Автор статьи: Пугасей Юлия Александровна
Поступательное развитие общества обеспечивается государствами, в которых созданы, поддерживаются и постоянно совершенствуются наиболее эффективные образовательные системы. Сфера образования — решающий фактор экономического и социального роста государства.
Полученная украинским народом в 1991 году независимость породила надежды педагогической общественности на реформирование системы образования в Украине на основе создания национальной модели, в которой бы были учтены и многовековой опыт народа, и современные технологии.
На пути реализации идей и взглядов по основным направлениям развития современной системы образования взгляд в историю целесообразен для избежания ошибок, выявления достижений и инновационного потенциала.
Именно поэтому исследование истории развития образования как в государстве в целом, так и в отдельных регионах приобретают актуальность.
История народного образования города Кременчуга насчитывает более 250 лет.
В ее развитии, исходя из особенностей социально-экономического развития города и специфики деятельности системы народного образования, можно выделить следующие этапы:
- Дооктябрьский (до 1917 года);
- советский (1917-1991 гг)
- независимой Украины (с 1991 года).
К сожалению, история образования Кременчуга на протяжении всего периода развития Кременчугского краеведения традиционно остается вне поля зрения исследователей. Даже за последние два десятилетия, которые вообще стали подъемом краеведения, получилось лишь несколько работ, связанных с образовательной историей. При этом никакой попытки создания обобщающего труда по истории кременчугского образования не только в целом, а хотя бы в пределах какого-то периода зафиксировано не было.
Предлагаемая статья — попытка собрания и короткой систематизации сведений на эту тему послевоенного периода ХХ века.
Советская система народного образования Кременчуга сформировалась в 20-30-е годы. Сразу после провозглашения советской власти (1917) началась реорганизация образования на новых принципах:
- Обязательное бесплатное общее и политехническое образование для всех детей до 18 лет;
- Создание сети школьных учреждений;
- Отделение школы от религии;
- Преподавание на родном языке;
- Подготовка новых педагогических кадров.
В Кременчуге по состоянию на 1 января 1917 года насчитывалось 6728 детей школьного возраста от 8 до 11 лет, а училось в начальных и средних школах только 1502 ученика.
По состоянию на 01.01.1941г. в Кременчуге было уже 18 школ, где обучались 12527 учащихся и работали 486 учителей [1]. Видим колоссальные прогрессивные изменения.
Вторая мировая война была сокрушительной для системы образования Кременчуга: в 1943 году, после освобождения города, удалось возродить к жизни лишь 5 школ.
Шла война, и, несмотря на социальные и другие проблемы, советская власть уже 1 октября 1943 г. (через день после освобождения города от врага) создала городской отдел народного образования. Высокой организации работы Министерства образования Украины на освобожденных от фашистов территориях обязаны тогдашнему министру — Павлу Григорьевичу Тычине. Учебные заведения стали размещать в полуразрушенных и приспособленных помещениях. Но занятия не начинались, поскольку город находился под постоянным обстрелом.
До 20 октября 1943 педагоги выполнили невероятно тяжелую организационную работу — в городе было зарегистрировано 3000 учеников и 187 учителей, скомплектовано 4 школы.
При помощи комсомольцев и молодежи открыли школы № 1, 4, 13, а в Крюкове — уцелевшие школы № 9 и 6 [2].
По состоянию на 1944 г. в городе (где после войны остались одни руины) работали 4 неполные средние школы, в которых обучались 1567 учащихся, 7 средних школ — 3648 учащихся, 2 школы для взрослых — 222 ученики и ФЗО на 254 учащихся [3], что является неоспоримым фактом подтверждения приоритетности образования в Советском Союзе послевоенного времени.
В 1943-50 гг главными направлениями в развитии школьного образования Кременчуга были:
- приспособления уцелевших домов под нужды школ и восстановление школьных помещений;
- обеспечение школьной мебелью и настройка учебно-воспитательного процесса.
К концу указанного периода школьная сеть состояла уже из 17-и школ, в которых обучались 10877 учащихся. В трех вечерних школах (ШРМ), без отрыва от производства, пополняли свои знания 750 молодых рабочих и работниц. Была построена только одна новая школа. За этими цифрами видим неутомимый ежедневный труд администрации и всех педагогов города.
В 1950-58 годах было введено в действие 3 новые школы: № 2, 3 (современные № 2, 27), школа-интернат (современная школа № 23), капитально отремонтировали помещения школ № 7, 8, 11.
Всего в городе работало 10 средних школ, 4 восьмилетних и одна школа-интернат, всего — 275 классов, учащихся — 9411.
Постепенно происходило внедрение общей неполной средней и полного среднего образования, что повлекло рост материально-технической базы.
В 1960-80 гг Кременчуг становится значительным промышленным центром Украины, растут новые жилые микрорайоны, в которых предстают 26 новых школ.
Только в 1965 — 66 уч.г. было введено в действие три новых школы: средние № 17, № 22 и восьмилетнюю школу № 3 (в среднем на 2780 ученических мест), реорганизовано школу-интернат № 1 в среднюю общеобразовательную школу № 23, во всех остальных проведен текущий ремонт [4].
