Navrotsky Vasily Vasilyevich

Навроцкий Василий Васильевич

The personality of Vasily Vasilyevich Navrotsky (1851-1911) is quite remarkable. A nobleman by birth, he was born in Kremenchug, and he was raised in the Poltava gymnasium. My father was an official of the Kremenchug Provincial Commission and a tenant of land near Kremenchug, where he owned his own estate. But once a rat raid on their grain fields completely destroyed the harvest, the family went bankrupt, and the young man went to Odessa to “find” the work. In the southern capital of the Russian Empire, he entered the printing house of Peter Frantsov, where he performed the modest post of freight forwarder. However, several years later, in November 1873, the 23-year-old Vasily Navrotsky acquired from the provincial secretary, editor and publisher of Novorossiysk Telegraph Alexander Serebrennikov the right to publish the newspaper Odessa Bulletin of Ads.
It is said that Navrotsky later admitted that he had only 5 rubles available for starting a business, but a trip to trading companies to collect ads for his newspaper had brought him about 1,500 rubles in a few days. Gradually, “Odessa leaflet ads” turned into the famous newspaper “Odessa leaflet.” In subsequent years, Vasily Vasilyevich made efforts to expand the publication. And after 7 years, his newspaper is “recognized” officially, allowing it to print government orders, telegrams from Russian and foreign life, internal news from Russia and a commercial chronicle. In the same year, the newspaper gets a new name – “Odessa leaf”.

Later it becomes daily. So a small reference, trading and stock exchange newspaper in the hands of Vasily Navrotsky turned into the largest provincial edition of the Russian Empire. After all, in 1876 its circulation was 3,000 copies. And the publisher himself gave all his strength to his brainchild, protecting him from the attacks of ferocious censorship, providing the newspaper with the means and literary forces. In the “Odessa leaflet” the best authorial powers of the province were grouped. His pages carried to the readers such names of authors as P.N. Boborykin, V.M. Doroshevich, A.I. Amphitheater, I.F. Vasilevsky-Bukva, DD Minaev, V.I. Modestov, L.E. Obolensky and Baron X (S.T. Gertso-Vinogradsky). Initially, the newspaper was censored, but since 1905 it was allowed to produce it without prior censorship, and the circulation of the publication grew steadily and in 1914 reached 20,000 copies.
The newspaper brought the owner a substantial profit, which allowed in 1892 to build his own house on Lanzheronovskaya 8, where the editorial office, office and printing house were located. A free reading room for newspaper subscribers and a reading room are open in the same building.

On the occasion of the completion of construction on October 26, a solemn consecration of the house took place, attended by Marazli, representatives of the authorities, press, artists and many distinguished guests. According to feedback from those present, the reading rooms are well lit, comfortably furnished and make an excellent impression. We note in passing that in the constructed house Vasily Navrotsky arranged electric lighting, which was a rather bold innovation for those times.
By the way, thanks to Navrotsky in 1891, the first car appeared in Odessa: returning from a trip to France, Vasily Vasilyevich brought a car, one of the first copies of the subsequent famous company. It should be noted that this was the first car in Russia.
In September 1891, he was the first to defile for Deribasovskaya on the miracle of overseas technology – the “self-runner” stroller of the French brand “Panard-Levassor”. For greater safety, a hired boy with a flag ran in front of Navrotsky’s car, loudly warning onlookers about the danger. Most historians still argue about what kind of brand was this car. According to one version – “Daimler” or “Benz”. Another is the French Panhard & Levassor. The confusion is most likely caused by the fact that Daimler engines were installed on Panhard & Levassor. In the “Odessa leaflet” placed a photo of this vehicle as an illustration of the note on the development of the automotive industry.

In the car of Vasily Navrotsky there were only two places and there was no steering wheel at all. Instead, there was a lever similar to those used in boats. Holding him with both hands, the driver barely turned the car in the direction he wanted. Wooden wheels with solid rubber tires produced a characteristic loud knock on the cobblestone pavement, which, coupled with the growl of a four-stroke engine, terrified the inhabitants. That is why the first Odessa car owner was strictly forbidden to bring his crew to the city streets at night.
The top speed of the first Russian car was only 30 kilometers per hour, which was developed by a four horsepower engine. A little later, an article with an angry feuilleton was published in the “Odessa leaflet” that for violation of public safety and “excessive” speed – about 25 kilometers per hour – the owner of the car received a strong suggestion from a police officer.

