История завода начинается с 1870 года, когда была выпущена первая продукция — конные приводы, молотилки, соломорезки и запасные части к ним. Это было первое в Полтавской губернии предприятие по производству сельскохозяйственных машин, также выполнявшее заказы для железных дорог (через город проходили Харьковская-Кременчугская и Елисаветградская-Кременчугская железные дороги). Изделия завода Баутца (первого владельца) шли нарасхват, хозяин ежегодно получал большие прибыли.
В конце 90-х годов XIX столетия завод приобрел купец 1-й гильдии И.Андер. В официальной статистике это предприятие именовалось Механическим чугунолитейным заводом. На заводе в то время работало 65 человек: 21 литейщик, 22 слесаря, 10 токарей, 5 кузнецов, 3 модельщика, 3 маляра и машинист. Рекламное объявление гласило:
«Механический чугунолитейный завод. Склад земледельческих машин. И.Андер.В Кременчуге.
На ярмарочной площади в собственном доме.
Отливка предметов из чугуна и меди и производство всякого рода механических работ. Нарезка и шлифовка металлических и фарфоровых вальцев. При заводе имеются всегда в большом запасе: принадлежности к механическим и земледельческим машинам. Адрес для писем и телеграмм: Андеру, Кременчуг».
После революции завод, перешедший в подчинение губземотдела, оставался единственным в Полтавской губернии, кто производил и ремонтировал сельскохозяйственные машины и орудия.
Знаменательным в жизни завода стал 1930 год: предприятие изменило профиль производства и перешло на выпуск дорожных машин. Масштаб дорожных работ в годы индустриализации быстро увеличивался, и в 1933 году постановлением Совнаркома СССР было создано Дормашобъединение», которому передали шесть машиностроительных заводов для организации производства дорожных машин. В число этих заводов входил и Кременчугский завод. Производство началось с выпуска прицепных катков, канавокопателей, конных скреперов с ковшом вместимостью 0,3 кубометра, цистерн для горючего и запасных частей к тракторам. К 1-му мая 1934 года был изготовлен первый автогудронатор. Кременчугские автогудронаторы работали на многих важных объектах в Москве, Киеве, Горьком и получили высокую оценку коллективов «Мособлстроя», «Мосдорстроя» и др.
В 1937 году завод выпустил 15 типов новых машин: модернизированные грейдеры, ручные гудронаторы, механические щетки, ползунковые скреперы, маркировочные и эмульсионные машины. В 1938-41 годах налажен выпуск бензозаправщиков на базе автомобиля ЗИС.
В августе 1941 года завод эвакуируется в город Курган, где на его основе был создан Курганский завод дорожных машин. В короткое время было освоено 10 видов продукции для фронта — бензозаправщики, бензоконтейнеры, огнеметы, детали к орудиям и другие изделия.
В период оккупации города Кременчуга фашистами завод был полностью разрушен, и поднимать его пришлось из руин. В сложных условиях машиностроители осваивали выпуск дорожной техники. В 1946 году изготавливались автогудронаторы, дорожные щетки Д-154, гладкие катки Д-126, кулачковые катки Д-130 и Д-220, прицепные плужные канавокопатели Д-267, КМ-800 и КМ-1000, битумоплавильные агрегаты Д-122 и начат выпуск товаров народного потребления. Заводчане выполняли заказы для строителей Куйбышевской, Сталинградской, Каховской ГЭС, Южно-Украинского и Туркменского каналов.
Первый опытный образец смесителя асфальтобетона Д-225 производительностью 10-12 т/час изготовлен в 1949 году. Это было началом большой, перспективной работы по созданию целого семейства комплектов технологического оборудования для производства асфальтобетонных смесей.
Асфальтосмеситель Д-225 представлялся на международных ярмарках в Лейпциге и Загребе. В 1955 году завод освоил выпуск асфальтосмесительных установок на экспорт. Экспортируя изделия, завод оказывал помощь в их освоении — наши специалисты выезжали за рубеж для обучения местного обслуживающего персонала правилам монтажа, эксплуатации и технического обслуживания.
В 1955 году Правительство СССР приняло ряд постановлений, предусматривающих дальнейшее развитие строительного и дорожного машиностроения, с конкретными заданиями по увеличению мощности предприятий и созданию современных типов дорожных машин.
В 1960 году Постановлением Совета Министров СССР Кременчугский завод дорожных машин определен головным предприятием по выпуску асфальтосмесительных установок и грунтоуплотняющих прицепных катков.
