведения личных дел на начальствующий, командно-летный состав. Согласно инструкции личное дело заполнялось на основании подтверждающих документов и личного опроса. Георгий Григорьевич в это время относился к командно-летному составу, так как занимал должность командира звена.
… Из секретного документа от 15.02.47 г. (после очередной «беседы» в соответствии с вышеупомянутой инструкцией начальник штаба Сыктывкарского авиаотряда пишет): «Необходимо проверить Решетникова, считаю дальнейшее пребывание в системе ГВФ не целесообразным и даже необходимо отчислить из системы ГВФ»… А 11 мая 1949 года Георгий Григорьевич Решетников трагически погиб. Что же с ним произошло?
Рассказывает сослуживец Александр Николаевич Махов — живой свидетель событий, приведших к трагедии. «Помню Георгия Решетникова. Мы его все звали не Георгий, а Жора. Добрейшей души человек, мы все его любили. Скромный, честный товарищ. Он же имел много орденов и в фашистском плену был. Отличный летчик. В последние годы его преследовали органы… Ко мне тоже приставали, чтобы я следил за Жорой, и все о нем докладывал. Возмутился я тогда. А погиб он из-за них… Жора говорил, что когда был в плену у фашистов, то видел перед собой врага в лицо. И знал, что надо делать… А здесь, прошел всю фильтрацию, живу среди своих, а на душе тревога, я очень устал…».
По словам А.Н.Махова в очередном тренировочном полете на самолете По-2 Жора спросил у тренируемого пилота Юры Спасского: «Ну как, сам посадишь самолет?» Конечно, посажу, — ответил тот. Тогда прощай и выпрыгнул из кабины самолета». Долго его тогда искали, рассказывает Александр Николаевич. Река Сысола в районе Выльгорта разлилась до самого села. После, когда вода спала, нашли его тело в ивняке. Сильно мы тогда были возмущены происшедшим. Но что могли сделать, ведь шел еще 1949 год.
Владимир Макаренков, заслуженный пилот России.
Если Вы , желаете помочь в создании музея финансово или личным участием, хотите участвовать в поисково-исследовательской работе, располагаете какой –либо информацией о выпускниках довоенного аэроклуба, о летчиках имеющих отношение к Кременчугу, хотите передать в качестве экспонатов любые предметы имеющие отношение к авиации
ПИШИТЕ : [email protected]
ЗВОНИТЕ: 050-757-90-93
Добрый день. Настолько удивлена, что мой родной город с такой богатой историей. Просматривала фотографии в надежде увидеть своего отца…он родился в городе Кременчуге, защищал его , был в плену в концлагере….зовут его Терещенко Пётр Иосифович…
Здравствуйте Ирина. Сообщите пожалуйста больше информации о Вашем отце. Дата рождения, где проживал. Постараемся помочь в поисках информации.