Site icon Окраины Кременчуга

Архитектура и строительство Крюкова в послевоенный период

Архітектура та будівництво Крюкова у післявоєнний період

(1944-1959 гг.)

К первоочередным задачам послевоенного развития Крюкова, также как и других украинских городов, относилось составление нового генплана, в котором бы предусматривались мероприятия не только по восстановлению разрушенного, но также по улучшению сложившейся планировки и застройки, строительству нового, чтобы создать лучшие санитарно-гигиенические условия для жизни населения. Но так как составление генплана требовало значительной подготовительной работы и длительного времени, а восстановление необходимо было начинать сразу же после изгнания врага, то работа над генпланами всех городов, и Крюкова в том числе, проходила в два этапа. На первом – составлялась схема восстановления, на основе которой на втором этапе разрабатывался генплан.
Во исполнение указаний Комитета по делам архитектуры Министерства строительства и архитектуры СССР с целью обеспечения плановой застройки города Кременчуга в 1946 г. Гипроградом была составлена схема планировки левобережной части города – Кременчуга, а Харьковским облпроектом – схема планировки Крюкова. В основу схемы положены частично сохранившиеся картографические материалы, в частности, топогеодезическая съемка 1936 г., а также сохранившаяся в архиве Укргидепа съемка города в масштабе 1:5000, выполненная Днепровским управлением речного транспорта.

Наличие этих схем позволило не только использовать их как предварительно согласованный материал для работы над генпланом и для руководства при застройке города в ближайшие годы, но и обеспечивало возможность подготовки необходимых материалов для генплана. Кроме того, это дало возможность проведения новой геодезической съемки, уточнение границ землепользования по государственному и индивидуальному секторам застройки, перспективы развития города и др.
Схема планировки была рассмотрена и одобрена архитектурной комиссией при Полтавском областном отделе по делам архитектуры 23.11.1948 г., а также исполкомом депутатов трудящихся Полтавской области 18.10.1949 г.
В последующие годы Кременчуг получил специальные ассигнования для съемки города. Выполнение этих работ предусматривалось бюджетом четвертой пятилетки. Съемка проводилась поэтапно в течении четырех лет. В 1951 г. работы были закончены. В течении 1952-1953 г. на основе топогеодезической съемки 1947-1950 г. по заданию Управления Совета Министров СССР Харьковским филиалом Гипрограда был составлен генплан развития Кременчуга и Крюкова (главный архитектор
Д.Н. Пащенко, авторы проекта Р.П. Евелевич, главный архитектор Кременчуга Л.М. Шлапаковский). Он был утвержден Советом Министров УССР в 1955 г.(постановление № 923-90 от 30.07.1955г.) По новому генплану расчетный период определялся на 15-20 лет, в том числе первоочередноестроительство на 5-10 лет. Численность населения по Крюкову на расчетный период – 50000 человек, пер воочередная – 30000 человек.
Площадь территории общая 4938 га, в том числе по г. Крюкову – 1900. Зональная площадь распределяется: селитебная территория общая 1739, из которой строительные кварталы составляют 1151,25 га, уличные площади 364,5 га, зеленые насаждения 223,7 га. Остальная территория распределяется в следующем порядке: промышленная 735,25 га, складская 37,6 га, отводы железных дорог и водного транспорта 225,3 га, дороги и улицы внеселитебной территории 162,15 га, коммунальные (водопровод, канализация и т.д.) – 133,25 га, спецтерритории 61 га, зоны санитарного разрыва 270 га, водные пространства 420,5 га, неудобные земли 345 га.
По новому проекту плана в Крюкове предусматривалось размещение крупной промышленности в районе КВСЗ с выделением резервной территории. Каменно-щебеночный и шпало-пропиточный заводы проектировались к выносу на новую площадку, за пределы селитебной зоны. С целью улучшения связи между двумя главными улицами – К. Либкнехта и Ленина (ныне И. Приходько и Макаренко) планировалось создать несколько мостовых переходов через железную дорогу.
Главное внимание уделялось формированию нового административного центра в Крюкове. Строительство дома райсовета планировалось в районе нынешней школы-интерната им. Макаренко, находящейся по переулку им. Димитрова, который выходил на центральную ось железнодорожного вокзала станции «Крюков-на-Днепре». Перед райсоветом организовывалась площадь, окружаемая зданиями общественного назначения: слева районный универмаг и гостиница, справа — дом кредитных организаций.
Тем самым была предпринята попытка преодолеть сложившуюся линейную структуру в планировке правобережной части Кременчуга и создать архитектурно выявленный общественный центр. Намечалось также строительство зданий культурно-просветительного и оздоровительного назначения. В частности, на территории стадиона проектировалось строительство дома физкультуры и спорта, на Раковке на пересечении ул. Краснофлотской (ныне ул. Манагарова) и ул. Ленина (ныне ул. Республиканская) – кинотеатра.
На берегу р. Днепр в районе моста планировалось снести все строения и устроить несколько скверов. Улица К. Либкнехта отводилась под жилищное государственное строительство двух–трех этажными домами.
Генплан дополняли проекты детальной планировки, которые разрабатывались на его основе в последующие годы. Например, в 1958 г. Харьковским филиалом Гипрограда был разработан детальный проект юго-восточной части Крюкова.
Восстановление послевоенного Крюкова развивалось в двух направлениях – промышленное и жилищное строительство, при этом возрождение предприятий являлось приоритетным.
Документы, посвященные жилищному строительству Крюкова, представлены в фонде главного архитектора более полно, чем документы по промышленному строительству. Это можно объяснить тем, что наиболее крупные предприятия Крюкова были всесоюзного подчинения, и документация по их строительству разрабатывалась и утверждалась в соответствующих министерствах и ведомствах.
К числу наиболее важных задач послевоенного периода, наряду с восстановлением промышленного потенциала, относилось восстановление жилья. Оно велось за счет разнообразных источников: государственных ассигнований, средств промышленных предприятий, индивидуальных застройщиков. Широкое распространение получил метод народной застройки, когда крюковчане в свободное от основной работы время принимали участие в разборке завалов, расчистке руин, в выполнении подсобных работ на стройплощадке.
Большое внимание в первые послевоенные годы уделялось восстановлению и строительству жилья, находящегося в личной собственности граждан. Схемой генплана под индивидуальную застройку выделялись специальные районы, преимущественно на окраинах, недалеко от промышленных предприятий. В Крюкове это были улицы

