Site icon Outskirts of Kremenchug

Photographers of Kremenchug at the end of the 19th – the first half of the 20th century

Мужчина в пенсне Фотограф Тагрин фото номер 2090

Автор: Барух Бавли

Эпоха, запечатленная в кадре

Передо мной старые, дореволюционные фотокарточки. Повидавшие виды снимки, порой слишком ветхие и поврежденные неимоверно, они являются немыми свидетелями истории, целой эпохи, запечатленной в одном кадре.
Отразившийся момент бытия, рассматриваемый и осмысливаемый теперь далекими потомками. Фотография – целая жизнь.
Разглядываю снимки. Огонь свечи качает пространство мира.
Кем были люди, запечатленные на старых снимках? Когда и где жили? Чем занимались? И как восстановить цепь поколений?
Вопросы. Вопросы.
Под пальцами пожелтевший от времени глянец становится теплее, и кажется, будто прошлое возвращается, сдувая пылинки лет, возвращая из забытья чьи-то судьбы, чьи-то жизни.

Фотографическая забава для знати и простонародья

Провинциальную фотографию характеризует её демократичность: фотоателье в уездных городах и сёлах открывали представители всех слоёв населения, от дворян и купцов до казаков и крестьян. Среди владельцев первых провинциальных фотоателье были украинцы, евреи и русские, иностранные подданные (австрийцы, бельгийцы, французы). Опыт, в основном, приобретался через ученичество в уже существующих фотографических заведениях, обычно, в более крупных городах.
Фотографических школ и курсов не было. В столицах было много потенциальных заказчиков фотографий, в уездных же городах и сёлах возможности были минимальными. Как результат, многие из первых фотоателье, не сумев достигнуть самоокупаемости, вскоре закрывались.
Самые первые фотокамеры в 1840 году, на следующий год после изобретения фотографии, начал производить Алексей Греков (ок. 1800 — ок. 1855), который занимался фотографированием на светочувствительной бумаге. Грекову принадлежит первенство применения фотографии в полиграфии.
В 1842 году первое фотозаведение было открыто и в Санкт-Петербурге. Его владельцами являлись французы Фоконье и Давиньон, а затем Бергамаско.
Что представляли собой павильоны первых фотографов? Например, в мастерской бр. Цвернер со стеклянной стеной и стеклянным же потолком стояло несколько камер-обскур. Дагеротипы изготовлялись разных размеров. Выдержка при съемке длилась, в ясную погоду, несколько секунд, в пасмурную — до полуминуты.
Павильон был убран узорчатой драпировкой, имелись фоны с обоями разного цвета. На столиках были разложены безделицы. Посетители иногда привозили с собой собственные вещи и даже кресла, в которых располагались привычно, как дома. К спинке кресел обязательно приставляли держатели для головы, иначе нельзя было получить четкого изображения при длительной выдержке.
Одно из первых крупных фотоателье принадлежало С.Л.Левицкому, который по возвращении из Парижа, осенью 1849 года, открыл в Петербурге фотодагеротипное заведение под названием «Светопись». Это была крупная по тем временам мастерская. Сотрудники Левицкого выезжали с дагеротипным аппаратом на дом к заказчикам и там производили съемку. И сам Левицкий снимал много и успешно. В 1951 году серию больших дагеротипных портретов и групповых снимков, сделанных на пластинах, он отправил на Всемирную выставку в Париж и получил за них золотую медаль. Это была первая золотая медаль, выданная на всемирной выставке за фотографические работы. Журнал «Фотографъ»(1864, №3-4) писал об этом.
Несмотря на отсутствие в дореволюционной России развитой фотографической промышленности, С.Левицкий, И.Александровский, И.Поляков , А.Поповицкий, П.Соколов , Д.Езучевский, В.Срезневский, Л.Варнерке, Н.Апостоли, В.Дюбук, внесли заметный вклад в развитие фотографии.
Первым фотографическим журналом в дореволюционной России было издание художника Оже «Светопись». С 1863 года журнал из номера в номер с продолжением печатал пособие для начинающих фотографов.
Эти журналы выписывали из Петербурга и кременчугские библиотеки.

Фотомастерские Кременчуга. Своя, неповторимая жизнь

Вот одно из рекламных объявлений того времени, в Кременчуге:

«Ольшанский Г.И. (Херсонская, д. Каплана, рядом с гостиницей «Пальмира»). Лучшие камеры собственной и заграничной работы разных систем. Аппараты для моментальных съемок. Начиная с 3 руб. новейших лучших систем. Специальные модели Зенгера камеры «Россия» и «Ермак». Большой выбор всех принадлежностей для светописи. Объективы, фотопластинки, фотобумаги, магниевый порошок, паспарту. В салоне можно пить чай, кофий и сладкие воды».

