Мне было 7 лет, когда в июне 1935 года моя старшая сестра Роня, отвела меня в школу № 9, где она училась. До 1935 года детей принимали в школу в подготовительные классы с 7 лет. В 1935 году подготовительные классы ликвидировали, а в 1-й класс брали с 8 лет. Сестра стала упрашивать, что бы меня взяли в 1-й класс. Устроили мне небольшой экзамен. Считать я уже умел до ста, складывать и отнимать. Знал алфавит и слабо, но читал. После этого собеседования меня записали в 1-й класс.
С нетерпением я ждал 1 сентября. Вот этот день пришел. Я ученик 1 –го класса «Б». Первой моей учительницей была Елена Ивановна Кравец. Она была молодая, добрая и очень терпеливая. Не помню, чтобы она хоть раз закричала на нас шалунов и непосед. Класс был интернациональный: украинцы, евреи, русские, поляки, греки, даже один фин. Преподавание шло на украинском языке. Многие его не знали и не понимали. Постепенно все заговорили и даже на переменах общались на украинском языке. Я часто вспоминаю мою первую учительницу. Она носила синюю юбку, белую кофточку, всегда была с располагающей улыбкой, добрая, чуткая и внимательная.
Елена Ивановна была нашим руководителем и в 5-ом классе. Очевидно она закончила заочно литературный факультет учительского института. В 5-ом классе она преподавала нам украинский язык и литературу. Елена Ивановна привила нам свою любовь к украинскому языку. Помню как она читала стихи и рассказы Т.Г.Шевченко. Класс плакал, и девчонки, и мальчишки, когда она читала обращение к сестрам:
А сестри! сестри! Горе вам,
Мої голубки молодії,
Для кого в світі живете?
Ви в наймах виросли чужії,
У наймах коси побіліють,
У наймах, сестри, й умрете!
После уроков мы всем классом ходили в пионерский сад. Готовили концерты, читали стихи, пели. Красиво пела Нина Величай. Став пионерами, мы дежурили на избирательном участке. К городскому смотру художественной самодеятельности я выучил на память речь Лебедева-Кумача на первой сессии Верховного Совета СССР. В стихах полная страница газеты «Правда». Смотр проходил во Дворце Пионеров. Я ни разу не сбился. Но вот сейчас, много лет спустя думаю, как ребята в зале это выдержали. Успех был. Учащийся 4 –го класса занял 2-е место в городском смотре художественной самодеятельности. Мне вручили диплом литературного чтеца II степени и подарок, фото-альбом Харьковского Дворца пионеров.
Много времени мы проводили в Дворце пионеров. Там было много различных кружков. Детворе было чем заняться: спортивные секции, кружок краеведов при городском историческом музее, морской клуб при ОСВОДе, детскии студии при заводских и профсоюзных клубах – все это было бесплатно. Я всегда был занят. Дворец пионеров был на улице Пушкина, на том же квартале, где мы жили. Интересно было заниматься в краеведческом кружке музея, на шлюпках ходить в поход в ОСВОДе. Во дворе мы играли в футбол и войну. С друзьями мы много времени проводили на Днепре. Мы знали короткую дорогу, которая вела через соседские дворы, заборы и переулки. Часто мне попадало от бабушки за рваные брюки и рубашку. Учить уроки было некогда, но в школе все же успевал. Я не был отличником, но в хорошистах ходил. Меня подводила только оценка по дисциплине, редко она поднималась выше тройки.
Занятия в школе были в две смены. Раз в неделю, после уроков, была школьная линейка. Проводил ее сам директор и пионервожатая. Отмечали лучших учащихся и нарушителей дисциплины. Иногда меня хвалили за хорошую учебу, а иногда ругали за плохое поведение.
Запомнилось мне как все ученики и учителя школы, впереди со знаменем, горнистами и барабанщиками, шли в кинотеатр «Большевик» («Колизей») на просмотр фильма речи Сталина на VIII чрезвычайном Съезде Советов «О проекте конституции». Нас усадили на балконе. Первые несколько минут нам было интересно, а затем стало скучно и мы считали сколько раз мелькнувшие руки меняли стаканы с водой докладчику, а затем спорили, кто правильно посчитал.
Вообще кино занимало особое место в нашей жизни. В кинотеатре «Большевик» было по несколько дневных сеансов. У кассы всегда была огромная очередь. По несколько раз мы смотрели фильмы «Чапаев», «Путевка в жизнь», «Джульбарс», «Граница на замке», «Искатели счастья», «Дети капитана Гранта», «Цирк», «Волга, Волга», фильмы с участием Чарли Чаплина. Все не перечесть. Песни из кинофильмов мы очень любили. Елена Ивановна воспитывала у нас чувство гордости за страну и бдительность против врагов. Всем классом мы ходили на просмотр фильма «Партбилет». Сюжет фильма – как нужно хранить документы, что бы они не попали к врагу. После фильма было организовано обсуждение. Какие мы все были закомплексованные.
Массовые аресты 30-х годов затронули мою семью. Был арестован мамин брат. Не прошли они мимо моих одноклассников. Арестовали отца Толи Липанова ( он был хирургом), Вити Громаковского ( мастер вагоностроительного завода), Игоря Павленко ( агроном). Уже в 80-е годы, когда я возглавлял общество «Мемориал», помог Вите Громоковскому узнать судьбу его отца. Он был растрелян по решению тройки в 1938 году, а справку выдали, что он умер от сердечной недостаточности в 1942 году.
Арестован был наш сосед, доктор Гацман. Он был детский врач, и всегда любил беседовать с детворой во дворе. Иногда он приглашал нас к себе домой, угощал конфетами, показывал свою коллекцию бабочек и насекомых.
Во время советско-финской войны наша школа была оборудована под госпиталь. Мы стали заниматься в школе №4. Во время финской кампании в свободной продаже хлеба не было. Хлеб развозили по дворам. Каждая семья получала мешочек с указанием фамилии, в котором был взвешенный хлеб, в количестве положенном на семью. Чистый мешочек отдавали и на следующий день снова ждали подводу с хлебом… Было и холодно и голодно, но было интересно и эти годы запомнились на всю жизнь. А потом началась отечественная война и закончилась моя учеба в школе.
Материал подготовила А. Л. Евселевская из личного архива Л.И .Евселевского
Евселевский преподавал историю в медицинском училище Большое внимание он уделял истории города и истории развития медицины в Кременчуге Часто опубликовывал свои статьи в местной газете Мы с удовольствием читали их и сохраняли в семейном архиве Мой папа был хирургом Работал в 1-й советской больнице и преподавал хирургию в медицинском училище Они с Евселецким были знакомы