» »

Свято – Успенский кафедральный Собор г.Кременчуг (обновлено)

Свято – Успенский кафедральный Собор г.Кременчуг

Из Московского института архитектуры прислали мне когда то проект Собора вот с таким описанием:

«...Вот Вам проект собора Джакомо Кваренги, начала 1790-х годов. Оба чертежа хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга и опубликованы в их каталоге архитекурной графики. Виктор Вечерский в своей книге про утраченные объекты архитектурной спадщины Украины пишет, что якобы сам Кваренги переработал проект в сторону упрощения, сделав вместо пятикупольного однокупольный вариант.

Собор по этому второму, неизвестному нам чертежу построили уже позже, в 1803-1816 гг., при Александре, под руководством архитектора Л. Карлони. Массивную и одновременно низкую колокольню возвели уже в 1858-1863 гг., устроив в нижнем ярусе теплую церковь александра Невского. Оба сооружения были уничтожены в 1943 году, уже после освобождения города от фашистов. Вот, пожалуй, и вся имеющаяся информация.».

Взамен попросили фото хорошего качества Собора во время наводнения 1877 года, я отослал фото, а на вопрос зачем Вам, ответили: Хотим выставить фото на выставке в Москве "Потерянные памятники архитектуры".

Немного справки:

Джакомо Кваренги родился в селении Рота Фуори близ города Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене.

Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества».

В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800–1807), здание «Кабинета его величества» (1803–1806), Мариинская больница для бедных (1803–1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804–1807) и Смольного института благородных девиц (1806–1808).

Собор был подлинный украшением не только Александровской площади (позже Соборная, а сейчас площадь Победы) но и всего города. Совершенство пропорций, чистота стиля, изысканность интерьеров ставили это здание в число лучших столичных храмов своего времени. Он был символом города. Как москвичи гордились Кремлём, петербуржцы - Невским проспектом, так кременчужане гордились Успенским собором.

В 1863 году, как и писалось ранее, к западу от собора сооружается каменная колокольня. Первоначально она предполагалось четырехъярусной, но то ли средств не хватило, толи деньги разворовали, но она имела только три с половиной яруса. Была очень массивной и приземистой и в стилическом отношении никак не гармонировала с безупречной логикой Успенского собора. Одним достоинством колокольня все-таки обладала: не была видна с Екатерининской улицы, поэтому общее впечатление от собора не портила.

После революции, собор по "многочисленным просьбам трудящихся" в 1929 году закрывается, с колокольни сняли колокола и местная газета с удовлетворением написала: "В задумі спали дзвони собору. Вже ось другий місяц не чути їхнього реву". Здание собора намеревались использовать под музей, переоборудовать под Дом физкультуры, Дворец культуры и т.д. Но ни один их этих проектов не удалось воплотить в жизнь.

В 30-е годы Собор использовали под склад. Перед самой войной склад вывезли, здание никем не охранялось, даже не было закрыто. В. Рядненко вспоминает, как в канун 1 мая 1941 года, он со своими школьными товарищами ночью возвращались домой. Соборная площадь была празднично убрана, готова к демонстрации. Старшеклассники покричали лозунги на площади и дружное "Ура", затем, заметив что дверь собора приоткрыта, вошли в здание. В пустом соборе гулко раздавались шаги и голоса. Смущённые немного непривычной обстановкой, ребята сначала робко, а затем всё смелее запели песню, восхищаясь прекрасной акустикой, ещё покричали "Ура" и разошлись.

Очень жаль что Собор был разрушен немцами в 1943 году, это здание было бы прекрасным украшением нашего города

Источники информации:

1. Московский институт архитектуры

2. Материалы книги “Улицами старого Кременчуга”, А.Н.Лушакова, Л.И.Евселевский