Авторы: Гнидаш Инна Алимовна, Рой Ирина Александровна
Жизнедеятельность Кременчуга всегда была тесно связана с крупнейшим водным массивом Полтавской губернии – Днепром. В разные годы река поднималась в своем уровне и разливалась на прилегающие территории, что наносило немалых ущерб городскому хозяйству и хозяйству кременчужан. Актуальность темы заключается в недостаточной проработке учеными и историками и освещении в краеведческой литературе проблематике наводнений первой половины XIX века.
Объектом исследования является «Записки Императорского Русского географического общества» и «Записки Полтавской губернии», изданные 1848-1852 гг на основе географического описания территории и фауны, размещенного по категориям в алфавитном порядке.
Предметом исследования стал Кременчуг в период наводнений.
Были годы, когда Днепр вовсе не останавливался; другие, что он ломал лед в начале января, и в конце того же месяца снова ездили по льду. Сильнейший разлив приходится на 9 мая; через месяц Днепр возвращается в берега. В это время наводнения бывают иногда разрушительные. Кроме известных по преданию, сведения об одной из наводнений сохранились в архиве М. Маркевича, в переписке киевского полковника Ефима Дарагана с П.И. Стрешнево 1769 год. «В молодости я слышал от старых людей, которые были свидетелями, о наводнении 1789. В 1797 году было наводнение значительное» – пишет автор. В полтавском губернском архиве сохранилось официальное донесение об этом разливе, где сказано о Кременчуге: «Почти весь город был в воде; наводнение продолжалась дней до двадцати». При жизни М. Маркевича были два больших наводнения в 1820 и 1845 годах. Первое было раннее, неожиданное, уничтожившее плотины по всем рекам губернии. Причиной наводнения был снег, выпавших в феврале. 4 марта снег превратился в реки; в апреле Николай Андреевич был в Полтаве и был свидетелем заботы тогдашнего малороссийского военного генерал – губернатора Репина о Кременчуге, который тонул в Днепре. Наводнение 1845 года было еще опустошительней. Удивительно, что наводнение называли неожиданным; казалось, как бы не предусмотреть ее при виде необъятной массы снегов. Но такова беспечность народа. Прибрежные жители реки считали, что снег мало-помалу растает, однако, если бы эта масса таяла медленно, то снег бы долежал до новой зимы [2].
Больше других прибрежных городов пострадал Кременчуг. Обыватели считали, что Днепр будет подниматься, как в 1820 году, только до 23 апреля, но не обратили внимание на важное обстоятельство, что по вскрытии от льда Днепр стоял уже тремя аршинами выше обычного уровня, а этого в 1820 году не было. Весь Кременчуг, кроме немногих возвышенностей за Александровской площадью, Крюков, исключая часть Соляной площади, покрылся водой. Река разлилась от Полтавской залога в с. Деевка. С 1911 года домов уцелело только 40 [3].
Удобное положение Кременчуга по торговле на пересечении водного и сухопутного сообщения имеет, однако, неудобства для жителей города собственно по низменности берега, которая часто страдает от наводнения. В 1845 году город Кременчуг сильно пострадал от разлива Днепра. В апреле этого года была теплая весна при ясной погоде, без утренних морозов. Поэтому произошло быстрое таяние глубоких снегов, а с ним и стремительный сток воды. С 10 апреля, когда вода в Днепре начала прибывать на реке ещё был лед, ветер начал дуть снизу против течения. 21 апреля вода выступила из берегов и разлилась, затопив прибрежные поселки в четырех уездах полтавской губернии.
Подъем воды был настолько большой, что села, подвергшиеся наводнению со своими окружающими распаханными полями, были абсолютно погружены в воду. «Днепр, возвышался над своими берегами до 7,5 аршина, а над своим обычным уровнем на 10 аршин, расширил свое течение на 10 верст и, направляясь на пологие берега Полтавской губернии, быстрым течением занял все побережье от границ Киевской губернии к границам Екатеринослава (Днепропетровска – прим. автора)», – пишет Арандаренко. При сильном ветре, который дул против течения Днепра более двух недель, напор воды был необычайно сильным и скорость течения доходила до 2,8 м/сек. «При плавании по фарватеру нужно было взмахнуть веслом 45 раз в минуту, чтобы сдвинуть легкую лодку против течения реки», – отмечает автор.