В 1940-х годах площадь застраиваемого участка составляла 0,07-0,10 га, с начала 1950-х годов – 0,06-0,05 га. Удельный вес индивидуального строительства в Крюкове по сравнению с общегородским был достаточно существенным, например, из 203 участков, выделенных под застройку в целом по Кременчугу на 1949 год, 95 приходилось на Крюков.

Индивидуальные дома строились, как правило, на 2-3 комнаты с кухней, верандой и кладовой. Стены возводились из различных материалов: кирпича, шлакоблоков, дерева, глины. В качестве кровельного материала использовались волнистая асбофанера, кровельное железо, реже черепица и рубероид.
Чаще других применяли типовые проекты серий: 108-2,1,4; 130-3; 114-2; 105-1,2; 115-2; 121; Б-17,11. Особенно широко использовали типовые проекты
домов на две комнаты (проект серии № 114-1;142; 105-1). Во всех этих домах предусматривалась терраса, кладовая и гостиная (площадью от 14,7 до 19
кв.м.), спальня (от 7 до 9,5 кв.м.) и кухня (от 6 до 7,7 кв.м.). Дома с большей площадью комнат или большим количеством комнат были исключением в те
трудные годы.
Преимущественно малоэтажным в первые послевоенные годы было жилищное строительство, которое велось промышленными предприятиями. Так, Крюковский вагоностроительный завод в начале 1946 г. закупил для своих рабочих 30 стандартных сборных домов [19], рассчитанных на одну семью. Этими домами-котеджами застраивались улицы Бутырина (ныне Александрийская) и Кирова (ныне Трех Космонавтов), расположенные в непосредственной близости от завода. К середине 1948 г. их строительство было завершено и семьи работников завода поселились в светлых просторных домах, где рядом с жильем находился небольшой приусадебный участок с хозяйственными постройками.
В 1946-1947 гг. архитектором Харьковского проектно-восстановительного треста «Облпроект» А.А. Ткаченко был составлен проект жилпоселка №1 КВСЗ, который находился между улицами К. Либкнехта, Верхне-Днепровской, Бутырина и проездом Ленина. Квартал вдоль улиц К. Либкнехта, Бутырина, проезда Ленина планировалось застроить восемью двухэтажными 12-ти и 16-ти квартирными жилыми домами по типовым проектам. А со стороны улицы Верхне-Днепровской квартал замыкали 6 одноэтажных 4-х кв. жилых домов, к которым примыкали небольшие усадьбы с огородами и хозяйственными постройками в глубине.
По типовому проекту серии 203-15 Государственных архитектурных мастерских, авторы-архитекторы А.Ф. Хряков и З.О. Брод, были возведены в 1948-1949гг. дома рядовой застройки по ул. К. Либкнехта, 99, 103, 105, 107, а также по ул. Бутырина, 2.
Изначально планировалось построить два угловых здания, чтобы закрепить углы квартала. Но, к сожалению, был построен только один дом на углу улиц К. Либкнехта и Бутырина по типовому проекту 12-ти квартирного дома серии 201-13 архитектурно-проектной мастерской №1 МН ПВР, архитектор А.А. Яфа. На противоположном углу квартала сохранялась индивидуальная застройка, снос которой решено было отложить. Не был построен также проектируемый дом по проезду Ленина. К сожалению, именно отсутствие этих двух домов, в результате чего поселок состоял не из 8, а только из 6 зданий, нарушило как первоначальный замысел проектировщиков, так и ансамблевость застройки. В итоге, здания расположенные по периметру, образуют один общий для всех домов двор, в глубине которого находились хозяйственные постройки, отделенные от чистого двора и от усадеб одноэтажной застройки зелеными насаждениями.
В 1949 г. Харьковский филиал Гипрограда (архитектор А.А. Ткаченко), разрабатывает детальный проект застройки квартала №3 КВСЗ, между улицей К. Либкнехта и насыпью железной дороги у железнодорожного моста.
Проектом предусматривалось строительство вдоль улицы К. Либкнехта 3-х этажных жилых домов по типовым проектам, а угловых – по индивидуальным. Вдоль линии железной дороги, где прокладывалась новая улица Линейная, возведены шесть двухэтажных домов по типовым проектам. В центре квартала размещался детский сад.
Вдоль железной дороги по улице Линейной по обе стороны от детского сада симметрично расположились дома: рядовой застройки 12-квартирный жилдом серии 228-3 (Горстройпроект, архитекторы С.П. Селивановский и С.П. Тургенев) и 8- квартирный жилдом серии 228-2 (Горстройпроект, архитектор Н.М. Вавировский) и угловой 12-квартирный дом серии 228-6 (Горстройпроект, архитекторы С.П. Селивановский и С.П. Тургенев).
Вдоль ул. К. Либкнехта по обе стороны от детского сада были построены два 3-х этажных 16 кв. жилых дома со встроенными магазинами серии 201- 7 (Государственные архитектурные мастерские, архитектор А.П. Агафонов).
Особое внимание уделялось строительству угловых домов. Одним из таких домов является дом № 11 по ул. К. Либкнехта. В его основу положен проект углового 12-ти кв. дома серии 201-13, разработанного Харьковским филиалом Гипрограда, архитектором З.Олейниковой, с надстройкой 3-го этажа и в угловой части 4-го, украшает который декоративная башенка со шпилем.
На противоположном углу был построен дом рядовой застройки по типовому проекту 3-этажного 12-квартирного жилдома серии 204-5 (Государственные архитектурные мастерские, архитектор А.Ю. Заболотная), который больше нигде не повторяется.
В связи с тем, что использован проект рядовой застройки, дом хорошо увязывается с соседним кварталом, где вытянутое двухэтажное здание машино-строительного техникума, а благодаря более пластичному решению фасадов, а также несколько возвышенному участку, здание не теряется в окружающей застройке, зрительно закрепляет угол.
В 1952 г. Харьковским филиалом Гипрограда составляется проект застройки квартала № 6 в Крюкове на жилплощадке КВСЗ (автор-архитектор Л.Ф. Мирошниченко). Квартал расположен между ул. К.Либкнехта, Западной дамбой и переулком Резницким (ныне Тополевый) напротив строющегося жилпоселка КВСЗ квартала № 3. Проектом предусматривалось строительство вдоль ул. К.Либкнехта трех жилых домов рядовой застройки по типовым проектам 201-6 и 201-7 (оба Гос. архитектурные мастерские, автор-архитектор А.П. Агафонов) и углового дома по проекту, примененному при строительстве дома №11, но без декоративной башни. Использованием этого проекта архитекторы стремились к единству застройки и обогащению силуэта прибрежной части города. Вдоль переулка Резницкого строился один жилдом по типовому проекту 201-7 [29]. Строительство зданий велось в 1953-1956 гг.
Трехэтажные дома серии 201 отличались скупостью декора, четкостью и простотой плановых решений. Центр здания подчеркнут щипцом со слуховым окном, стены венчает мощный карниз с модульонами.

