Воспоминания Ивана Федоровича Немченко – полковника, командира 769-го Карпатского Краснознаменного горно-артиллерийского полка 242-й Таманской Краснознаменной ордена Кутузова второй степени горно-стрелковой дивизии 3-го Карпатского горно-стрелкового корпуса с сентябрь1945 г. по август 1946 г.
(Отрывок из книги “Записки лейтенанта артиллерии” Немченко И.Ф. – Самара: издательство «Омега», 2007 год)
Самое веселое и все еще беззаботное от обыденных дел время было в годы, проведенные в техникуме, куда я поступил в 1934 г. после окончания фабрично-заводской семилетки. Этот техникум в разное время назывался по-разному: то техникум политпросветработников, то библиотечный техникум и, наконец, культурно-просветительный техникум. В нем готовились молодые кадры для культурно-просветительных учреждений – клубов, библиотек, изб-читален.
Хорошо помню преподавателей техникума, уважение к труду которых я испытываю и в настоящее время. Василий Иванович Потрусаев с усыхающей левой рукой, после окончания Госкомуниверситета в г. Харькове, читал у нас лекции по ленинизму – такая была дисциплина в учебном плане техникума, а также по библиографии – научном описании книг. Его лекции были для нас интересными, читались доходчиво. Все учащиеся, проникнутые уважением к Василию Ивановичу, а может быть и состраданием к его так заметному физическому недостатку, с большим вниманием слушали их. Лекции он читал так, что основные мысли можно было записать. По отдельным темам ленинизма и библиографии лекции читал и директор Кременчугской городской библиотеки Иван Кузьмич Солодкий. Его лекции были не так интересны, как лекции Потрусаева, но к ним также все относились с уважением.
Занятия по библиотечному делу проводил Абрам Маркович Слуцкий, заведующий одним из отделов городской библиотеки. Он приглашал учащихся техникума посещать городскую библиотеку, приобретать навыки работы в библиотеке, помогать в работе библиотеки. Я не замедлил этим воспользоваться и много времени проводил в читальном зале библиотеки, работая на абонементе, помогая библиотекарю, сам много сидел за книгами и журналами, которые не так-то просто было найти вне библиотеки. Иногда целыми днями, даже по воскресеньям, просиживал в архивах библиотеки, куда имел свободный доступ при условии ничего оттуда не выносить и все книги ставить на свои места.
Географию и экономическую и политическую читал Гогель Львович Шпортько. Это был виртуоз своего дела. Нам казалось, что нет ни одной точки на карте, которые он не показал бы безошибочно с закрытыми глазами. Свои занятия по географии он всегда живо и интересно иллюстрировал яркими, запоминающимися историческими фактами и всевозможными курьезами.
Доходчиво, живо и интересно занятия по русскому языку и литературе вела Мария Александровна Кравченко. Она была «старая дева», как мы ее между собой иногда называли. У нее не было одного глаза. Она неимоверно выпячивала свою тощую грудь, что это всем нам казалось очень смешным. Она единственная из преподавательниц была всегда с напудренным лицом и накрашенными губами.
Военруком техникума был командир Красной Армии в запасе. Носил он в петлицах три кубика, что соответствовало должности командира отдельной роты (тогда в Красной Армии знаки отличия командиры носили в зависимости от занимаемой должности). Фамилии его, к сожалению не помню. Он очень многое делал для воспитания у учащихся качеств, необходимых бойцу Красной Армии. На его занятиях по материальной части вооружений мы все: юноши и девушки, четко отвечали на вопросы. Например, о русской трехлинейной винтовке образца 1891-1930 гг., из каких семи основных частей она состоит, назначение этих частей, правила разборки и сборки ее, а также чистки и смазки. Также четко знали устройство, разборку и сборку револьвера.
Во дворе техникума вдоль забора был оборудован тир для стрельбы из малокалиберной винтовки. Здесь все учащиеся сдавали нормы на значок «Готов к труду и обороне» по стрельбе на 25 и 50 метров.
Все учащиеся техникума изучали противогаз, производили тренировки по его применению в том числе и при стрельбе из малокалиберной винтовки. Степень освоения противогаза испытывалась окуриванием в газовых палатках.
