» »

Крюковский мост


Крюковский мост

Появлением моста через р. Днепр наш город обязан Харьковско-Николаевской железной дороге. В 1870 году железная дорога подошла к городу с двух сторон: Харьков-Кременчуг и Елизаветград-Крюков. Объединить эти участки в одну линию было поручено инженер-полковнику А. Струве. А. Струве уже приходилось проектировать и строить мосты через р. Оку в Коломне, Серпухове и через Днепр в Киеве. Но мост через р. Днепр в Кременчуге самый большой из всех построенных  А. Струве ранее. Металлический мост в Кременчуге состоял из 12 железных ферм, опирающихся на два каменных устоя по обоим берегам реки и речных быках, основанных на кессонах. Длинна моста - 962 м. Основания быков и береговых устоев опущены до скальноого грунта. Рельсы были уложенны на поперечные балки ферм, а для проезда гужевого транспорта был сделан настил из досок. Струве строил мост основательно и не удивительно, что восстановленный после войны новый мост покоится на тех же быках.

Его строительство было завершено  на год раньше запланированного срока, что сэкономило казне более 1 млн. рублей. Торжественное открытие и освящение моста состоялось 25 марта 1872 года. Вслед за  мостом в Кременчуге А. Струве построил знаменитый Литейный мост в Питербурге. Переправа через р. Днепр в его среднем течении в последующем сделала Кременчуг предмостовым городом стратегического значения, ведь ближайшие мостовые переходы были лишь в г. Черкассы и в г. Днепропетровске. В гражданскую, а потом и в Отечественную войну на него были направлены стрелы военных ударов. Надо ли говорить, что захват моста был главной задачей всех военных компаний проводившихся на берегах Днепра. В последнюю войну мост, имеющий важное стратегическое значение, был взорван и восстановлен в 1949 г. Конструкция его изменилась - он стал двухъярусным, увеличилась длина пролётов и, соответственно, уменшилось количество речных быков, повысилась грузоподъёмность моста, теперь она свыше 100 т.
Военные подвиги защитников моста отмечены памятниками и обелисками.  сожалению, уничтоженная фашистами памятная доска, установленная на одном из домов в начале ул. Шевченко (съезд с моста выходил тогда на зту улицу) так и не была восстановлена. А появилась она  в память о шести девушках-комсомолках, изрубленных на мосту белоказаками за подпольную большевискую деятельность. Тела девушек казаки сбросили с моста в Днепр. На памятной доске, открытой 13 ноября 1936 года, (автор - архитектор Л. Шлапаковский) в рамке из гранита были установленны их фотографии и перечисленны   имена: В. Готлиб, Э. Гордон, Э. Брандман, П. Каплун, Ж. Лознер, С. Гальпер. Текст над фотографиями гласил: "На цьому мосту від злодійської руки білих бандитів загинули смертю хоробрих кращі донькі Ленінського комсомолу"
В Крюкове у моста через Р. Днепр стоит памятник революционным матросам Днепровской флотилии. Костяк флотилии составляли матросы-балтийцы, прибывшие в Кременчуг из Кронштадта. Командовал флотилией матрос А.В.  Полупанов. Большую помощь в организации флотилии оказал житель нашего города В.А. Мягкий, избранный в 1919 году делегатом на VII съезд Советов. Штаб флотилии размещался на бронепоезде  №8. Флотилия принимала активное участие в боях против деникинцев и многочисленных банд. В сентябре 1920 гада в тяжёлом  бою матросы не позволили переправиться на левый берег Днепра и соединиться с махновцами большому отряду бандитов. В память о героических моряках в 1940 году и поставлен этот памятник. Авторами памятника были самодеятельные скульпторы Молчанов и Г. Дзюба. В 1988 году памятник реконструировали и он принял теперешний облик. Авторы проекта скульпторы П. Чечель и Н. Посикира. Здесь же, по другую сторону дороги, стоит и скромный обелиск на могиле мостостроителей, погибших при подрыве ледяных полей во время ледохода на р. Днепр 30 марта 1946 г. Ценой своей жизни четверо воинов-сапёров спасли от разрушения строившийся железнодорожный мост через р. Днепр, обеспечив тем самым его скорейшее восстановление. Восстановленный мост позволил открыть бесперебойное движение поездов по Южной железной дороге в сторону Знаменки, Одессы, а с юга - на Харьков и Ромодан.

Автор статьи: Ивушкин В.Э.