So Odessa became the first city of the immense Russian Empire, where the first car appeared and the first speeding ticket was applied. The further development of the automobile business in Odessa was reminiscent of an epidemic – everyone dreamed of cars, starting with the last port binderyunist and ending with the fathers of the city.
Navrotsky actively used the car not only for his own pleasure, but also for work – he delivered journalists and photographers to the scene of events before competitors. Later, the car received a permanent residence permit in the editorial garage. It is worth noting that in St. Petersburg, the first car appeared in 1894, in Kiev – in 1897. In 1904 the Kiev club of motorists was organized. By 1911, there were 78 cars in the city, in 1912 there were already 166, and by the end of 1913, 328. At the All-Russian Exhibition in Kiev in 1913, the automobile department became one of the largest expositions, where 56 cars were represented.
Vasily Navrotsky was a very prominent figure in Odessa society and the journalism of the city. He supported all progressive forces and currents. By nature, he was a very capable man, endowed with uncommon energy, tremendous performance, possessed the gift of initiative, for which he was jokingly called the “Odessa American.” For several four years, Vasily Vasilyevich was a public member of the Odessa City Duma, authorized by the city credit society, and when the Duma became Black-Hundred, he broke off any relations with it. He also had a reputation as a patron of the arts, was an honorary trustee in one of the women’s gymnasiums, a member of the society of writers and scholars, a founding member of the Fedorovsky Printing Society in Odessa, an honorary member of the society of proper hunting, a trustee of the cooperative cooperative.
He was known for his charity and kindness. In 1898, when the 25th anniversary of the “Odessa Leaflet” was celebrated, at a gala dinner attended by 400 employees and various guests, he proposed to establish a shelter for the elderly and incapable of working workers of the printed word of the South of Russia, without distinction of nationality, religion, or title and class, donating immediately 3000 rubles. Public subscription proposed by the mayor of the Green PA among the guests, gave more than 8,000 rubles. In the future, Navrotsky was able to collect up to 100,000 rubles for this godly business. Refuge for the poor workers of the lead army, named A.S. Pushkin, was built at the 3rd station Srednefontanskaya road. In addition, at his own expense, Vasily Vasilyevich kept in the city a free canteen for poor writers and journalists.
May 6, 1911 Vasily Vasilyevich died of heart aneurysm. He worked until the last minute of his life, not paying attention to the warnings of doctors and not taking food for several days. The late all his property, house, cottage and newspaper was bequeathed to his wife, Sofya Matveevna Navrotskaya, who later continued
his business, but that’s another story. The funeral of Basil Navrotsky took place with a huge concourse of people. He was respected, loved and kindly accepted at all levels of society. Two special chariots carried about a hundred wreaths with perceptive inscriptions: “To newspaper Leo”, “Kind and sympathetic person and teacher” and others like them … And this was a fair assessment of a person’s life, which was an example for many people then and now.

Source: http://naviga-tor.ru

Summary
Навроцкий Василий Васильевич
Article Name
Навроцкий Василий Васильевич
Description
Личность Василия Васильевича Навроцкого (1851 - 1911 годы) весьма примечательна. По происхождению дворянин, он родился в Кременчуге, а воспитание получил в полтавской гимназии
Publisher Name
Окраины Кременчуга
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)
Loading...

Если Вы являетесь владельцем каких-то фотографий опубликованных на сайте и не желаете, чтобы они здесь публиковались - свяжитесь с администрацией, и мы их удалим.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Навроцкий Василий Васильевич

