(Из воспоминаний Б.Ф. Гороновича)
Работая над научным трудом по теме «Крюковский период в жизни А.С.Макаренко», в фондах музея А.С.Макаренко, с помощью сотрудников музея, были найдены воспоминания соратника Антона Семеновича – Бориса Феофановича Гороновича. Борис Феофанович очень хорошо знал выдающегося педагога. Они вместе работали в драматическом кружке им. В.Г.Короленко, а также в железнодорожной школе. Воспоминания Б.Ф.Гороновича дают четкую картину о творческой натуре А.С.Макаренко и о жизни Крюкова в начале ХХ века.
Ю.Ю.Тягун
С Антоном Семеновичем Макаренко я впервые познакомился еще в 1906 году в доме Григоровича Д.И., где он часто бывал. Это был первый год его учительской работы в Крюковском двухклассном железнодорожном училище(Законоучитель в двухклассной церковно–приходской школе, муж Е.Ф.Григорович, соратницы А.С.Макаренко). Знал я его тогда как художника-карикатуриста. Он быстро схватывал основные черты человека, и умело тушевым карандашом наносил на бумаге портрет за 5–10 минут. Не обходил и себя.
Драматический кружок имени В.Г. Короленко.
Вторично встретился с ним в декабре 1917 года. Тогда Антон Семенович был инспектором Высшего начального железнодорожного училища в Крюкове(Сейчас Кременчугский профессиональный лицей сферы услуг. Улица И. Приходько,137). Пригласил меня участвовать в организованном им драматическом кружке. Я согласился. Кружковцы приносили различные пьесы Н.Гоголя, Н.Островского, А.Чехова, И.Крылова. Помню постановку таких пьес: «На бойком месте», «Без вины виноватые», «Гроза», «Лес» – Н.Островского, А.Чехова «Дядя Ваня», «Медведь», Стринберга «Отец» и других авторов. Распределение ролей в первую читку новой пьесы с соответствующими интонациями проводил Антон Семенович. Кружок состоял из учителей (Милютина М.С., Найда (Чернышова) Н.П., Макаренко В.С., Кемов Н.В., Попова Н.Г., Попова Ю.Г., Карапиш П.И., Киселев, Бончук М., Бова И., Горонович Б.Ф.) и местной интеллигенции – жена Кемова, Сопунева и др.
Сам Антон Семенович тоже играл. Он был неплохим актером в пьесе «Дядя Ваня». Создание драмкружка преследовало цель – мобилизовать средства для оборудования кабинетов школы, для покупки инструментов духового оркестра и «чтобы Крюков просвещать». Сначала мы ставили пьесы раза два в месяц, а потом – еженедельно. Репетиции тянулись до 12 часов ночи. Антон Семенович в середине репетиции угощал нас чаем.
Сторож школы Иван Васильевич приносил громадный самовар, сахар и заваривал чай. А в это время Антон Семенович рассказывал такие анекдоты, что все за животы брались от смеха. Сценаристом был Василий Иванович Поповиченко, режиссером Карапиш П.И. Позже вошел в кружок главный врач военного госпиталя – Н.С. Киселев (псевдоним Терской) – прекрасный знаток театрального дела. Его-то и выбрали режиссером. Но новый режиссер был мягкого характера, веселый по натуре и в репертуаре кружка стали доминировать водевили, что не могло удовлетворить ни зрителей, ни самих кружковцев. Наступил кризис, режиссером снова выбрали П.И.Карапиша, а подбор репертуара оставался у А.С. Макаренко. Начали поставку пьесы «Чужие», но она с треском провалилась. Но мы не унывали.
Стали совершенствовать технику актерского искусства. Достигли ее через некоторое время. И вот А.С.Макаренко поделился с нами о том, чтобы просить писателя В.Г.Короленко о присвоении драмкружку его имени. Написал ему в Полтаву. В.Г.Короленко дал свое согласие. Наш кружок стал именоваться «Драматический кружок имени В.Г.Короленко».
