ГАЗЕТА «FRONT-ILLUSTRIERTE DEN DEUTSCHEN SOLDATEN» О ВОЕННОПЛЕННЫХ ВЕРМАХТА В КРЕМЕНЧУГЕ
У лауреата Нобелевской премии по литературе немецкого писателя Генриха Белля, воевавшего во время войны на Восточном фронте в романе «Дом без хозяина» есть такие строки: «восемнадцати лет от роду она вышла замуж за бравого ефрейтора, чье тело истлевает теперь где-то между Запорожьем и Днепропетровском. Мальчика по отцу окрестили Генрихом»… Вполне возможно, этот Генрих рассказывает сейчас в украинской земле место, где похоронен его 22-летний отец, а сыну уже 62 года.
С какой целью в наше время путешествуют по Днепру на круизных теплоходах пожилые туристы из Германии? По местам «боевой славы»?
Теперь расскажем о пребывании в Кременчуге немецких военнопленных.
После 1943 года в Полтавскую область приходили целые эшелоны с солдатами вермахта, пленными под Житомиром, Винницей, в Белоруссии, под Будапештом и т.д. Никого тогда не удивляли сотни немцев, работающих в гранитных карьерах, на строительстве моста через Днепр, на расчистке руин города Кременчуга, просто на стройках и восстанавливающих автомобильные и железные дороги. Тогда говорили, что два солдата из вермахта заменяют экскаватор. В начале 50-х гг. всех пленников отправили домой в Германию. С той поры о них забыли, как будто их и не было вовсе.
Очень нелегко в данное время найти в архивах подшивку газеты с длинным названием на немецком языке «Front-illustrierte fur den Deutschen soldaten». Эта советская газета рассказывала о хорошей жизни немцев, сдавшихся в плен Красной Армии. Уже летом 1941 года ее печатали в советских типографиях, а затем многотысячный тираж разбрасывали с самолетов над германскими позициями. Газета призывала гитлеровцев сдаться в плен. В ней публиковались фотографии тех, кто уже это сделал, рассказывалось, как хорошо немцам живется в советских лагерях ГУПВИ, где всем гарантировались достойное обращение, сытное питание и отдых. В начале войны эта газета-агитка слабо, если не сказать, что вообще никак, действовала на германских вояк, которые по выжженной равнине за метром метр «катились» ордой «нах дранг остен». Желающих сдаваться, почти не находилось. В плену гитлеровцы оказывались, как правило, во время сражений, с криком «Гитлер капут!» Но массово это стало происходить лишь после битвы под Москвой, когда в плен сдавались обмороженные немцы, попавшие в тот период в 40-градусные морозы, после Сталинградской битвы и после танковых сражений на Курской дуге. Именно в тот переломный момент второй половины 1943 года для солдат и офицеров вермахта начиналась другая жизнь – теперь уже не с огнеметом и автоматом-«шмайсером» в руках, а с лопатой под конвоем с овчарками.
Под Кременчугом попадались в плен солдаты из команды телеграфистов 3-й армии, танкисты 2-й армии, саперы, артиллеристы, мотоциклисты. Всех их подвергали допросам, проверяли на причастность к злодеяниям на территории Полтавской области. Бывало, что немцев и избивали.
Фронтовик-офицер фильтрационного лагпункта Тарас Геращенко рассказал о процедуре обыска пленных перед отправкой в лагерь. Среди них хватало и фанатиков, которые и в плену орали «Хайль Гитлер!» и верили в то, что плен – всего лишь нелепая случайность и временное поражение. Для многих это «временное поражение» растянулось с конца 1943 до начала 50-х гг. когда последних пленников отправили на родину, кого в Берлин, а кого в какой-нибудь Цвикау. Пленных же немцев выстраивали в две шеренги с проходом посредине, после чего переводчик приказывал выложить из карманов все, что там было и снять часы. Затем офицеры делили трофеи между собой, попутно снимая с пленников золотые кольца и перстни. Самой богатой добычей были золотые портсигары. Не отбирали только фотографии, носовые платки и иногда губные гармоники.
