Евграф Федорович Крендовский

Евграф Федорович Крендовский

Автор:Шиндина Елена Петровна

«Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы».

Г.Р.Державин

Кременчугский художник Евграф Федорович Крендовский: изучение биографии в работах искусствоведов и краеведов

В 2010 г. исполнилось 200 лет со дня рождения талантливого художника – уроженца Кременчуга Евграфа Федоровича Крендовского. На фоне многочисленных памятных дат и событий этот юбилей прошел незаметно – и для кременчужан, и для деятелей искусства.

Целью данной работы является отражение изучения последнего периода жизни художника в искусствоведческих и краеведческих изданиях.

Евграф Крендовский (1810 г.–70-е гг. XIX в.) – замечательный представитель школы А.Г.Венецианова, русский и украинский живописец, акварелист, работавший в жанровой,  портретной и сакральной живописи. Учился в Арзамасской школе живописи академика А.В.Ступина, затем – в Санкт-Петербурге у академика А.Г. Венецианова (с 1830 г.). Одновременно как вольноприходящий ученик посещал рисовальные классы Санкт-Петербургской Академии художеств (в 1830-1835 гг.). С конца 1830-х годов жил в селе Мануйловка Кременчугского уезда Полтавской губернии (теперь – Козельщинского района), преподавал рисование детям помещицы В.М.Остроградской. Позднее жил и работал в Кременчуге, где открыл свою художественную школу. 

Основной жанр живописи Е.Ф.Крендовского – портрет, написанный в технике акварели, маслом или гуашью. Особенно ему удавались миниатюрные портреты. Это не были парадные портреты, предназначенные для горделивой демонстрации собственной персоны изображаемых. Это были камерные портреты, герои которых чаще представлены в домашней обстановке, окруженные привычными предметами интерьера. Одаренность Е.Ф.Крендовского придавала картинам удивительную искренность, тепло и уют. Им создан:

  • «Портрет сенатора Башилова с детьми графа де Бальмен» (1830-е гг., Государственная Третьяковская галерея, г.Москва),
  • «Портрет генерала И.К.Арнольди» (1847 г.,Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина),
  • «Портрет Е.Д.Протасовой» (1830-е гг., Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник),
  • «Портрет М.А.Олсуфьевой, дочери адмирала А.Г.Спиридова» (1836 г., галерея «Три века», г. Москва) и другие.

Живописец много работал на заказ: писал как портреты крупных петербургских сановников, так и провинциальных помещиков. В 1839 г.  Академия художеств присвоила ему звание свободного художника портретной живописи.

Несмотря на целый ряд станковых и миниатюрных портретов, созданных художником, все же самыми известными работами Е.Ф.Крендовского остаются жанровые полотна:

  • «Семь часов вечера» (местонахождение неизвестно),
  • «Сборы на охоту» (1836г., Государственная Третьяковская галерея)
  • «Площадь провинциального города» (1850-е гг., Государственная Третьяковская галерея). Искусствоведы предполагают, что на последнем полотне изображена площадь Кременчуга или Полтавы. (Уже доказано что это базарная площадь в Крюкове адм. сайта )

Сведения о жизни и творчестве Е.Ф.Крендовского, репродукции его работ в искусствоведческой литературе можно встретить довольно часто. Наиболее подробным печатным источником о его творчестве долго была статья А.Н.Савинова, опубликованная в 1954 г. [9].

А.Н.Савинов сумел проследить жизненный и творческий путь Е.Ф.Крендовского до 1853 г. Именно этим годом датируется последняя известная картина художника – «Автопортрет» (Государственная Третьяковская галерея). Никаких сведений о художнике после 1853 г. отыскать не удалось, и А.Н.Савинов осторожно предположил, что Евграф Федорович умер после 1853-1854 гг. И хотя автор не написал, где же художник умер,  прочитавшие статью приходили к умозаключению, что живописец скончался в Кременчуге. Эти данные впоследствии попали и в другие издания, в которых  упоминался Е.Ф.Крендовский.

Со временем предположение стало догмой. Некоторые источники напрямую утверждают, что именно в Кременчуге  художник скончался, хотя веских тому доказательств не существовало [10]. В Кременчуге не сохранилось ни документальных сведений о Е.Ф.Крендовском, ни могилы художника. Тем не менее, убеждение в том, что он умер в Кременчуге, стало незыблемым.

Искусствовед Г.В.Смирнов в книге «Венецианов и его школа» указывает Кременчуг как предположительно последнее место проживания и смерти Е.Ф.Крендовского [11].

