В 1978 году «Служебный роман» собрал у экранов 58,4 млн зрителей. Читатели популярного журнала «Советский экран» назвали его лучшей кинолентой 1977 года, а исполнителей главных ролей — Андрея Мягкова и Алису Фрейндлих — лучшими актёрами года.
От «Советской культуры» до «Советского экрана»
К 1977 году Эльдар Рязанов уже снискал славу режиссёра, который умеет снимать картины «для всех». Несмотря на то, что его телевизионная «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» не выдержала широкого проката, «Служебный роман» получил у широкой публики статус фильма, который нельзя пропустить. За несколько месяцев до выхода мелодрамы критики анонсировали её как очередной киношедевр.
Так подогревала интерес к премьере журналист «Советской культуры» М.Туровская:
«Недавно Э. Рязанов вместе с Э. Брагинским закончил новый фильм «Служебный роман». Как всегда, актерский состав в картине первоклассный. В главных ролях он снял А. Мягкова, с которым не захотел расстаться после «Иронии судьбы», и А. Фрейндлих. Широкому зрителю еще предстоит встреча с этим фильмом. И мы не станем предварять эту наверняка радостную встречу преждевременной рецензией».
Вскоре после выхода фильма на широкий экран на страницах журнала «Искусство кино» появилась развёрнутая рецензия В. Михалковича «Пигмалион среди нас». Критик анализировал историю отношений главных героев, жизнь в советском коллективе и чувство одиночества, которое даже если бы и захотелось, невозможно почувствовать под «перекрёстным обстрелом любопытных взглядов» коллег:
«Много лет они существуют рядом, приходят в одно и то же здание, в одно и то же время на работу; постоянно общаются между собой по разным вопросам-отчетам, справкам, сведениям; короче знакомятся и сближаются двое сослуживцев. Странность рассказанной истории в том и состоит: люди знают друг друга много лет и наконец близко знакомятся. Фильм именно об этом — как такое возможно: знать друг друга и вдруг познакомиться.
В советские годы на экраны вышел не один фильм о современной «Золушке», где вместе с изменениями в карьере или личной жизни героини происходила кардинальная смена её образа. Однако «Служебный роман» в этом плане пошёл ещё дальше: преображение Алисы Фрейндлих поражало. В 1984 году В. Демин на страницах книги «Эльдар Рязанов» писал:
«А как уродовала себя в «Служебном романе» Алиса Фрейндлих! Подстрижена под жуткую скобочку, сутула, плечи никогда не отводятся назад, движения резки и одновременно странно неуверенны, рука на боку, как на старых портретах полководцев, палец прячется в карман, фигура мешком, вечная хмурость, близорукий взгляд — мимо тебя. Общее ощущение унылой монотонности и вместе с тем — расхристанности, несобранности…
<...> В модной стрижке, с красиво подведенными глазами, в длинном вечернем платье, на высоченных каблуках, она действительно выглядит совсем другим человеком. Но, пожалуй, главная прелесть ее обворожительного появления перед онемевшим Новосельцевым-Мягковым — смятение, трепетность чувств, смесь отчаянной надежды с отчаянным же испугом, разом и уверенность в счастье и предвкушение катастрофы… И это ни с чем не сравнимая, фантастическая зависимость от его слова, взгляда, выражения лица».
Если бы «Служебный роман» вышел сегодня, его бы отнесли к «мейнстримовому кино». В советские же годы он попадал в категорию «зрительских фильмов», но несмотря на предвзятое отношение к этому жанру и тогда, и сейчас, критики уверены — его авторы не поступились «требованиям искусства». Об этом в статье «Игра любви и случая» на страницах «Советского экрана» размышлял В. Божович:
«Отношения, установившиеся в последнее время между зрителями и фильмами Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, можно назвать доверительными. У этих фильмов особая интонация — интонация умных и недокучливых собеседников, исполненных истинного уважения и любви к людям.
<...> Говоря о «Служебном романе», мы неоднократно возвращались мысленно к «Иронии судьбы». Наверное, это неизбежно. Оба фильма объединяет бросающаяся в глаза преемственность тем, мотивов, художественных приёмов. Но есть и различия, причём весьма существенные. Логика жизни и причуды случая, неразрывно слитые в предыдущем случае, в «Служебном романе» разошлись и образовали две разные сюжетные линии. В первой линии, Калугина — Новосельцев, при соблюдении внешних реалий игру ведет фантазия, выдумка, комедийная условность. Во второй, Рыжова — Самохвалов, действие идет «по жизни», характеры вырастают из условий бытия и комедийное начало выражается не в веселой игре, не в эксцентрике, а в мягком и подчас печальном юморе. Первую линию венчает сказочно счастливый конец, а вторая получает минорное, просветленно грустное завершение».
26 октября в истории Кременчуга:
- 26 октября 1625 года представители Конецпольского отправились к казакам. (Куруковская битва) Крюков
Переговоры завершились безрезультатно. Казаки отказались принимать условия поляков. Эти условия были довольно жесткие. Конецпольский обвинял казаков в том, что:- они осуществляли морские походы, которые привели к войне Польши с Турцией;
- они наладили отношения с московским царем, с которым Польша еще не заключила мир;
- принимали на Запорожье то московских, то грецких правителей, давали приют различным подозрительным лицам;
- самовольно, без согласования с польским правительством, поставили себе митрополита и других церковных деятелей;
- подданные польской шляхты называют себя казаками, забирают у шляхты землю, пожитки, не дают собирать налоги;
- казаки неоднократно нападают на староства, римско-католические монастыри, наложили на города свои налоги, забирали городское имущество, убили в Киеве войта.
- 26 октября 1924 года — Фотография футбольной команды Кременчуга
Форма одежды отличалась от современно принятых норм, отдавая дань моде того времени: вместо фирменных футболок — спортивные рубашки, вступившие в обиход благодаря Рене Лакосту; темные шорты свободного кроя, не сковывающие движения игроков; а на ногах гетры (кроме Колоскова, у которого темные носки на подтяжках) и бутсы. На тренере кепи, шерстяное пальто и кожаные краги (кожаные голенища, закрепляющиеся на ноге ремнями или при помощи молнии). - 26 октября 2011 года в исполкоме Кременчугского горсовета обсуждали состояние реализации «Программы содействия развитию малого предпринимательства в городе Кременчуге на 2011-2012 годы».
- «Ревизор» с Ольгой Фреймут 26 октября 2013 года посещают Кременчуг
- Кременчуцькі новини від 26.10.2012 року
- Кременчуцькі новини від 26.10.2015 року