На 1 января 1948 года в СССР насчитывалось более тысячи госпиталей и лагерный пунктов для германских военнопленных. В Полтавской области и в Кременчуге в частности содержались и итальянские военнопленные. Кстати говоря, в 1963 г. в Полтаву для съемок фильма «Они шли на восток» (о судьбе итальянского полка, воевавшего вместе с гитлеровцами) прибыла большая группа кинематографистов из Рима во главе с всемирно известным режиссером Джузеппе де Сантисом. Киносъемки боев проходили тогда возле села Нижние Млыны. Рассказывают, что экспрессивные итальянцы непрерывно восторгались украинской экзотикой в виде соломенных стрех на хатах и говорили о Полтавщине: «Это маленькая Италия!» Впоследствии фильм имел большой успех на экранах мира. Из итальянского полка на Апенины домой вернулись лишь несколько солдат. Этот фильм очень понравился другому итальянскому кинорежиссеру Витторио де Сико – особенно полтавские натурные съемки. Дождавшись цветения на украинских полях желтых цветов – подсолнухов и пригласив на главную роль в военной мелодраме «Подсолнухи» кинозвезду Софи Лорен, итальянцы кинематографистов встречал в аэропорту в окружении переодетых сотрудников КГБ мэр Полтавы Богданович, который прославился тогда тем, что перепутал Софи Лорен с ее переводчицей. В «Подсолнухах» Софи Лорен играла жену итальянского солдата, пропавшего без вести. Она искала могилу своего жениха среди больших желтых цветов, растущих на полях с железными касками, среди огромной и оглушительной пустоты, которую оставила после себя вторая мировая война.
Как рассказала научный сотрудник Кременчугского краеведческого музея Ольга Иванченко, занимающаяся безымянными солдатскими захоронениями, в нашем городе и его окрестностях находятся не только захоронения советских солдат, но и немецких и итальянских. В Кременчуг приезжали поисковые группы из-за рубежа, которые разыскивали могилы своих близких, бессмысленно погибших на фронтах последней мировой войны.
Немцы и итальянцы привлекались к работам по восстановлению хозяйства, они строили дома и асфальтировали участок дороги в Крюкове. Тогда крюковчане впервые увидели чудо техники – репарационные из Германии асфальтовые катки, которыми управляли бывшие танкисты армии Гудериана и Майнштейна. Всегда под охраной с овчарками вчерашние солдаты вермахта дробили камень, добывали в Днепре песок, помогали колхозникам убирать урожаи.
В лагпунктах периодически случались ЧП. Согласно архивным документам, военнопленные немцы и итальянцы совершали побеги, умудрялись напиваться, устраивали драки, в том числе и с поножовщиной, некоторые крутили романы с украинскими женщинами. Всех, кто не дружил с дисциплиной, отправляли «на перековку» в штрафные подразделения. Так, в ночь с 19 на 20 июня 1949 года из кременчугского лапункта сбежал военнопленный Вилли Герман Вюрфельгайнц. Молодой немец, перемахнув через проволочное заграждение, стремился к своей украинской подруге, жившей где-то в районе Реевского кладбища. Через пару часов любовник рванул назад, однако в три часа ночи Ромео схватили. За свои любовные похождения он схлопотал три месяца отсидки в изоляторе.
Весной 1950 года в штрафное подразделение попал бунтарь по имени Курт Гросс. Когда готовили эшелон для возвращавшихся в Германию бывших солдат вермахта, Курт узнал, что его почему-то вычеркнули из списков. Гросс, руководивший в лагере музыкальным кружком, впал в истерику и переломал все нотные подставки в лагерном клубе. Итог был печален, все друзья Курта поехали в Берлин, а он сам – под конвоем в штрафное подразделение.
Кончено, лагерь есть лагерь, но он в Кременчуге не был Бухенвальдом или Заутхаузеном. Иногда сердобольная охрана позволяла голодным немцам ловить рыбу в Днепре. Частенько, вопреки всем нормам, пленных после рабочего дня заставляли трудиться на аварийных работах по три и более часов, а отдыхать потом не давали. Обогревательные пункты для пленных на ряде объектов не оборудовали =- немцы мерзли в голодном 47-м году также как в 41-м под Москвой и в 43-м под Сталинградом.
Автор статьи: Алексей Сергиевский