Не все авторы думали подобным образом. Не находим мы Кременчуга как места кончины живописца в альбоме «Из истории реализма в русской живописи» [4], и в исследовании киевского искусствоведа В.В.Рубан «Український портретний живопис першої половини XIX століття» [8].

В целом, в источниках, отражавших жизнь и творчество художника, постоянно наблюдались разночтения – по одним данным, художник умер в Кременчуге, другие же издания из-за отсутствия прямых доказательств на подобный факт не указывали. Дата же кончины Е.Ф.Крендовского ставилась всегда предположительно – не раньше 1853-1854 гг.

Источники, отражавшие детальное исследование последних лет жизни живописца, были опубликованы в 2000-х годах. Их авторами являются бывший директор Арзамасского историко-художественного музея Петр Васильевич Еремеев и краевед Александр Алексеевич Инжутов из районного центра Шатки Нижегородской области. Оба исследователя шли разными путями, но их поиски сошлись на одной находке.

 фото П.В.Еремеев, директор Арзамасского историко-художественного музея. Фото 2000-х гг.

Как было сказано выше, в молодые годы Евграф Федорович жил и работал в г. Арзамасе Нижегородской губернии и посещал частную художественную школу педагога, академика живописи А.В. Ступина. Сведения о деятельности этой школы – первой частной художественной школы в Российской империи – сохраняются в Арзамасском городском архиве и Арзамасском историко-художественном музее.

Именно в этом музее работал директором писатель, краевед Петр Васильевич Еремеев. Там ему случилось прочитать письмо ставропольского писателя П.П.Мелибеева, адресованое сотруднице музея А.С.Филиппович в 1972 г.

Писатель Петр Петрович Мелибеев (1908-1985 гг.) был родом из Арзамаса, занимался комсомольской и партийной деятельностью. Работал в Нижнем Новгороде, затем – в Нальчике, Пятигорске. В Ставрополе в 1942 г. назначен начальником краевого управления по делам искусства и культуры. П.П.Мелибеев – прозаик и драматург, член Союза писателей СССР.

Именно П.П.Мелибеев был первым, кто сообщил неизвестный искусствоведам факт из биографии Е.Ф.Крендовского. Что особенно важно: Петр Петрович был из рода Крендовских, поэтому сведения, изложенные им в письме, бережно сохранялись в семье П.П.Мелибеева как семейная информация, и их с полным основанием можно считать правдой, а не заблуждением или фальсификацией.

По сведениям П.П.Мелибеева, у Евграфа Федоровича Крендовского был родной брат Хрисанф Федорович, имевший трех дочерей. Одна из них – Мария, урожденная Крендовская, – была  родной бабушкой П.П.Мелибеева – матерью его матери. Хрисанф Федорович проживал близ села Измайлово бывшей Пановской волости (ныне – Шатковский район Нижегородской области, в двадцати пяти километрах от Арзамаса), где у него было небольшое имение. Служил Х.Ф.Крендовский коллежским регистратором.

Согласно информации П.П.Мелибеева, художник Е.Ф.Крендовский, покинув Кременчуг в конце 50-х годов XIX века, уехал к брату в Измайлово, где и прожил до смерти. Умер он, по сведениям писателя, в 70-х, либо в начале 80-х годов XIX века. В Измайлово же, в семейном склепе, Евграф Федорович и был похоронен.

В 1974 г. П.В.Еремеев получил от П.П.Мелибеева несколько писем, в которых писатель поделился с ним воспоминаниями детства – о своем  посещении Измайлова, доме, в котором проживали Крендовские, могиле в семейном склепе. Помнил Петр Петрович, что склеп прикрывала чугунная плита, на которой было имя Евграфа Федоровича. В этом П.П.Мелибеев был убежден, так как видел плиту, когда приходил с бабушкой к склепу.

П.В.Еремеев принялся разыскивать документальное подтверждение пребывания художника в Измайлово. Поиски, скорее всего, либо были сложными, либо велись фрагментарно, поскольку лишь 30 лет спустя после получения писем П.П.Мелибеева – в 2004 г.– П.В.Еремеев смог опубликовать результаты расследования в статье «Я учился живописи у академика Ступина» [3].

К сожалению, П. В. Еремеев не приводит в конце своей статьи список документов, с которыми ему пришлось работать; из самой статьи мы можем выяснить, что автору довелось исследовать фонды Арзамасского городского архива.

Наиболее интересна для кременчужан та часть статьи П. В.Еремеева, где он рассказывает о поиске документов, подтверждающих факт пребывания и смерти Е.Ф.Крендовского в селе Измайлово Шатковского района Нижегородской области.