В 1955 г. составляется проект детальной застройки квартала вдоль Западной дамбы и со стороны моста. К сожалению, этот проект не был реализован. Удалось построить только один жилой дом (ныне ул. К.Либкнехта, 26 по типовому проекту 1-253-2). Для украшения его фасадов использованы лепные панно с растительным орнаментом.
Застройка этого квартала завершилась в 80-е годы, когда были построены 9-этажные дома вдоль Западной набережной и на углу ул. К. Либкнехта и переулка Литературного (ранее Почтового) с устройством сквера перед ним.
Со второй половины 50-х годов начинается проектирование и застройка кварталов, прилегающих к кварталам № 3 и 6 жилпоселка КВСЗ. Так, на углу ул. К. Либкнехта и Резницкого переулка (дом № 35) в 1955-1957г. возводится 18 квартирный жилдом по проекту ГПИ № 8 (гл. инженер проекта Тимофеев) для Крюковского машиностроительного техникума. А напротив, рядом со средней школой довоенной постройки, в 1955-1956 г. по проекту повторного использования ГПИ № 8 (автор-арх. Акинфеева) строится 16-ти квартирный жилдом со встроенной парикмахерской [33]. Их фасады были более нарядны. Здесь использованы не только щипцы, но и элементы ордера с советской эмблематикой в лепнине.
Последним зданием, завершившим фасадную застройку ул. К. Либкнехта в этом районе, стало общежитие КВСЗ на 400 рабочих (дом №37). Его проектирование началось еще в 1949 г., когда был составлен индивидуальный проект харьковскими архитекторами Г.В. Лукьяновым и В.В. Дамницким. Но затем останавливаются на типовом проекте 4-х этажного общежития на 400 человек 1-404-4 Гипровуз, привязка гл. инженера А.И. Монтвиди (Харьковский филиал Гипрограда). Строительство велось в 1955-1958 г., причем в целях удешевления строительства фасад был оштукатурен только по І этажу, выше – облицовка выполнялась в силикатном кирпиче с расшивкой, в силу чего здание не вписывается в окружающую застройку.
Жилой городок КВСЗ, построенный у моста на нескольких кварталах в 40-х – первой половине 50-х годов, образовал своеобразный ансамбль, в основе которого лежат принципы классической архитектуры. Здесь наблюдается четкая организация пространства, подчиненность второстепенного главному, выделение в композиции центра, а в ансамбле – главной линии застройки. Масштаб городка в целом, и каждого здания в отдельности, соразмерны и сомасштабны человеку. Хорошо вписывались в новую застройку довоенная школа, близкая по архитектуре послевоенному стилю, и реконструированное довоенное здание машиностроительного техникума. Большое внимание уделено инфраструктуре:

Дворы озеленены. Созданы благоприятные условия для жизни и отдыха жильцов.
Завершающим звеном в одноэтажном жилом строительстве, которое велось КВСЗ, стал поселок Октябрьский. В 1957 г. Харьковский филиал Гипрограда составляет проект поселка «Октябрьского», под который отводилась территория на окраине Крюкова, у Восточной дамбы, ранее занимаемая подсобным хозяйством КВСЗ. Здесь планировалось построить от 40 до 50 одноэтажных двухквартирных домов по типовому проекту 994-УП. В течении 1957-1958 гг. этими домами были застроены вновь проложенные улицы Восточная, Добролюбова, Рылеева, Чернышевского, Декабристов, часть Краснофлотской, переулки Рылеева и Декабристов.
Из других жилпоселков промышленных предприятий, появившихся в городе в послевоенные годы, следует отметить жилпоселок Крюковского карьероуправления, который возводился в середине 50-х годов вблизи гранитного карьера, между железной дорогой и улицами Одесской и Крупской. Здесь, кроме жилых домов, были построены административные, хозяйственные и вспомогательные сооружения Крюковского карьероуправления, детские ясли, клуб. Для жилых домов использованы типовые проекты Центрального проектно-конструкторского бюро Главстандартдома МПС СССР. По улице Одесской расположено пять 2-х этажных 12-ти квартирных домов серии ММ-8-50, по улице Крупской – три 2-х этажных 8-ми квартирных дома серии ММ-8-52. Кременчугским лесхозом МСХ УССР по типовому проекту серии №114-2 в начале улицы Крупской в 1954 году осуществляется строительство двух одноэтажных двухквартирных жилых домов.
В послевоенные годы значительное внимание уделялось не только восстановлению существующей до войны сети общественных зданий и сооружений, но и созданию новых. И если в первое послевоенное десятилетие главные усилия были направлены на ремонт и восстановление уцелевших зданий с последующим приспособлением их под общественные потребности, то со средины 50-х годов разворачивается активное строительство новых общественных сооружений. К числу наиболее распространенных типов общественного строительства в Крюкове относятся учебные, лечебные и культурно-просветительные здания.
До войны в Крюкове работало 4 средние школы Наркомпроса и одна железнодорожная. Из них три находились в дореволюционных зданиях, а две — № 4,5 (ныне современные № 9 и № 29) были построены во второй половине 30-х годов. К счастью, все здания уцелели во время войны и после её победоносного завершения все школьные здания были возвращены в систему народного образования.
Строительство первой послевоенной школы в Крюкове началось только в 1953 г. Под её усадьбу выделяется территория бывшего питомника райкомунхоза по улице Бутырина, 18 (ныне ул. Александрийская, сш №23).
По согласованию с управлением городского архитектора, КВСЗ, который строил школу, избирает типовой проект 4-х этажного здания на 880 человек (2-02-02 арх. Л.Е. Асс и А.С. Гринцберг), который обыкновенно применялся только при застройке крупных и крупнейших городов. Этот выбор можно объяснить тем, что по планам начала 50-х годов частная жилая застройка в этом микрорайоне подлежала сносу (от ул. Бутырина до железной дороги), а территория должна была застраиваться многоэтажными жилыми домами, зданиями бытового назначения, здесь же планировалось сооружение поликлиники вагонного завода.
В случае реализации этих планов, школа бы вписалась в окружающую застройку, играя в ней ведущую роль. Но из намеченного были построены только два жилдома (ул. Александрийская, 2 и ул. К. Либкнехта, 97). В результате новая школа, построенная в 1954-1956гг., оказалась единственным многоэтажным зданием среди одноэтажной жилой застройки, сильно выделяясь и своими размерами и нарядным фасадом, расчлененным пилястрами коринфского ордера, которыми объединены III и IV этажи. Как и большинство школ, построенных в послевоенные годы, это здание П-образно в плане, крылья обращены в глубину школьного участка. Классы располагались по внешнему периметру здания, образуя обширные светлые коридоры. Спортивный зал, который использовался также и как актовый, находился в I этаже здания. Сразу же после изгнания фашистов из города, система образования Крюкова пополнилась первым средним специальным учебным заведением – Крюковским машиностроительным техникумом, открытым осенью 1944 года. Первоначально он располагался в арендованных помещениях, а в 1945 г. Крюковский райсовет выделяет разрушенное с подвалом здание на старой Торговой площади, которое было построено в 1904 г. для торговых целей и складов.
В 1946-1947 гг. по проекту, составленному проектным отделом УКС КВСЗ, часть здания восстанавливается и здесь начинаются занятия. В 1952г. тем же
проектным отделом (инж. Шенкер) составляется проект восстановления оставшейся части здания и пристройки к нему новых помещений. Работы были закончены к 1954 году. В законченном виде машиностроительный техникум – весьма протяженное по фасаду 2-х этажное здание, не отличающееся особой выразительностью. Его фасады расчленены лопатками, расположенными в каждом междуоконном промежутке, и филенками между окнами I и II этажей. Чередование оконных проемов и лопаток создает мерный, несколько однообразный ритм. Активное вовлечение женщин в общественное производство вело к необходимости расширения сети детских дошкольных учреждений. Они содержались как за счет бюджетных ассигнований, так и на средства промышленных предприятий. Размещались в приспособленных домах, во встроенных в жилые дома помещениях и в специально выстроенных зданиях.