Навроцкий Василий Васильевич
Поделиться

Личность Василия Васильевича Навроцкого (1851 — 1911 годы) весьма примечательна. По происхождению дворянин, он родился в Кременчуге, а воспитание получил в полтавской гимназии. Отец был чиновником Кременчугской провиантской комиссии и арендатором земли под Кременчугом, где владел собственным имением. Но однажды налет крыс на их хлебные поля полностью уничтожил урожай, семья разорилась, а юноша отправился в Одессу для «приискания» работы. В южной столице Российской Империи он поступил в типографию Петра Францова, где исполнял скромную должность экспедитора. Однако уже спустя несколько лет, в ноябре 1873 года, 23-ехлетний Василий Навроцкий приобрел у губернского секретаря, редактора и издателя «Новороссийского телеграфа» Александра Серебренникова право на издание газеты «Одесский листок объявлений».
Говорят, что позже Навроцкий признался: для открытия своего дела он имел в наличии всего 5 рублей, однако поход по торговым фирмам за сбором объявлений для еще не его газеты принес ему за несколько дней примерно 1500 рублей. Постепенно «Одесский листок объявлений» превратился в известную газету «Одесский листок». В последующие годы Василий Васильевич прилагает усилия, чтобы расширить издание. И спустя 7 лет его газету «признают» официально, разрешив ей печатать правительственные распоряжения, телеграммы из русской и заграничной жизни, внутренние известия из России и коммерческую хронику. В том же году газета получает новое название — «Одесский листок».

Позже она становится ежедневной. Так небольшая справочная, торговая и биржевая газета в руках Василия Навроцкого превратилась в самое большое провинциальное издание Российской империи. Ведь уже в 1876 году ее тираж составлял 3000 экземпляров. А сам издатель все свои силы отдавал своему детищу, оберегая его от нападок свирепой цензуры, обеспечивая газету средствами и литературными силами. В «Одесском листке» были сгруппированы лучшие авторские силы провинции. Его страницы несли читателям такие имена авторов, как П.Н. Боборыкин, В.М. Дорошевич, А.И. Амфитеатров, И.Ф. Василевский-Буква, Д.Д. Минаев, В.И. Модестов, Л.Е. Оболенский и Барон Икс (С.Т. Герцо-Виноградский). Изначально газета была подцензурной, но с 1905 года было разрешено выпускать ее без предварительной цензуры, а тираж издания рос постоянно и в I914 году достиг 20000 экземпляров.
Газета приносила владельцу солидную прибыль, что позволило в 1892 году построить собственный дом на Ланжереновской, 8, где помещались редакция, контора и типография. В этом же здании открывается бесплатная читальня для подписчиков газеты и кабинет для чтения.

По случаю окончания строительства 26 октября состоялось торжественное освящение дома, на котором присутствовали Маразли, представители власти, печати, артисты и много именитых гостей. По отзывам присутствовавших, кабинеты для чтения хорошо освещены, удобно меблированы и производят прекрасное впечатление. Отметим попутно, что в построенном доме Василий Навроцкий устроил электрическое освещение, что было довольно смелым новшеством по тем временам.
Кстати, благодаря Навроцкому в 1891 году в Одессе появился первый автомобиль: возвращаясь из поездки по Франции, Василий Васильевич привез автомобиль, один из первых экземпляров в последующем знаменитой фирмы. Следует отметить, что это был первый автомобиль в России.
В сентябре 1891 года он впервые продефилировал по Дерибасовской на чуде заморской техники — «самобеглой» коляске французской марки «Панар-Левассор». Для пущей безопасности впереди автомобиля Навроцкого бежал наемный мальчишка с флагом, громким криком предупреждая зевак об опасности. Большинство историков по сей день спорят о том, какой именно марки был этот автомобиль. По одной версии — «Daimler» или «Benz». По другой — французский «Panhard & Levassor». Путаница вызвана, скорее всего, тем, что на «Panhard & Levassor» устанавливались двигатели «Daimler». В «Одесском листке» поместили фотографию этого транспортного средства как иллюстрацию к заметке о развитии автомобилестроения.

В автомобиле Василия Навроцкого было всего два места и напрочь отсутствовал руль. Вместо него был рычаг, похожий на те, которые используют в лодках. Взявшись за него обеими руками, водитель с трудом поворачивал авто в нужную ему сторону. Деревянные колеса со сплошными каучуковыми шинами производили характерный громкий стук по булыжной мостовой, который вкупе с рычанием четырехтактного мотора наводил ужас на обывателей. Именно поэтому первому одесскому автовладельцу было строго-настрого запрещено выводить свой экипаж на городские улицы по ночам.
Предельная скорость у первого российского автомобиля была всего-навсего 30 километров в час, которую развивал мотор мощностью четыре лошадиные силы. Немногим позже в «Одесском листке» была опубликована статья с гневным фельетоном о том, что за нарушение общественной безопасности и «чрезмерную» скорость — около 25 километров в час — владелец автомобиля получил строгое внушение от околоточного пристава.