Все эти пьесы мы ставили в железнодорожном клубе – бывшем кинотеатре «Корсо»(Ныне хлебопекарня. Улица И.Приходько,65). Но вот пришла в голову А.С.Макаренко мысль о постановке оперетты (шуточной) «Иванов Павел». Эту мысль поддержал П.И.Коропиш (оба они – скрипачи). Последний эпизод в оперетте – провал (на экзамене) должен был, по мнению Макаренко, сопровождаться провалом физическим. Для этого на сцене должно было быть отверстие, но кто же позволит это сделать на сцене в «Корсо»? Антон Семенович решил поставить эту оперетту в школе для учащихся. В школе к тому времени была сцена (складываемая и раскладываемая). В ней и было сделано отверстие с крышкой, через которое «Иванов» и провалился. Порядочно они со мной повозились. Я тогда играл главную роль, а у меня ни слуха, ни голоса нет.
Финансовыми делами ведал родительский комитет школы. Возглавлял его Кононенко (если не ошибаюсь). На собранные от постановок деньги А.С.Макаренко привез из Харькова оборудование для кабинетов и духовой оркестр для школы. Капельмейстера Антон Семенович взял из мастерских (фамилии его не помню). Он быстро научил учеников нескольким танцам.
Выступал наш оркестр и в своей школе и в других школах. От других школ Антон Семенович за труд оркестра денег не требовал, а только просил хорошо накормить оркестрантов, что всегда и выполнялось.
Летом 1918 года Антон Семенович организовал танцы в зале школы. Играл наш оркестр. Деньги поступали в кассу школы.
Трудовая дружина
Когда громыхали пушки, свистели пули, работа кружка прервалась. Установилась Советская власть!
В середине января месяца 1919 года встречаюсь вечером на бывшей Херсонской улице(В настоящее время улица И.Приходько) с Антоном Семеновичем.
– Что делаешь?
– Ничего!
– Как, ничего? Так вот слушай! У нас в школе преподает математику Крылов Борис Феофанович. Его губпарткомитет назначил зав. Кременчугским Губернским отделом народного образования. Я остался без математика. Так вот я и предлагаю тебе место математика в школе.
Я стал отказываться, не готовился стать педагогом, не знаю методики, нет педагогического образования.
– Я тебе помогу! Будешь учителем. Приходи завтра же в 8–30, возьми задачник по алгебре Шапошникова и Вальцева, геометрию Киселева и начинай работать. К тому же и ученикам не надо будет запоминать твое имя и отчество. Был Борис Феофанович Крылов, станет Борис Феофанович Горонович! Это чудесно.
И я стал учителем с легкой руки А.С.Макаренко – вначале – математики, а позже – физики.
Вот теперь я видел кипучую деятельность А.С.Макаренко. Его и боялись и любили ученики. Его слово – закон. Помню такой случай. Во время уроков мы вдвоем были в учительской. Вдруг вбегает учительница французского или немецкого языка (кременчужанка) заплаканная и в слезах сообщает Макаренко о том, что кто-то бросил ей на стол комок грязи. Мы вдвоем подходим к дверям. Антон открывает дверь, все встают:
«Кто?», – закричал он. Все молчат. Он оглядывает всех. И почему-то, для меня неуловимому, называет фамилию.
– «Выходи», – повел его в учительскую. О чем он с ним говорил, и как говорил, не скажу, не знаю. Но вышел этот парнишка из учительской мокрый, красный от полученного удовольствия. Как он узнал, что виноват именно этот, а не кто-то другой из 32 или 35 учащихся, неизвестно.
Обычно педсоветы у А.С.Макаренко проходили быстро – минут 30–45. Все им было обдуманно, взвешенно. Говорил он сам и учителям предлагал выступать кратко. Жалел и свое, и наше время.
Но в марте месяце педсовет затянулся. Антон Семенович решил организовать, как он высказался, «Трудовую дружину», решил организовать производственную базу для трудового воспитания учащихся. Его идею поддержал весь педколлектив. Сначала Макаренко добился передачи школе фруктового сада гр.Архангельского(Теперь парк Вагоностроителей по улице И.Приходько) (против железнодорожной бани)(Ныне зал царства свидетелей Еговы. Улица И.Приходько, 93), а потом еще двух участков, соприкасавшихся углами с усадьбой Архангельского.