Поскольку портативных камер не было, то фотограф, выезжая к месту съемки, брал с собой громоздкий аппарат, тяжелый треножник, черное покрывало. Стеклянные пластинки большого размера тщательно, с осторожностью упаковывались в особый ящик. Нужна была, кроме того, складная палатка для лабораторных работ. Брали еще бутыль с коллодием и склянки с различными солями для очувствления пластинок. Все это имущество погружалось в экипаж. На месте съемки фотограф подыскивал помещение для походной лаборатории или расставлял палатку прямо в поле. В темноте он приготовлял пластинку, заряжал кассету и только после этого мог приступить к съемке.
Во второй половине XIX века в мастерских Ольшанского, Тагрина, Витлина, караима Гамаля, в Кременчуге, использовали штативные камеры с мехом, камеру «Ученик», имевшую пневматический спуск затвора, отрабатывавшего длинную и короткую выдержки. Камеры комплектовались объективами от Цейсса и Герца.
Часто в частных мастерских Ольшанского и Гамаля, за чашкой чая, обсуждались новинки отечественной и зарубежной фототехники, устраивались выставки, на которых, кроме фотографических произведений, демонстрировались новые фотоаппараты и принадлежности.
В салоне можно было просто отдохнуть, почитать книгу, или газету, назначить встречу.
Поскольку массового выпуска доступных по цене аппаратов не было, а большая часть фотокамер импортировалась из-за рубежа, занятие фотографией стоило достаточно дорого, и было недоступно широким массам. Кроме того, нельзя забывать, что для овладения техникой фотографии необходимо было иметь хотя бы минимальный уровень образования.
В провинциальном Кременчуге, в фотоателье мастера Ольшанского, размещавшееся в здании гостиницы «Пальмира», на Херсонской улице, другие мастерские, горожане шли, как в театр. Это-таки было событие!

К началу XX века фотографы были неплохо вооружены технически.
Размах развития фотографии в царской России конца XIX века показывает Всероссийская фотографическая выставка, проходившая в Москве в 1889 году. Были представлены работы многих видных фотографов.
В 1908 году, в Киеве, состоялся фотографический съезд.

Запечатлеть на память. Фотография – жизнь.

Нам, практически, ничего не известно о фотографах довоенного Кременчуга, мы не знаем их биографий, обстоятельств жизни.
В «Памятных книгах и адрес-календарях Полтавской губернии» указаны фамилии и адреса фотографов, среди которых было много евреев, и даже караимы.
Мастерами своего дела считались в Кременчуге:

Удалось установить, что кременчугский фотограф Григорий Иосифович Ольшанский (род. в 1886 г., умер в 1944г. в Москве), похоронен на 52 участке Химкинского кладбища. Рядом с ним покоятся жена и оба сына — погибший в 1944 Владимир, и Иосиф (1918-2004), известный кинодраматург.
К сожалению, обстоятельства жизни Григория Иосифовича остаются пока невыясненными. Известно, что его сын Владимир состоял в браке с дочерью фотографа В. Витлина.
Нас разыскал правнук Г.И.Ольшанского – Дмитрий, проживающий в Москве, и пообещал подробно рассказать о жизни своего прославленного деда, замечательного мастера фотографии, нашего земляка. Он поделился некоторыми семейными фотографиями. В жизни Григория Иосифовича было много перипетий и, поистине, драматических событий. Мы готовим об этом отдельную статью.

Жизнь других кременчугских фотографов прошлого — позапрошлого веков – не менее интересна, и требует тщательного изучения.
История развития провинциальной и, особенно, уездной сельской фотографии к настоящему времени изучена весьма слабо. Плохо сохранились местные старые газеты и справочная литература. Упоминания фотографов глубинки в дореволюционной центральной прессе и справочной литературе были крайне редки. Снимки, сделанные провинциальными фотографами, сохранились после революций и войн в значительно меньшем количестве, чем в столицах. Кроме того, отток коренных местных жителей из провинции в более крупные города привёл к тому, что в настоящее время у местных жителей сохранилось очень мало старых фотоснимков. В музеях и архивах провинциальная фотография представлена, увы, слабо. Интерес к истории провинциальной фотографии проявляют, в основном, местные краеведы. Профессиональные историки к этому вопросу, в большинстве случаев, равнодушны (по-видимому, из-за малочисленности и малодоступности материала для исследования). Провинциальная фотография, как объект изучения, очень интересна. Скудность, а иногда и противоречивость, имеющейся информации требует использования и сопоставления многочисленных косвенных сведений о фотоателье и фотографах из разных источников. В результате, восстановление истории провинциальной фотографии напоминает, часто, интригующее и захватывающее детективное расследование.

Exit mobile version