В Пролетарском парке города была оборудована парашютная вышка. Под руководством военрука все учащиеся техникума осуществляли прыжки с парашютом с этой вышки. По выходным дням молодежь города часто проводила время у парашютной вышки. По желанию – любой мог прыгать. Стоимость одного прыжка в выходные дни была двадцать копеек.
Летом 1935 г. группа юношей учащихся техникума, в том числе и я, выезжали в летние лагеря ОСОВИАХИМА в район г. Чугуева под г. Харьковом, где проходили интересные военные игры. Там в течение двух недель мы жили в палатках, питались из армейских походных кухонь. Всем нам хорошо запомнились военизированные походы в ближайшие леса, стрельбы на стрельбищах из малокалиберных и боевых винтовок, походы в противогазах, ориентирование на местности по карте и без топографической карты. Пребывание в лагере завершалась большой военизированной игрой разделенных на «белых» и «красных».
Моими сокурсниками по техникуму из с. Кривуши были Лена Яновская, она на два-три года была старше остальных техникумовцев, раньше училась в седьмом классе II-й ФЗС города, и Мария Антоновна Яцына. Из г. Кременчуга хорошо помню своих сокурсников – Марию Петровну Бабку и Костю Бабашкина. Он был значительно старше всех нас, хорошо играл на пианино и всех струнных инструментах – балалайке, мандолине, гитаре… Так же хорошо помню двух девушек – обе Любы, из Чигиринского района, живших в общежитии техникума. Одна из них была по фамилии Карпенко, а фамилии второй Любы не помню. На один год позже меня, в техникуме учился мой товарищ из нашего хутора Сеня Коваль – сын Коваля Василия Пантелемоновича.
Будучи уже на втором курсе, начал приобщаться к литературной деятельности – ходил на занятия литературного кружка при редакции районной газеты «Робитнык Кременчугчины», сочинял стихи, одно из них, правда небольшое, было в одно время помещено в газете на литературной странице, которая готовилась членами литературного кружка. Вместе со мной в работе литературного кружка принимал участие и Сеня Коваль.
Преподаватели техникума отличались друг от друга не только тем, что читали разные предметы, но и тем, что некоторые из них часто употребляли некоторые слова, присущие только им. Так, например, один из них часто употреблял выражение «вот именно», другой – «надо догадаться», а военрук – «в первую голову». Это нас забавляло. Уже на второй год занятий в техникуме мы часто между собой называли не имя и отчество преподавателя или же расписание уроков, а часто употребляемые ими выражения. Так, на вопрос «Какие завтра уроки?» можно было слышать ответ: «Вот именно, в первую голову, надо догадаться» или же «В первую голову, надо догадаться, вот именно». Все зависело от того, какая по расписанию последовательность уроков.
Теперь мы уже взрослели с каждым днем. Стали интересоваться своим городом, его возникновением и историей, жизнью города в наши дни.
Кременчуг расположен в 119 км от Полтавы на левом берегу Днепра. Кроме Днепра, здесь протекает еще три речки: Кривая Руда, Кагамлык и Гнилушка, вблизи города в недрах земли встречаются полезные ископаемые: железная руда Кременчугской аномалии, гранит, глина, речной кварцевый песок, бурый уголь и другие.
Кременчуг! Как я любил его довоенный облик!
Гранитная набережная Днепра, переходящая в дамбу, построенную в 1936 г. для защиты города от наводнения, протяженностью 19,5 км, небольшие общественные сады – Почтовый и Пролетарский скверы, а между ними главная церковь города – величественный Соборный храм, построенный а 1809 г. по проекту архитектора Д.Кваренги (он был разрушен в 1943 г. немецкими фашистами). Оригинальный по архитектуре того времени дом служивший для наблюдения за движением судов по Днепру – здание бывшей Городской Думы, где теперь размещался Дом Красной Армии, здание драматического театра, библиотеки, кинотеатр «Большевик» с его могучими фигурами двух атлантов как бы охраняющими главный вход в кинотеатр, магазин «Пассаж», а так же новый парк имени МЮДа (Международного юношеского движения), разбитый на месте бывшего болота на Сенной площади – все это и многое другое составляли незабываемые прелести города.