П. П. Мелибеев утверждал, что семейный склеп Крендовских, где похоронен Евграф Федорович, находился в Измайловской церкви Казанской Иконы Божией Матери. В Арзамасском городском архиве хранится только одна метрическая книга этой церкви – за 1851-1860-е гг. По ней и проводил поиски П. В. Еремеев.

Фамилию Евграфа Федоровича Крендовского встретить в этой метрической книге ему не довелось. Зато он обнаружил прямые доказательства того, что семья брата Е.Ф.Крендовского – Хрисанфа – в Измайлово проживала. В книге неоднократно встречается имя родной племянницы Е. Ф. Крендовского Марии; есть отметка о рождении другой его племянницы – Олимпиады (дочери Хрисанфа). Еще один документ, найденный П.В.Еремеевым, показывает, что еще одна дочь Хрисанфа – Анна Хрисанфовна Крендовская – была землевладелицей в Арзамасском уезде.

Все эти сведения в целом подтверждают, что Крендовские довольно долго проживали при селе Измайлово, где были землевладельцами. П П. Мелибеев помнил своих бабушек Олимпиаду и Анну и периодически приезжал к ним в гости в Измайлово. А Мария Хрисанфовна, как упоминалось выше, была его родной бабушкой.

Писатель запомнил и описал те картины, которые Е. Ф. Крендовский написал в Измайлово. Их было четыре, и П. П. Мелибеев указал их названия: пейзаж «Осенняя дорога», исторические «Возведение на престол Михаила Романова» и «Жены-мироносицы», групповой портрет «Вечер в семье». Мать П. П.Мелибеева забрала из Измайлово в Арзамас две из них – «Жены-мироносицы» и «Возведение на престол Михаила Романова». Судьба всех четырех картин была неизвестна писателю – из Арзамаса ему довелось уехать, оставив картины в покинутом доме. Дом же Крендовских в Измайлово не сохранился. 

 Церковь Казанской Иконы Божией Матери. Село Измайлово Шатковского района Нижегородской области. Фотография 2010 г.

П.В.Еремеев смог посетить Измайлово много лет спустя после переписки с П.П.Мелибеевым – в 2002 г. На тот момент  от самого Измайлово и от церкви Казанской Иконы Божией Матери мало что сохранилось. В селе осталось несколько домов, церковь заброшена, частично разрушена. 

П.В.Еремееву удалось разыскать женщину, жившую некогда в Измайлово – 94-летнюю Серафиму Корнееву. Она помнила о семье Крендовских, видела и их склеп с чугунной плитой, где выгравированы имена усопших. Содержание надписей на плите она вспомнить не смогла.

П. П. Мелибеев утверждал, что Е. Ф. Крендовский скончался в 70-х годах XIX в. Следовательно, чтобы доказать факт его смерти в Измайлово, логично было изучить метрическую книгу Измайловской церкви Казанской Иконы  Божией Матери за этот период. Но проблема в том, что в Арзамасе этой книги нет. Скорей всего, предположил П.В.Еремеев, она хранится в Нижнем Новгороде. Он планировал продолжить исследование, но, к сожалению, вскоре умер.

Краевед Александр Алексеевич Инжутов из рабочего поселка Шатки Нижегородской области не предполагал, что ему так же, как и когда-то П. П. Еремееву, придется прочитать письма П. П. Мелибеева о Е. Ф. Крендовском. Это случилось уже не в Арзамасе, а в основной школе села Понетаевка Шатковского района Нижегородской области. 

В 2004-2005гг., изучая фонды Понетаевского школьного музея, А. А. Инжутов обнаружил переписку, которую в конце 70-х годов ХХ века вела руководитель музея Ольга Петровна Вереина с писателем П. П. Мелибеевым. Отметим, что в 1920-23 гг. П.П.Мелибеев жил и учился в Понетаевке, куда переехали его родители, поэтому его воспоминания для О.П.Вереиной как для краеведа представляли немалую ценность. Среди писем П.П.Мелибеева было три, касавшиеся и художника Евграфа Федоровича Крендовского (два написаны в 1978 г., одно – в 1980 г.).