В декабре 1960 года был выпущен 1000-й асфальтосмеситель марки Д-225. К этому году коллектив освоил выпуск 43 видов дорожных машин.
Значительные капиталовложения в развитие производства в начале 60-х годов позволили расширить цеха, установить новое оборудование. Общая площадь, которую занимало предприятие, равнялась 22 гектарам, крытые помещения составляли 44 900 квадратных метров. Парк металлорежущих станков насчитывал 521 единицу.
В декабре 1965 года на заводе было создано мощное специальное конструкторское бюро «Дормаш», получившее статус ведущего по разработке асфальтосмесительных установок. Численность сотрудников СКБ превышала 400 человек.
В декабре 1985 года Совет Министров СССР принял постановление «О генеральной схеме управления строительным, дорожным и коммунальным машиностроением», в соответствии с которым было создано Кременчугское ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение «Дормашина» имени В.И.Ленина в составе Кременчугского завода дорожных машин, СКБ «Дормаш», Николаевского завода «Дормашина» имени 50-летия Великого Октября и Рыбинского завода дорожных машин.
За истекшие годы несколькими поколениями заводчан создан мощный производственный потенциал, благодаря которому коллектив завода способен решать сложные технические задачи производства современной дорожно-строительной техники. Это стало возможным также благодаря постоянной работе по техническому перевооружению предприятия. В результате реконструкции завода по проектам Харьковского института «Укргипромаш», Брянского отраслевого института ГПИ «Строймаш» в 60-70-х годах 20-го столетия построены и введены в эксплуатацию:
• механосборочный корпус производственной площадью 14 000 кв.м;
• малярный корпус площадью 2870 кв.м;
• чугунолитейный цех проектной мощностью 13 000 тонн чугунного литья в год;
• компрессорная станция в блоке с ЦРП;
• объекты сантехнического и энергетического назначения;
• 5-тиэтажный инженерно-лабораторный корпус общей площадью 7 800 кв.м.;
• корпус дорожной техники, состоящий из пяти пролетов, общей площадью 25 500 кв.м.;
• здание научно-технического центра площадью 3 240 кв.м.
Октябрь 1993 г. Кременчугский государственный завод дорожных машин вошел в систему Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины.
1994 год. Открытое акционерное общество «Кременчугский государственный завод дорожных машин» входит в Государственный комитет промышленной политики Украины.
1994 год — год приватизации предприятия. В мае этого года на основании указа Фонда госимущества Украины горсовет зарегистрировал завод как ОАО «Кременчугские дорожные машины» — предприятие с частной собственностью. Прорывом в Восточную Европу стали поставки асфальтосмесительных установок ДС-168, ДС-185 и КДМ-201 на строительство международного транспортного коридора, который проходит по территории Венгрии, Сербии, Болгарии и Румынии (скачать файл об истории предприятия с 1995 по 2006 год).
Годом дальнейшего подъема стал 2006-й. Активная рекламно-имиджевая работа, создание новых моделей асфальтосмесителей способствовали увеличению числа заказов от потребителей. За год было реализовано 58 установок. Объемы производства возросли на 13%. В 2006-м году потребителям были предложены новые усовершенствованные асфальтосмесители КДМ-20163 и КДМ-20167, изготовлена первая установка ДС-1853М повышенной монтажной готовности. Сорок одна установка из 58-ми реализованных укомплектованы микропроцессорной системой управления, девятнадцять – рукавными фильтрами, что гарантирует высокую экологическую безопасность. Только за четыре года (с 2002-го по 2006-й) изготовлено и реализовано 237 асфальто- и грунтосмесительных установок.
2006-й год стал юбилейным для самого популярного товара народного потребления с маркой «Кредмаш» – закаточной машинки, применяемой в консервировании продуктов. Был выпущен шестимиллионный ее экземпляр. Наша закаточная машинка успешно продается не только на украинском рынке. Ее большими партиями закупают Азербайджан, Молдова, Россия, Казахстан. В 2010-м году благодаря высокому спросу производство этого товара выросло до 75 тысяч штук в месяц.
Успехи 2006-го года воплотились в полученных предприятием наградах: «Лидер Национального бизнес-рейтинга», «Лидер отрасли», «Лучший работодатель года» и других. В 2006-м году ОАО «Кредмаш» подтвердило сертификат соответствия международному стандарту ISO 9001:2000 и получило сертификат от мирового эксперта сертификации – Группы компаний SGS.