Так Одесса стала первым городом необъятной Российской империи, где появился первый автомобиль и был применен первый штраф за превышение скорости. Дальнейшее развитие автомобильного дела в Одессе напоминало эпидемию — автомобилями грезили все, начиная от последнего портового биндюжника заканчивая отцами города.
Навроцкий активно использовал автомобиль не только для собственного удовольствия, но и для работы — он доставлял журналистов и фотографов на место событий раньше конкурентов. Позже машина получила постоянную прописку в редакционном гараже. Стоит отметить, что в Петербурге первый автомобиль появился в 1894 году, в Киеве — в 1897-м. В 1904 году был организован Киевский клуб автомобилистов. К 1911 году в городе насчитывалось 78 автомобилей, в 1912 году их было уже 166, а к концу 1913-го — 328. На Всероссийской выставке в Киеве в 1913 году одной из самых крупных экспозиций стал автомобильный отдел, где было представлено 56 машин.
Василий Навроцкий был весьма видной фигурой одесского общества и журнальной жизни города. Он поддерживал все прогрессивные силы и течения. От природы был очень способным человеком, одарен незаурядной энергией, потрясающей работоспособностью, обладал даром инициативы, за что его в шутку называли «одесским американцем». В течение нескольких четырехлетий Василий Васильевич состоял гласным Одесской городской Думы, уполномоченным городского кредитного общества, а когда Дума сделалась черносотенной, он порвал с нею всякие отношения. Также он слыл и меценатом, был почетным попечителем в одной из женских гимназий, членом общества литераторов и ученых, членом-учредителем Федоровского общества печатного дела в Одессе, почетным членом общества правильной охоты, попечителем бондарной артели.
Он был известен своею благотворительностью и добротою. В 1898 году, когда отмечался 25-тилетний юбилей «Одесского листка», на торжественном обеде, где присутствовало 400 сотрудников и различных гостей, он предложил учредить приют для престарелых и неспособных к труду тружеников печатного слова Юга России, без различия национальности, вероисповедания, звания и класса, пожертвовав тут же 3000 рублей. Открытая подписка, предложенная градоначальником Зеленым П.А. среди гостей, дала свыше 8000 рублей. В дальнейшем Навроцкому удалось на сие богоугодное дело собрать до 100000 рублей. Убежище для неимущих тружеников свинцовой армии, получившее название имени А.С. Пушкина, было сооружено на 3-ей станции Среднефонтанской дороги. Кроме того, за собственные средства Василий Васильевич содержал в городе бесплатную столовую для неимущих литераторов и журналистов.
6 мая 1911 года Василий Васильевич скончался от аневризма сердца. Работал он до последней минуты своей жизни, не обращая внимания на предупреждения врачей и не принимая пищи в течение нескольких дней. Покойный все свое имущество, дом, дачу и газету завещал жене Софье Матвеевне Навроцкой, которая в дальнейшем продолжила
его дело, но это уже другая история. Похороны Василия Навроцкого проходили при огромном стечении народа. Его уважали, любили и любезно принимали на всех уровнях общества. Две особые колесницы везли около ста венков с прочувственными надписями: «Газетному Льву», «Доброму и отзывчивому человеку и учителю» и другими подобными… И это было справедливой оценкой жизненному пути человека, который был примером для многих и тогда, и сейчас.

Источник: naviga-tor.ru

Summary
Навроцкий Василий Васильевич
Article Name
Навроцкий Василий Васильевич
Description
Личность Василия Васильевича Навроцкого (1851 - 1911 годы) весьма примечательна. По происхождению дворянин, он родился в Кременчуге, а воспитание получил в полтавской гимназии
Publisher Name
Окраины Кременчуга
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Если Вы являетесь владельцем каких-то фотографий опубликованных на сайте и не желаете, чтобы они здесь публиковались - свяжитесь с администрацией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.