24.11.1918- 14.10.87г.
Родился в г. Рассказово Тамбовской области
После окончания 7 классов поступил учиться в аэроклуб. Некоторое время служил авиамотористом в одном из полков Московского ВО, затем был направлен на учебу в Серпуховское военно-авиационное училище ,которое закончил в 1940г.и получил назначение в 74 ШАП.
Войну встретил 22 июня 1941г. на аэродроме Пружаны, летчиком на И-15.
В первый день войны почти все самолеты полка были уничтожены в результате налетов вражеской авиации.
В июле 1941 г. полк был перевооружен в Воронеже, а личный состав переучен на штурмовик Ил-2 и направлен на юго- западный фронт под Киев.
10 августа 1941г молодой и еще малоопытный летчик Н.Цыплухин во время штурмовки танковой колоны был тяжело ранен , а самолет подожжен вражеским истребителем. Из последних сил Цыплухин дотянул до своей территории и совершил посадку в десяти километрах от г.Борисполь.
Подоспевшие солдаты из стрелкового подразделения вовремя вытащили из горящего самолета потерявшего сознание Цыплухина Н.
Четыре месяца врачи боролись за жизнь молодого летчика.
Только в январе 1942г.вернулся Цыплухин в свой полк, который находился в этот период на переформировании. В полку произошли к этому времени большие перемены среди личного состава. Многих ,,стариков,, ,с которыми начинал службу Цыплухин, увидеть ему не пришлось.
Погибли также комэск Цыплухина -ст. л-т Шестопалов П.Д. и командир полка капитан Сентимов С.А. Боевые друзья-однополчане , с которыми он начал службу – Иван Сурилов, Иван Герман, Василий Олейник, Гавриил Мошинец получили боевые награды – ордена Красного Знамени, на груди командира полка Савченко П.А сиял орден Ленина. 74 ШАП особо отличился в обороне Москвы.
В марте 1942г. полк в составе 6-й резервной авиагруппы перелетел на северо-западный фронт, аэродром Градобить. Начинается новый этап боевой работы Цыплухина Н.Д. 3 апреля 1942г.л-т Цыплухин вылетает ведомым в составе трех самолетов Ил-2 на перехват группы транспортных самолетов врага в количестве 25 ед. в районе аэродрома Хини. В воздушном бою Цыплухин сбивает один Ю-52 лично и еще шесть в группе. Это была первая победа после госпиталя.
Через несколько дней ,во время вылета на свободную охоту Цыплухин сбивает в воздухе еще один Ю-52 , а второго заставил выйти на нашу территорию и приземлиться на ближайшем аэродроме. Экипаж вражеского самолета был взят в плен.
9 апреля 1942г. во время боевого вылета штурмовик Цыплухина снова был сбит, но легкораненый Цыплухин дотянул до своего аэродрома и посадил самолет.
В мае 1942г Н.Цыплухин получает первую боевую награду-орден Красной Звезды.
Боевое мастерство Цыплухина росло с каждым боевым вылетом. Он учится сам и учит молодых летчиков прибывающих в полк вместо погибших. Постоянный участник проводимых в полку и дивизии теоритических конференций, Цыплухин анализирует каждый боевой вылет, анализирует неудачи и ошибки, обобщает боевой опыт и лучшие приемы воздушного боя и наземных атак.
Получив в ноябре 1943г. назаначение комэска , Н.Д.Цыплухин учит своих летчиков воевать с меньшими потерями. К этому времени на его гимнастерке красовались два ордена Красного знамени и орден Красной звезды.
Весной 1944г полк базировался на аэродроме Сарны в р-не Ровно.
В этот период шла подготовка операции по освобождению Белоруссии, в которой полк активно участвовал. За участие в боях по освобождению Белоруссии комэск Цыплухин награждается третьим орденом Красного знамени, а в августе 1944 г. командование дивизии возбуждает ходатайство о присвоении ему звания Героя Советского Союза. В наградном представлении записано:,,… произвел 90 боевых вылетов,31 раз участвовал в воздушных боях с истребителями противника, лично сбил 3 самолета в воздухе и 7 поразил на земле. Эскадрилья Цыплухина уничтожила 17 самолетов в воздухе и 23 на земле, 24 танка,220 автомашин, 59 орудий до 1800 солдат. Сам Цыплухин получил 2 тяжелых и 2 легких ранения, три раза был сбит…,,
26.10 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
После завершения Люблинско-Брестской операции Н.Д. Цыплухин вместе с 70 Гв.ШАП участвовал в боях на левом крыле Белорусского фронта и завершил войну в Берлине в звании майора.
После войны Н.Д Цыплухин служил в частях ВВС базирующихся в Австрии в должности начальника штаба полка и продолжал летать на транспортном самолете Ли-2.
В 1959 г в звании подполковника уволен из рядов ВВС по состоянию здоровья. Проживал после демобилизации в Кременчуге , работал на заводе дорожных машин слесарем, техником, контролером ОТК. Уйдя на заслуженный отдых, Н.Д.Цыплухин продолжал активно участвовать в общественной жизни, много внимания и сил отдавал военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Награды: 2 ордена Красной звезды, 3 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны 1 степени,орден Ленина, золотая Зведа Героя Советского Союза, 10 медалей.
Именем Цыплухина названа одна из улиц г. Рассказово Тамбовской области.
Биографическая справка составлена А.Бышенко на основании архива семьи Цыплухина Н.Д.
Если Вы , желаете помочь в создании музея финансово или личным участием, хотите участвовать в поисково-исследовательской работе, располагаете какой –либо информацией о выпускниках довоенного аэроклуба, о летчиках имеющих отношение к Кременчугу, хотите передать в качестве экспонатов любые предметы имеющие отношение к авиации
ЗВОНИТЕ: 050-757-90-93