В Почтовом сквере в братской могиле похоронены замученные националистами пленные и погибшие в боях красногвардейцы, а также жертвы деникинского террора, трупы которых подобраны под железнодорожным мостом через Днепр в декабре 1919 г.. На месте братской могилы в 1938 г. воздвигнут обелиск с надписью: «Борцам за власть Советов». Это священное место для кременчужан.
Знаменитости России, да и не только России, в свое время посещали этот город, расположенный в центральной части Украины. Так, будущие великие полководцы – Александр Васильевич Суворов и Михаил Илларионович Кутузов во время русско-турецкой войны в конце восемнадцатого столетия побывали в этом городе. А.В. Суворов жил в этом городе и командовал Кременчугской дивизией в 1787 г. Будучи тяжело раненым в знаменитом Кинбургском сражении, он всю зиму и весну 1788 г. лечился в кременчугском госпитале.
Поэт-партизан Денис Давыдов с мая 1819 по март 1820 г. служил в Кременчуге в должности начальника штаба 3-го пехотного корпуса. В эти годы в Кременчуге побывал А.С. Пушкин…
В 20-х годах ХIХ вена в Кременчуге побывали декабристы С.И. Муравьев-Апостол, М.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, М.Ф. Орлов, П.И. Пестель.
В 1843 г., путешествуя по Днепру, в Кременчуге остановился Тарас Григорьевич Шевченко. Второй раз он приезжал сюда в 1845 г. и записал народную легенду о кременчугском чумаке, который первым проложил прямой путь от Ромодана до Кременчуга.
В 1905, 1912, 1913, 1914, 1917, 1919 и последующие годы в городе бывал Григорий Иванович Петровский, выполняя различные поручения В.И. Ленина и ЦК партии.
В период Гражданской войны в Кременчуге бывал и Иосиф Виссарионович Сталин.
Этот список можно было бы продолжить…
Советская власть в Кременчуге установлена 9-22 января 1918 г. 25 марта 1918 г. город захватили австро-германские войска, 30 ноября 1918 г. в городе уже хозяйничали петлюровцы, а с 10 августа 1919 г. – деникинцы.
20 декабря 1919 г. полки Красной Армии и партизанские отряды овладели городом, а 9 февраля 1920 г. в театре «Аудитория» состоялось первое после изгнания деникинцев заседание Совета рабочих и крестьянских депутатов Кременчуга.
После Великой Октябрьской Социалистической революции, особенно в годы пятилеток, Кременчуг вырос в замечательный промышленный город. Существующие заводы и фабрики были реконструированы. Созданы машиностроительный и вагоностроительный заводы, фабрики – трикотажная, суконная, табачная, мясная и другие.
Кроме учебных занятий в техникуме регулярно проводилась массово-политическая работа. Регулярно читались лекции, слушались доклады на различные темы из жизни народов страны, организовывались экскурсии на предприятия города. Работали хоровой, музыкальный и литературный кружки, кружок «умелые руки». На периодически устраиваемых вечерах выступали наши доморощенные артисты, певцы и музыканты, пародисты и чтецы. Мне также приходилось выступать с чтением своих стихов.
Летом 1936 года мой отец купил мне подержанный велосипед. Теперь на занятия я ездил на велосипеде, что доставляло огромное удовольствие и, кроме того, значительно сокращалась трата времени на дорогу. Но, несмотря на это, домой возвращался с наступлением темноты. В один из таких вечеров, зазевавшись, наскочил велосипед на столб, сломал руль и повредил несколько спиц на одном колесе. Пришлось снова несколько дней ходить в техникум пешком, пока отец не сварил руль для велосипеда и не отремонтировал колесо. После этого я стал осторожнее ездить по дорогам. Однако это не избавило меня от очередной неприятности. Как-то, объезжая без сигнала женщину, несшую на коромысле две кошелки, в которых были кувшины с молоком, я зацепил плечом и сбил с коромысла одну кошелку. Молоко разлилось тут же на тропинке. Пришлось оплатить женщине стоимость разлитого молока, хорошо, что при мне были деньги, накануне только получил стипендию.
