Site icon Outskirts of Kremenchug

Restoration after the liberation of Kremenchuk, 1943

Восстановление Крюковского моста в 1943 году

В конце сентября 1943 года наши войска освободили Кременчуг. При отступлении за Днепр противник подорвал на железнодорожном мосту 6 пролетных строений из 11.

К восстановлению моста приступили 10 декабря 1943 года. Командующий 2-м Украинским фронтом и НКПС установили срок окончания восстановления моста 20 января 1944 года.

Проектно-изыскательские работы возглавлял известный мостовик Б. Н. Преображенский. Проект учитывал сжатые сроки, наличие материалов и конструкций. Он предусматривал строительство высоководного временного моста на обходе с верховой стороны, в удалении на 70 м от оси разрушенного моста. Он имел 38 пролетов: 5 — по 20 м, 27 — по 23 м, 4 — по 27 м и 2 — по 55 м. Опоры, в зависимости от характеристик основания, рамно-лежневые, ряжевые, рамно-ряжевые и рамно-свайные.

Руководителями строительства моста назначили полковника А. Н. Ткачева и главного инженера УВВР-14 С. А. Вазина. В его сооружении участвовали части 36-й железнодорожной бригады полковника И. М. Павлова, 47-й железнодорожной бригады полковника Е. И. Пирогова, подразделения мостоотряда № 1 К. А. Кузнецова, мостопоезда № 10 А. С. Шепитько и местное население.

Мой приказ и приказ Народного Комиссара Путей Сообщения выполнен досрочно на 8 суток.

Железнодорожные войска и спецформирования НКПС фронта показали образцы высокого мастерства, самоотверженность, в рекордно короткий срок построили железнодорожный мост через реку Днепр…» 

Также непосредственную роль в востанновлении моста принимал Тяпкин Фёдор Фёдорович.

Тяпкин со своими бойцами первыми были и в Белгороде, и в Харькове, затем двигался на Полтаву и Кременчуг. Только на участке Харьков – Красноград подразделение разведчиков Тяпкина разминировало напичканный минами мост через реку Мжу, пришлось обезвредить до сотни больших и малых авиабомб общим весом 11000 килограммов. За пять суток был очищен весь участок.

Техническая разведка Тяпкина вышла первой к мосту через Днепр у города Кременчуг. На левом берегу реки – Кременчуг, на правой – Крюково. Между ними одиннадцатипролётный железнодорожный мост, а по верхнему настилу – автогужевое движение. Шесть пролётов гитлеровцы взрывами сбросили в воду. А пять – к Кременчугу — остались на быках. Нужно было срочно разведать состояние и заминированность пролётов. А со стороны Крюкова по оставшимся пролётам фашисты вели артогонь.

Тяпкин вошёл в сентябрьскую воду, по быку поднялся к пролёту. Но даже из воды были видны бомбы на нижних поясах фермы. Усилиями разведчиков этот важный мост был не только разведан, но и разминирован. Дивизии Степного фронта (с 20 октября 1943 года — 2-го Украинского) не только форсировали Днепр у Кременчуга, но и захватили обширный плацдарм. Подошедшие части 47-й бригады приступили к восстановлению разрушенной части мостового перехода через километровый Днепр. Мост у Кременчуга был возведён досрочно.

Командованием 2-го Украинского фронта за Кременчугский мост Ф.Ф. Тяпкина к проявленные на боевом пути от Северного Кавказа и Сталинграда до Днепра, сочли его достойным высшей награды. В списке представленных к званию Героя Социалистического Труда И. В. Сталин к фамилии, имени, отчеству и воинскому званию «технику-лейтенанту» после запятой дописал лаконично: «железнодорожному минёру»… Правда, в Указе — «минёру восстановительного батальона»

Ревягин Леонид Николаевич, выпускник факультета “Мосты” НИВИТа.

В течение 1941-1945г. на разных фронтах принимал непосредственное участие в работах по восстановлению мостов, тоннелей и других искусственных сооружений на железных дорогах. В музее университета хранятся его материалы. Фотоальбом с документальными снимками фронтовых мостов, личные дневники военного времени – отчеты Ревягина Л.Н., содержащие уникальные статистические сводки, обзорные материалы и подробные описания работ по восстановлению больших и малых мостов, тоннелей и других сооружений на железных дорогах войны.

График работ по восстановлению моста г. Кременчуг

   

Источник: http://museum.stu.ru

Спасибо за дополнительный материал к статье А.Н. Бышенко

Exit mobile version