Сразу же после войны возобновили работу детясли, расположенные в довоенном здании в конце ул. К.Либкнехта, недалеко от КВСЗ, и детский сад в дореволюционном здании бывшей поселянской школы по ул. К.Либкнехта, у клуба им. Котлова. Оба эти детские дошкольные учреждения принадлежали Крюковскому вагоностроительному заводу.
Два новых детских дошкольных учреждения предусмотрели вагоностроители на жилпоселке в квартале №3 около моста. В конце 1954 г. в жилдоме №11 были открыты встроенные детясли на 50 человек. А в канун Нового 1955 года в Крюкове состоялось открытие детского сада на 100 детей (арх. М.С. Ламцова). Он был построен по ул. К.Либкнехта, несколько отступив от красной линии застройки, образуя небольшой парадный двор, где располагались цветники и игровые площадки.
План здания предельно компактен, П-образный, слабо выступающие крылья обращены к центральной улице. Декоративные мотивы в отделке фасадов практически отсутствуют. Детсад отличает удобная внутренняя планировка: каждая группа имеет свою спальню, столовую, уголок для игр.
Крюковское карьероуправление первоначально разместило детясли в одноэтажном приспособленном здании, а в 1957-1959 гг. на жилпоселке по ул. Одесской было выстроено отдельно стоящее одноэтажное здание детского сада на 50 мест (т.п. 2-04-47 Гипропрос Министерства просвещения РСФСР).
В годы Великой Отечественной войны была полностью разрушена система медицинских учреждений Кременчуга и Крюкова. После изгнания фашистов из города лечебные учреждения расположились в приспособленных помещениях. Крюковская больница заняла бывший жилой дом Алисова по ул. К.Либкнехта, детская и взрослая поликлиники также находилась в дореволюционных жилых домах.
В 1954 г. принимается решение о строительстве ряда медицинских учреждений для КВСЗ:

Под медпрофилакторий выделяется участок в Крюкове по ул. Куйбышева, 12 (ныне ул. Калинина,12). В основе его типовой проект 2-05-27, разработанный Украинским филиалом
Гипроздрава, арх. Коноров и Федоровский. Здание двухэтажное, композиция ассиметрична, вход расположен в левом крыле в неглубоком ризалите, который увенчан фронтоном. Центральная часть ризалита подчеркнута двумя полуколоннами тосканского ордера, поднятыми на невысокий подиум. На территории усадьбы,кроме основного здания, находится хозяйственный корпус и въездной флигель у центральных ворот. Строительство велось в 1955-1958 гг..
В 1951 г. выделяется участок для строительства больницы КВСЗ по ул. Краснофлотской. В 1955 г. на техническом совещании при главном архитекторе рассматривается предварительный генплан больницы на 100 коек (т.п. 2-05-01 Гипроздрава, привязка Харьковского филиала Гипрограда, арх. К.И. Баканова). Но в конце 1955г. этот типовой проект заменяется более экономичным проектом 2-05-17 больницы на 200 коек с поликлиникой на 400 посещений в смену (Гипроздрав, арх. А.Н. Мусорина и А.Г. Щепоткин), по которому и велось строительство в 1956- 1958 гг.
На территории больницы площадью 3 га разместились: главный корпус, в котором находились на нижних двух этажах поликлиника, а на III и IV – больничное отделение на 125 коек, акушерско-гинекологический корпус на 40 коек, инфекционный корпус на 35 коек, паталого-анатомический и хозяйственный корпуса.
Большое внимание уделяет администрация и общественные организации КВСЗ развитию физкультуры и спорта и, соответственно, строительству спортивных сооружений.
В 1949 г. Харьковским восстановительно проектным трестом «Облпроект» (арх. Бондаренко) составляется проект планировки стадиона КВСЗ. Ограда и центральный вход решены следующим образом: два симметричные кассовые павильона соединены полукруглой решеткой, в центре которой находились ворота и калитки, (архитектор Лемсан). В 1950-1952 гг. возводится на стадионе дворец физкультуры (архитектор Алексеенко). В центре разместился спортзал площадью около 400 м, вокруг него многочисленные подсобные помещения – тренерские, врачебный кабинет, гардеробы, душевые. Архитектурно-пространственная композиция строится на противопоставлении центральной части, которая выделяется высотой, более крупным размером членений, использованием элементов ордера (центральный фасад членится пилястрами коринфського ордера с применением советской символики), и симметричных входных павильонов, расположенных в торцах здания.
Главные очаги культуры в Крюкове также принадлежали КВСЗ. Подлинным украшением Крюкова стал клуб КВСЗ имени И. Котлова, построенный в первые годы после революции (1925-1927 гг.). После освобождения Крюкова силами работников завода были проведены ремонтно-восстановительные работы в клубном здании и он снова стал, как и до войны, центром культурно-массовой работы правобережной части города. Одновременно с работами на стадионе составляется проект планировки парка КВСЗ, разбитого вокруг клуба Котлова, а также проект входа и ограды вокруг парка (Харьковский облпроект, арх. Лемсан).
В 1956-1957 гг. был построен летний кинотеатр в парке Крюковского вагонного завода [58]. Зрительный зал открыт, входной павильон решен в строгих классических формах, которые перекликаются с архитектурой входа в парк. Главный мотив обработки павильона в нижнем ярусе – арка: арочный проход в зрительный зал повторяется в арочных проемах окон центрального ризалита и ложных арках лицевого фасада. На зрительно утяжеленной горизонтальным рустом нижней части здания поднимается легкая гладь стены, расчлененная пилястрами и украшенная декоративными нишами. Центральный ризалит завершается фронтоном, на ленте внизу дата постройки «1957».