В 1937 г. Валентина Семеновна Хетагурова – неутомимая общественница, как тогда о ней писали газеты и журналы, жена красного командира, комсомольская юность которой совпала с яркими страницами в биографии страны, провозгласила на всю страну клич:
– Девушки, приезжайте на Дальний Восток!
Этот патриотический клич был подхвачен молодежью всей страны и тысячи девушек устремились на Дальний Восток. Кстати сказать, муж Валентины Семеновны – Георгий Иванович Хетагуров был командиром-комиссаром отдельного артиллерийского дивизиона на Дальнем Востоке, майор, показал прекрасные полководческие способности в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., став дважды Героем Советского Союза, генералом армии.
От техникума на Дальний Восток уехала целая группа девушек, в том числе и мои подружки – обе Любы из Чигиринского района. А самая активная общественница в техникуме, призывавшая девушек следовать призыву Хетагуровой, председатель профкома техникума Галя Середа с копной вьющихся светлых волос на голове, сама туда не поехала, а готовилась выйти замуж за Володю Кузьменко, сменившего ее на посту председателя профкома. В городе состоялись торжественные проводы девушек на Дальний Восток. Мне пришлось на них выступать с чтением своего стихотворения «Девушки на Дальний Восток». К большому сожалению, это стихотворение, написанное с таким пафосом того времени, как мне это теперь кажется, как и многие другие стихотворения, не сохранились, а пропали вместе с другими вещами в период оккупации моей немецко-фашистскими войсками в 1941-1943 гг.
С весны 1937 г. накануне окончания техникума я уже официально работал при городской библиотеке в качестве инструктора политпросветработы колхозов района. В Кременчугском районе было 33 больших села, в которых имелось 62 колхоза.
На автомашине вместе с кинопередвижкой мне пришлось посещать колхозные полевые станы и вместе с киномехаником демонстрировать кинокартины, менять фонды передвижных библиотек, а где их не было, то организовывать заново. В нашей полуторке всегда было несколько комплектов передвижных библиотек, где, кроме художественной, была общественно-политическая и познавательная литература.
Мне эта работа нравилась. По несколько дней в неделю я путешествовал от стана к стану, встречаясь с колхозной молодежью. Приходилось из-за этого пропускать занятия в техникуме, а зачеты по дисциплинам, в основном В.И. Потрусаеву, И.К. Солодкому и А.М. Слуцкому сдавал непосредственно в библиотеке.
Но мне не суждено было оставаться на работе в своем районе. В этот период из Харьковской области выделялась Полтавская область. Председатель областного отдела народного образования вновь создаваемой области была женщина, фамилию которой не помню, она возглавляла выпускную комиссию в техникуме и по ее настоянию я был распределен на работу в отдел народного образования Полтавской области. Мне это не понравилась. И вот в одну из командировок в г. Харьков, я, втайне от родителей и руководства областного отдела народного образования, подал заявление, прошел мандатную комиссию и был принят курсантом Харьковского училища червонных старшин имени Всеукраинского центрального исполнительного комитета.
Только за неделю до отъезда на учебу в училище я рассчитался с работой в библиотеке и сообщил своим родителям о поступлении в военное училище. Для родителей это мое решение, особенно для отца, было, казалось, трагическим. Он, в пылу несогласия с моим решением, грозился «побить молотом колеса паровоза, чтобы он не мог увезти меня в Харьков»…
Однако и теперь, уже спустя столько десятков лет я считаю, что это было мое единственно правильное решение – пойти на учебу в военное училище. Стать командиром Красной Армии, принимать самое активное участие в защите чести, свободы и независимости своей Родины – Союза Советских Социалистических Республик в период Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками, длившуюся без малого четыре года.
Участия в боях с фашизмом мне, как и всем моим сверстникам, было не миновать, но я шел в этот неравный бой подготовленным командиром-артиллеристом своей любимой Красной Армии. И я горжусь тем, что сокрушительным огнем орудий батарей, дивизиона и полка, которыми я командовал в период Великой Отечественной войны, я поражал многочисленных врагов, пытавшихся поработить мою Родину. В конечном итоге внес свою посильную лепту в дело Великой Победы в этой священной войне советского народа.
Автор: Иван Федорович Немченко
Материал предоставлен сыном Ивана Фёдоровича – Владимиром Ивановичем Немченко, г.Самара