К началу 9-й пятилетки (1971-75) в городе насчитывалось 25 школ, из них 6 — восьмилетних, в них учились 25639 учеников.
Работали 6 ШРМ, где учились 3813 человек, и вспомогательная школа-интернат на 150 учеников.
К концу пятилетки в городе было уже 30 школ (из них 7 — восьмилетних), где учились 31819 учеников, 6 ШРМ на 4027 человек, средняя школа-интернат (377 детей) и вспомогательная школа-интернат (150 учащихся).
За годы 9-й пятилетки было построено еще 6 школ на 7840 учебных мест, ШРМ на 500 мест, Станция юных техников на 500 мест, улучшены условия работы Детской спортивной школы № 2, городского Дома пионеров, ШРМ № 5, 6.
В школах были созданы 405 учебных кабинетов, значит, уже 23 школы перешли на кабинетное обучение.
Большую помощь учреждениям образования оказывали: автомобильный завод, горнообогатительный комбинат, КНПЗ, завод технического углерода, Крюковский вагоностроительный завод [5].
В 60-х годах школы возводились по типовым проектам на 964 ученика, а в 80-е годы — преимущественно укрупненные — на 1320 учеников.
Темпы строительства не падали и в следующей, 10-й, пятилетке: На 1980 г. сеть образовательных учреждений имеет следующий вид: 28 общеобразовательных школ, в которых обучались 28319 учащихся, в том числе — 4 восьмилетние школы, одна школа-интернат им. А.С. Макаренко, 5 школ рабочей молодежи, в школах — 612 учебных кабинетов. [6].
Послевоенный советский период школьного образования завершают цифры 1991 года.
На момент распада СССР в городе работало 32 школы (среди них — новостройки 80-х: № 31, 6, 30, 1, 12), и обучалось 30529 учащихся.
Как видим, из года в год неуклонно росла материальная база образования Кременчуга.
Построенные внешкольные учреждения: Станция юных техников, станция юных натуралистов, Дом пионеров, две детские спортивные школы, которые играли значительную роль во внешкольном воспитании учащихся. Обучение в них для детей было бесплатным.
Подытожим: если в 1941 году в Кременчуге было 18 школ, то в 1991 — 32.
Количество учащихся увеличилось с 9 тыс. до 30 тыс.
(Для сравнения: сегодня в Кременчуге 32 общеобразовательных учебных заведения, в которых получают среднее образование 20005 учащихся).
Для обеспечения школы учительскими кадрами в послевоенные годы функционировали краткосрочные курсы подготовки учителей, в школы были возвращены часть педагогов, которые работали не по специальности, увеличивался прием студентов в педагогических учебных заведений на дневное и заочное обучение, работали курсы и институты переподготовки и повышения квалификации учителей.
Если в 1944 году в городе насчитывалось 265 учителей, из которых лишь 41 учитель имел высшее образование, то по состоянию на 1980-81 год число учителей выросло до 1298-и и 80% из них имели высшее образование. Лучшим учителям города были присвоены звания заслуженных учителей Украины (среди них — С.Т. Коротич, Н.Д. Бочко, И.П. Манженко и другие) и вручены ордена и медали. Все учителя были обеспечены работой (сравните: на сегодня Кременчуг имеет несколько сотен безработных учителей).
Вышеназванные факты дают основания говорить в целом о постоянное внимание и поддержку советской властью системы школьного образования, которая высоко ценилась не только в СССР, но и во всем мире. Очевидно, что советская система образования несмотря на негативные моменты, было в ней много позитивного, что нельзя отрицать. Наработанный не одним поколением педагогов опыт должен стать достоянием нашей школы.
Таким образом, критически проанализирован и систематизирован фактический материал, сделаны оценки и выводы исторического и краеведческого характера объективно, хотя и не полностью, раскрывают процесс развития советской системы образования и воспитания в Кременчуге в послевоенный период.
Автор статьи: Пугасей Юлия Александровна
По материалам III региональной научно-практической конференции, посвященной 440 — летию основания города Кременчуга «Кременчугу 440 лет»
ЛІТЕРАТУРА
- Местер Б.М. [б. н ] // Робітник Кременчуччини. – 1941.- 21.01.
- Науково-теоретична конференція до 50-річчя визволення України від німецько-фашистських загарбників / За ред.: Л. І. Євселевського, О. І. Осташка, С. Я. Фарини, Н. В. Приходько, Л. В. Гришко. – Кременчук: міська типографія, 1994. – 79 с. – С. 34-37.
- Паспорт города Кременчуга за 1944-49 гг.. – Личный архив А. Н.Лушаковой.
- Годовой статистический отчет за 1964-1965 учебный год. – Том – 1. – Архівний відділ виконавчого комітету Кременчуцької міської ради, ф. 5, оп. 1, с. 159.
- Справки об итогах работы учреждений городского отдела народного образования в 9 пятилетке (1971-1975) за 1976 год. – Там само, ф. 5, оп. 1, с. 570,
- Справки о выполнении решений XXV сьезда КПСС и XXV сьезда Компартии Украины. -Там само, ф. 5, оп. 1, с. 69.