В 1956 г. принимается решение о строительстве клуба Крюковского карьероуправления на территории жилпоселка по ул. Крупской. Управление главного архитектора Кременчуга рекомендовало использовать типовой проект клуба на 250 мест № 2-06-36, но Ростовский филиал «Гипротранскарьера», который осуществлял привязку, обратился в Госстрой УССР с просьбой заменить проект на другой – № 093 на 210 мест, составленный Укргипросельстроем. По этому проекту и было осуществлено строительство в 1958-1960 гг..
Таким образом, несмотря на то, что тема практически не освещена в литературе, она может быть раскрыта на основании изучения архивных источников, в первую очередь документов, хранящихся в фонде главного архитектора архивного управления Кременчугского городского совета.
Исходя из выявленных документов, в истории послевоенного восстановления Крюкова можно выделить два этапа. В течении первого (1944-1950) главными заданиями были: расчистка улиц и дворов от завалов, техническое обследование состояния уцелевших домов и руин, уборка аварийных и консервация тех, которые подлежали ремонту и восстановлению, приспособление под жилье и общественные организации тех зданий, которые по своему состоянию допускали восстановление. Составление схемы планировки Крюкова (1946 г.) позволило в дальнейшем вести планомерную застройку правобережной части города. Главное внимание уделялось восстановлению промышленных предприятий, ведущую роль среди которых играл Крюковский вагоностроительный завод. Именно он был основным градообразующим фактором Крюкова в рассматриваемый период. На завод приходилась львиная доля жилищного и общественного строительства в послевоенные годы. В жилищной архитектуре доминировала индивидуальная усадебная застройка и одноэтажные и малоэтажные жилгородки КВСЗ. В общественной архитектуре преобладает ремонт уцелевших довоенных учебных и культурно-просветительских учреждений и приспособление под общественные нужды довоенных и дореволюционных построек.
На втором этапе (1951-1959) доминирующим становится новое строительство, которое ведется на основе утвержденного в 1955 г генерального плана Кременчуга-Крюкова. В жилищной архитектуре сохраняется ведущая роль индивидуальной застройки с одновременным возрастанием значения ведомственного жилищного строительства, которое велось по типовым проектам в виде комплексной застройки 2-3-этажных жилгородков, например, жилпоселки КВСЗ в кварталах № 3 и № 6 в районе моста, жилгородок Крюковского карьероуправления.
Разворачивается новое строительство и в общественной архитектуре. Так, в течении 50-х годов были возведены средняя школа на 880 учащихся,машиностроительный техникум, два детских садика, клуб Крюковского карьероуправления, летний кинотеатр КВСЗ, дворец физкультуры КВСЗ, стадион и парк КВСЗ, медпрофилакторий КВСЗ и городская больница № 2.
В отличие от Кременчуга, который не достиг к концу восстановительного периода довоенного уровня по основным показателям развития социально-бытовой и культурной сферы, Крюков их существенно превзошел по общему количеству жилья на душу населения, по числу школ, детских дошкольных учреждений, клубов…
Несмотря на огромные трудности послевоенного периода, крюковчане смогли не только залечить раны, причиненные войной, но и сформировать несколько городских ансамблей (жилгородки КВСЗ, парк и стадион КВСЗ), которые и сегодня служат украшением Крюкова.
Архитектурное наследие восстановительного периода является той основой, на которой растет и развивается архитектура и строительство современного Крюкова.

Лушакова А.Н. к.иск-ния, доц., Шевченко Ю.Г. студ. Кременчугский государственный политехнический университет имени Михаила Остроградского.

Exit mobile version