Одним из самих успешных годов последнего десятилетия можно, безусловно, считать 2007-й. Спрос на дорожную технику марки «Кредмаш» стабильно возрастал. Портфель заказов был заполнен на погода вперед. За год завод отправил потребителям 93 установки, в том числе, 25 асфальтосмесителей новой серии КДМ-201. На рынок вышли новые модификации асфальтосмесителей – ДС-16867, КДМ-20137М, КДМ-2017. На установки повышенной монтажной готовности за несколько лет спрос возрос в семь раз. В 2007-м году было выпущено рекордное количество модификаций асфальтосмесителей – 24 (вдвое больше, чем в прошлые годы). При изготовлении новых образцов техники начали использоваться качественные комплектующие ведущих зарубежных фирм. Общие инвестиции в совершенствование производства составили 14,5 млн.грн. Прибыль, полученная в 2007-м году, позволила увеличить фонд оплаты труда на 55,7%.
Все основные модели выпускаемых асфальтосмесительных установок – ДС-168, ДС-185 и КДМ-201 – в 2007-м году были удостоены звания «Лучший отечественный товар». Предприятие получило статус „Лучшего производителя товаров в Украине”. В честь 70-летия Полтавской области ОАО «Кредмаш» было награждено Почетной Грамотой Кабинета Министров Украины.
С большими надеждами коллектив завода встречал 2008-й год, однако он стал началом кризиса и перечеркнул многие планы. И все-таки успешная работа в первом полугодии, до кризисной осени, позволила получить достойный общий результат года. Рост объемов производства составил 15,6%, было выпущено продукции на 380 млн.грн. План производства и реализации выполнен на 100%, изготовлено 102 асфальтосмесительные установки – рекордное количество за всю современную историю. Эксплуатационникам представлен новый образец асфальтосмесителя – ДС-1683М повышенной монтажной готовности. Предприятие за достигнутые успехи было удостоено званий «Лидер экономики Украины» и «Экспортер года».
В 2009-м и 2010-м годах ОАО «Кредмаш» предпринимало огромные усилия для преодоления кризиса и возвращения к стабильной работе. Несмотря на трудности, завод работает без остановок, дормашевцы вовремя получают заработную плату. В 2009-м году было реализовано 26 установок, за восемь месяцев 2010-го года – тридцать. Объемы реализации возросли на 39,7%. Продано продукции на 141221,2 тис.грн. На экспорт поставлено 76,3% продукции.
Нынешний 2010-й год – особенный в истории развития Кременчугского завода дорожных машин. Ему исполняется 140 лет. Коллектив настроен на стабильную работу и укрепление своих позиций на рынке дорожной техники. Основным заказчиком асфальтосмесителей является Российская Федерация, которая покупает установки для реконструкции дорожных магистралей в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде 2014-го года. В Южный Федеральный округ в последнее время поставлено более десятка асфальтосмесительных установок.
Высокая конкуренция на рынке сбыта заставляет специалистов завода работать над новыми, усовершенствованными образцами техники, отвечающими наивысшим международным стандартам. В ближайшее время дорожникам будут предложены новые модификации всех моделей установок (ДС-168, ДС-185 и КДМ-201): с пятифракционной системой грохочения и регулируемой системой дозирования каменных материалов; грунтосмесителей и асфальтосмесителей повышенной производительности, уровня автоматизации управления, с усовершенствованными и новыми агрегатами. Завод получил заказ от оборонного комплекса Украины на изготовление транспортных средств.
Последние 50 лет предприятие специализируется на разработке и выпуске асфальтосмесительных установок, специальных автотранспортных средств для заправки и транспортировки нефтепродуктов.
В области проектирования и выпуска комплектов оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей, применяемых в строительстве дорог с твердым покрытием и взлетных полос аэродромов, завод имеет наибольший опыт среди других предприятий стран СНГ, так как до распада СССР был единственным предприятием по выпуску таких машин. Завод экспортировал их в 41 страну мира.
Более 90 % действующих в России и других странах СНГ асфальтосмесительных установок изготовлены Кременчугским заводом дорожных машин. По своим параметрам они отвечают современным требованиям и завоевали признание потребителей высокой эксплуатационной надежностью. Все модификации асфальтосмесительных установок имеют Российский сертификат соответствия.