Совместно с учителями Антон Семенович разработал систему организации труда учащихся в саду.
Все учащиеся (за исключением далеко живущих) были разбиты на несколько отрядов по отдельным видам работы. Были организованы отряды садоводов,огородников, цветоводов, охранников. Отряд огородников был разделен еще на подотряды – картофеля, свеклы, помидор, огурцов и др. Учителя руководили тем или иным отрядом. Мне был поручен отряд охраны.
Все дружинники (учителя и учащиеся) объединились в единую «Трудовую дружину», которую возглавлял А.С.Макаренко. Каждый дружинник носил на левой руке белую повязку, а охранник красную. На повязке нарисована была художниками школы эмблема того отряда, в котором работал данный дружинник: у садоводов – груша, у цветоводов – ромашка, у огородников – капуста, морковь, помидор, у охранников – шлем.
Как только растаял снег, подсохло, вся дружина в яркий солнечный день вышла в сад с лопатами и граблями. Стали копать. Многие не знали, как держать лопату, как копать.
Помогал и показывал им Т.Ботарчук (то ли он был агрономом, или просто сведущий человек). Его специально пригласил Макаренко, как инструктора – огородника – садовода. Через неделю времени сад был перекопан, расчищен, гусень с деревьев снята, еще позже обмазаны известью фруктовые деревья, проложены дорожки, посыпаны песком. В конце апреля в мае произведена посадка картофеля, посев свеклы, моркови, высадка помидор и капусты.
Для повышения дисциплины и лучшей организации труда Антон Семенович ввел элементы пионерской дружины. Вечером дружина собиралась на линейку. В присутствии отряда его начальник рапортовал начальнику трудовой дружины – Макаренко о выполненной работе за день. Рапорт принимался, если все было хорошо, объявлялась благодарность. Если же задание без уважительных причин не выполнялось, Макаренко объявлял виноватому выговор. Но такие случаи были редки. На этой же линейке отряды получали задание на следующий день в присутствии учетчика труда Даншина – учителя физики. Эти задания предварительно обговаривались Макаренко с начальниками отрядов.
Введены были приветствия дружинников друг с другом: «Будь готов!» Даже в арке у входа в сад на полотнище красовалась надпись «Будь готов!» Это еще в 1919 году!
Интересен учет работы дружины. Он был продуман Антоном Семеновичем и утвержден советом дружины. Такой учет, какой был введен года через 3–4 в колхозах!
«Трудодни». Они только назывались у нас просто «днями». Учитывалась и продолжительность работы, и ее качество, а, следовательно, и производительность.
Занимался этим строгим учетом «дней» тов. Даншин. Он к концу дня обходил все участки огорода, сада и соответственно ставил «оценки». Записывалось: 0,4; 0,2; 3,4, 1,4.
Все дружинники знали, что общая сумма «дней» у каждого есть часть общей суммы «дней» всей дружины. В дни учебы больше 3/4 не ставилось, а в праздничные, каникулярные, до 1,5. Наступила осень. Даншин с Кемовым поставили число «дней» каждого и суммарное число «дней» всей дружины.
Урожай был хороший. Каждый получал и отвозил тележкой домой 2–4 мешка картофеля, свеклы, капусты. В то время это было большое подспорье для учащегося и его семьи, для учителей раздача продуктов проходила без участия А.С. Макаренко. Он в конце августа поехал в Полтаву. При деникинцах он в Крюкове не работал. Авторы же книги «Крюковский Вагонный завод» пишут о Макаренко, как учителе при деникинцах. Это не верно.
Когда Антон Семенович в 1920 году принял колонию правонарушителей в Полтаве, он приезжал в Крюков, приглашал каждого из нас ехать к нему, в Полтаву. Поехали тогда к нему Василий Иванович Поповиченко (погиб во время блокады в Ленинграде) и его супруга – Надежда Тимофеевна Поповиченко (в девичестве Техальская). Они вдвоем проработали в колонии 5 лет.
06.01.1968
Авторы: Горонович Б.Ф., Тягун Ю.Ю.
Материалы научно – практической конференции “Кременчугу – 435 лет”