61 село, в которых проживало до 70 тысяч человек, и один город с населением до 18 тысяч человек с их полями и лугами, с 21 апреля по 20 мая были оставлены жителями и залиты водой. С 20 мая река, возвращаясь к своим берегам, обнажила опустошенные поля и разрушенные деревни. Озимые посевы были полностью смыты, жилища частично разрушены, частично совсем снесены, а некоторые засыпаны илом и песком.
«В 61 поселке было затоплено водой 10849 домов. Из них поврежден – 3970. Снесено вовсе – 570. Затоплены до 5000 десятин пахотных полей. Ущерб, который испытали жители, доходил до 66 000 руб. серебром. В г. Кременчуг и Крюков затоплены 1150 домов. Из них поврежден – 1026. Снесено вовсе – 124».
Так осуществилось событие, положившее начало в этом крае новой эпохе. Ни летопись, ни пересказы не рассказывают нам о столь сильном и разрушительном наводнении Днепра. Из всех известных до сих пор разливов реки сильным считалось то, что произошло в 1789 г., сохранившее в народе название очаковского наводнения. «Но высота розлива в то время над обычным уровнем реки достигала 5 арш. То есть на 1,5 арш. ниже, чем наводнение 1845 года». Другая наводнение Днепра датируется 1820 годом, но она было ниже Очаковского.
Немало выдающихся людей побывало в наших краях. Одним из них был великий поэт, писатель и художник Тарас Григорьевич Шевченко. Путешествуя по Днепру в 1843 году, он останавливался в Кременчуге. Шевченко написал легенду о кременчугском чумаке, который проложил прямой Ромодановский путь от Кременчуга до Ромодана. Эту легенду Тарас Григорьевич приводит в своем сочинении «Наймычка». А в повести «Капитанша» он писал о наводнении 1845 года, которое «до половины разрушило город Кременчуг, а Крюков остался невредим».
В одном из альбомов поэта сохранилась записанная им народная песня «Плывет щука из Кременчуга». В память о пребывании Т.Г.Шевченко в Кременчуге одна из центральных улиц, ведущая к Днепру, носит его имя [4].
Весной Кременчуг часто затапливался водами Днепра, страдал от больших пожаров. Это наносило огромный ущерб хозяйству и населению, особенно мелким ремесленникам и бедноте. С наводнениями и пожарами велась борьба. Строились дамбы, было запрещено строительство помещений под соломенными крышами. «Если в 1804 году из 963 зданий было только два из кирпича, то в 1846 году было много каменных сооружений хорошей архитектуры в Кременчуге», – отмечает автор «Записок о Полтавской губернии» Н. И. Арандаренко.
Итак, можно сделать следующие выводы: геополитическое положение города Кременчуг является достаточно выгодным. Жизнедеятельность нашего города тесно связана именно с Днепром. Однако всегда существует угроза затопления прибрежных территорий в результате наводнения, которая может моментально разрушить все, что было создано людьми.
Многие источники информации по этому вопросу были уничтожены во время войн и катастроф, что создало пробелы в истории Кременчуга. Проблематика наводнений 2-й половины XIX – XX веков может стать объектом исследования для других историков, интересующихся прошлым нашего города Кременчуга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арандаренко Н. И. Записки о Полтавской губернии / Н. И. Арандаренко. – Ч. 1. – Полтава: Типография губернского правления, 1848. – С. 3-16.
2. Арандаренко Н. И. Записки о Полтавской губернии / Н.И.Арандаренко. – Ч. 3. – Полтава: Типография губернского правления, 1852. – С. 127-130.
3. Маркевич Н. А. Реки Полтавской губернии / В. Г. Ерофнеен. – СПб: Типография императорской академии наук, 1856. – С. 337-453.
4. Кременчуг в фотографиях [Электронный ресурс] / В. Каторгин. – Режим доступа : http://kremenchug.katorgin.ru/history.html
Авторы: Гнидаш Инна Алимовна, Рой Ирина Александровна
Источник: «Кременчуцький край у контексті історії України» 2013 год
Наводнение в Кременчуге 1877 года