По содержанию эти письма схожи с теми, которые П. П. Мелибеев писал П.П.Еремееву. Добавлено, что П. П. Мелибеев узнал о том, что метрические книги Измайловской церкви Казанской Иконы Божией Матери за 70-е гг. XIX в. (предполагаемые годы смерти Е. Ф. Крендовского) хранятся в областном архиве города Горького (теперь – Нижний Новгород). П. П. Мелибеев запрашивал архив; сотрудники, просмотрев книги за начало 70-х годов, ответили, что записей о Е. Ф. Крендовском не обнаружили. Но этот факт ни о чем не свидетельствует: порой, чтобы найти одну решающую строчку, необходимо просидеть над документом не один час. И делать это нужно лицу, заинтересованному в поиске, а не постороннему человеку. Поэтому вопрос об изучении метрических книг, хранящихся в Нижегородском областном архиве, до сих пор остается открытым.

В письмах к О. П. Вереиной П. П. Мелибеев так же, как и ранее П. В. Еремееву, описал картины Е. Ф. Крендовского, хранившиеся в Измайлово. Однако на этот раз ему удалось припомнить, что его мать увезла в Арзамас не две, а три картины (добавился «Вечер в семье»). И еще одну работу Е. Ф. Крендовского, не указанную ранее, вспомнил писатель – портрет брата художника Хрисанфа, оставшийся в Измайлово. Таким образом, существовало, по крайней мере, пять работ Е. Ф. Крендовского, неизвестных искусствоведам. Если эти полотна каким-то чудом уцелели у своих новых владельцев, то их авторство можно было бы подтвердить, благодаря письмам П. П. Мелибеева. Возможно, на полотнах могли остаться автографы.

О своих находках в музее Понетаевской основной школы  А. А. Инжутов написал в статье «Художник Е.Ф.Крендовский» [5]. Таким образом, в исследовании биографии живописца добавились новые факты.

О том, как сложны бывают поиски, как порой исследователю приходится доказывать то, что давно известно и опубликовано, свидетельствует и изучение биографии художника Е.Ф.Крендовского.

Оказалось, что на период поисков и находок П. В. Еремеева и А. А. Инжутова искусствоведческая наука давно пришла к твердому заключению, что Евграф Федорович Крендовский скончался в селе Измайлово, а не в Кременчуге. 

Московский искусствовед Т. В. Алексеева перед подготовкой к изданию книги «Художники школы Венецианова» (1982 г.) смогла разыскать прямого потомка художника его правнука Михаила Петровича Крендовского, проживавшего в Днепропетровске. 

В днепропетровском роду Крендовских картины Е. Ф. Крендовского передавались из поколения в поколение. У внука художника – Петра Михайловича Крендовского – работы деда находились на даче в Днепропетровске. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны дача сгорела, а с ней и полотна (6 картин, 4 иконы, 3 альбома с зарисовками). Сын Петра Михайловича М. П. Крендовский бережно сохранил две работы своего знаменитого прадеда, которые передал в дар Государственной Третьяковской галерее. Т. В. Алексеева побывала летом 1980 г. в Днепропетровске, приняла от М. П. Крендовского в дар Государственной Третьяковской галерее миниатюру на слоновой кости «Портрет дочерей художника» работы Е. Ф. Крендовского и записала сведения о нем. Третьяковская галерея прислала дарителю благодарственное письмо от 05.08.1980 г. (хранится в семье Крендовских), а Т. В. Алексеева – книгу «Художники школы Венецианова», вышедшую в 1982 г.

Именно в этой книге впервые в биографию Крендовского были внесены дополнения и изменения. Указаны годы и место смерти Е. Ф. Крендовского – 70-е годы XIX века, село Измайлово Пановской волости Арзамасского уезда. Т. В. Алексеева написала, что сведения об этом ей предоставил правнук брата художника Хрисанфа писатель П. П. Мелибеев [1]. Искусствовед приняла эту информацию как достоверную и не подлежащую проверке.

Хотя П. В. Еремеев не был первопроходцем в исследовании последних лет жизни и смерти Е. Ф. Крендовского, но его находки еще раз подтвердили сведения московских искусствоведов. Приватное мнение автора этой статьи: вряд ли кто-либо старался так тщательно и ответственно, как П. В. Еремеев, проследить период пребывания Е.Ф.Крендовского в Измайлово и так далеко продвинулся в этих поисках, не имея при этом возможности прочитать книги, изданные в Москве или Киеве, или разыскать его потомков по Интернету, как это возможно сейчас. А метрические книги Измайловской церкви Казанской Иконы Божией Матери за 70-е гг. XIX в., хранящиеся в Нижнем Новгороде, еще ждут своего исследователя, чтобы, возможно, окончательно подтвердить информацию П.П.Мелибеева.

В 1984 г. в Москве издается календарь «Венецианов и художники его школы» на 1986 год с новыми данными в биографии художника [2].

