Site icon Окраины Кременчуга

Игорь Северянин в Кременчуге

Игорь Северянин в Кременчуге

Писатель Исаак Бабель, автор «Конармии», «Одесских рассказов», «Истории моей голубятни», в небольшом рассказе «Ди Грассо», устами одного из героев, отозвался о нашем городе на Днепре как о местечке захолустном и провинциальном. Ему потом вторили Илья Ильф и Евгений Петров в романе «Золотой теленок», устами великого комбинатора — Остапа Бендера:

«Вот над чем будет работать наша контора. Сейчас в этом «деле» нет ни одного листка, но мы найдем концы, если для этого придется даже командировать Паниковского и Балаганова в кара-кумские пески или куда-нибудь в Кременчуг за следственным материалом…»

Расскажем же о поэзконцерте поэта-эгофутуриста «серебряного века» Игоря Северянина в Кременчуге в далеком 1913 году.
Не был захолустным и провинциальным зеленый и живописный городок на Днепре, как утверждал Исаак Бабель.
В том же 1913 году в Кременчуге, с чтением лекций из цикла «Искусство наших дней», выступал и другой крупнейший поэт и прозаик ХХ века, предвестник Франца Кафки, Федор Сологуб (Тетерников)- автор нашумевшего тогда романа «Мелкий бес». Его с Игорем Северяниным связывала и личная, и творческая дружба. И те полные аудитории, которые собирали в Кременчуге эти выдающиеся личности осенью 1913 года, об этом писала в том году кременчугская газета «Приднепровский голос», говорят о том, что самобытный город жил интереснейшей культурной жизнью. И именно в те годы его посетил, путешествуя по Российской империи, и молодой австриец Райнер Мария Рильке, вошедший впоследствии в мировую поэтическую антологию ХХ века.
А в тот солнечный сентябрьский день предвоенного 1913 года на здании Пушкинской Народной аудитории и на тумбах в центре Кременчуга на улицах Екатерининской, Константиновской-Зеленой, Лютеранской, Преображенской и на Соборной площади висели афиши: «Поэзконцерт Игоря Северянина в трех отделениях с антрактами по 10 минут:

Кстати, через пять лет, в 1918 году, в московском Политехническом музее Игоря Северянина изберут «королем поэтов». На это очень сильно «обиделся» поэт-футурист Владимир Маяковский.
Останавливались Игорь Северянин и Федор Сологуб в лучшей фешенебельной кременчугской гостинице «Виктория» на улице Херсонской (ныне дом №10 на улице Покладова). Обедали и ужинали напротив «Виктории», в лучшем кременчугском ресторане «Пальмира» (нынешнее здание Отдела Народного образования).
Уже в эмиграции в своих воспоминаниях «король поэтов» напишет:

«Мы сидим в отдельном кабинете какого-то отеля. Вероятно, это был «Бристоль» или «Астория», ибо в каком же уважающем себя городе нет гостиницы с такими наименованиями?».

В фондах городского краеведческого музея хранится старая почтовая открытка с изображением гостиницы на улице Херсонской, на обратной стороне которой какой-то гость Кременчуга написал:

«Гостиница «Виктория» почти так же хороша, как «Гранд-отель» в Париже».

Кстати, в одном из последних эмигрантских стихотворений Игорь Северянин вдруг почему-то ностальгически вспомнит «тихую Ворсклу».
Выступал Игорь Северянин с поэзконцертом в Кременчуге в Пушкинской Народной аудитории – прекрасном, в архитектурном отношении, здании старого Кременчуга, разбитом в руины в 1943 году при освобождении города от гитлеровских оккупантов. Сейчас на этом месте стоят безликие корпуса швейной фабрики.
В вынужденной эмиграции (волей случая Игорь Северянин оказался в «независимой» Эстонии) «король поэтов» в письме санкт-петербургскому другу писал:

«…Общественность одною рукою воскрешает Пушкина, а другою умерщвляет меня, Игоря Северянина. Ибо равнодушие в данном случае равняется умерщвлению».

В последние годы жизни он пытался при помощи всемирно известного русского художника Н.Рериха, жившего в Нью-Йорке, с которым переписывался, издать в Америке поэму «Солнечный дикарь» и самый полный итоговый сборник стихотворений.
Смерть встретила Игоря Васильевича Лотарева (Игоря Северянина), уроженца русского Севера в чуждой ему русофобской Эстонии. Он был похоронен в Таллине на старом православном Александро-Невском кладбище. На могильном надгробии русского поэта были выбиты строки из его стихотворного сборника «Классические розы»:

«Как хороши, как свежи будут розы, моей страной мне брошенные в гроб».

Автор статьи: Барух Бавли

Комментарии в Facebook:

Сергей Штыка Как это еще ни кто не додумался зарегистрировать газетку под названием «Приднепровский голос» и в шапке печатать «Издается с 18xx года». Ну или чуть позже — не важно. :о)

Marina Shafir Несмотря на всю свою гениальность писателя и трагическую судьбу, Бабель померк в моих глазах(( Родившись и проведя полжизни в городе, никогда не могла подумать, что кто-то из таких эрудитов и интеллектуалов как Бабель мог сказать о нем «захолустный и провинциальный» с развитой промышленностью и культурной жизнью:)

Exit mobile version