Появление книги Т. В. Алексеевой не помешало публиковать в новых изданиях старые сведения [7, 6]. Объяснить это можно и невниманием составителей, и безоглядному их доверию старым источникам.

К чести украинских искусствоведов, следует добавить, что существует одно издание, где сведения о жизни Е. Ф. Крендовского представлены правильно. Это тщательно и подробно составленный полтавским искусствоведом Виталием Николаевичем Ханко «Словник митців Полтавщини», изданный в 2002 г. [13].

В этом словаре годы и место смерти Е.Ф.Крендовского указаны так, как писал П.П.Мелибеев, – 70-е годы XIX века, село Измайлово Шатковского района Нижегородской области. 

Своеобразно сведения о художнике приведены в еще одном украинском издании – альбоме «Український живопис XIX-XX ст. з колекції Національного художнього музею України» [12]. В справочных данных о художниках, чьи работы хранятся в музее, напротив фамилии «Е. Ф. Крендовский» отмечено, что художник умер в 1870-х гг. в Кременчуге. Вероятно, составители не располагали достаточно веским подтверждением проживания художника в Измайлово, однако дату смерти указали все-таки верную.

Таким образом, несмотря на постоянные расхождения в искусствоведческой литературе относительно даты и места смерти Е.Ф.Крендовского, можно сделать вывод, что скончался художник не в Кременчуге, как долгие годы считали исследователи, а в селе Измайлово. Автор предполагает, что и в дальнейших публикациях о живописце будут вкрадываться ошибки, поскольку часто новые издания используют сведения предшествующих. Автор испытывает сожаление по поводу этого факта и по поводу того, что Кременчуг все же не оказался местом упокоения замечательного художника, прославившего своими творениями наш город.

Установить местонахождение склепа, где похоронен Е.Ф.Крендовский, сейчас практически невозможно, поскольку он был разрушен гробокопателями. Об этом писал П.В.Еремеев, об этом сообщил автору и А. А. Инжутов. Давно уже нет следов каких-либо могил – одни бугры и впадины в земле. Художник, увековечивший больших и малых мира сего, сохранивший их образы, сам канул в неизвестность.

Автор выражает глубокую признательность краеведу Александру Алексеевичу Инжутову и семье потомка художника Александру Кирилловичу Крендовскому за предоставленные источники и устные сведения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. – М.: Искусство, 1982. – С. 236.
  2. Венецианов и художники его школы : календарь 1986 г. / авт.-сост. Т. В. Моисеева; редактор Е. Н. Галкина. – М. : Искусство, 1984. – 4-я стр. обложки.
  3. Еремеев П. В. «Я учился живописи у академика Ступина» (К имени художника Е. Ф. Крендовского) // Записки краеведов, очерки, воспоминания, статьи, хроника. – Нижний Новгород: Книги, 2004. – С.202-212.
  4. Из истории реализма в русской живописи : [альбом] / сост.К. В. Михайлова [и др.]; вступ. статья М. В. Алпатов. – М. : Изобразительное искусство, 1982. – С. 197. 
  5. Инжутов А. А. Шатки и шатковцы. – Арзамас, 2006.- С. 52-54.
  6. Мистецтво України: біографічний довідник / за редакцією А.В.Кудрицького. – К.: Українська енциклопедія ім.М.П.Бажана, 1997. – С. 334. 
  7. Митці України: енциклопедичний довідник / за редакцією А.В.Кудрицького. – К.: Українська енциклопедія ім.М.П.Бажана, 1992. – С. 331. 
  8. Рубан В. В. Український портретний живопис першої половини XIX століття. – К.: Наукова думка, 1984.– С. 244 – 254.
  9. Савинов А. Н. Евграф Федорович Крендовский // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века / под. редакцией А.И.Леонова. – М. : Государственное издательство «Искусство», 1954. – С. 653.
  10. Словник художників України. – К.: Головна редакція Української радянської енциклопедії, 1973. – С. 120.  
  11. Смирнов Г. В. Венецианов и его школа. – Ленинград : Аврора, 1973. – С. 72. – (Русские художники).
  12. Український живопис XIX-XX ст. з колекції Національного художнього музею України: альбом. – Хм.: Галерея, К.: Артанія Нова, 2005. – С. 249.
  13. Ханко В. Словник митців Полтавщини. – Полтава: ВАТ «Видавництво «Полтава», 2002. – С. 96.

Автор: Шиндина Елена Петровна

Источник: Матеріали III регіональної науково-практичної конференції, присвяченої 440- й річниці заснування міста Кременчука 11 травня 2011 року


Пользовательский поиск