Перебирая одну из папиных папок, я наткнулась на интересный материал. Папа собирал его,чтобы написать статью к 200 – летию войны Росии с Наполеоном. К сожалению, он ее не закончил.
Алиса Евселевская.
Автор: Л. И. Евселевский
В предверии войны между Россией и Францией настроение жителей Кременчуга как и всей Украины было неоднозначно. Одни связывали свои надежды с Наполеоном. Так крестьяне мечтали о свободе от крепостничества и о восстановлении казачества. Некоторые дворяне были увлечены прогрессивным законодательством («Кодексом Наполеона»), думали об автономии или даже независимости Украины и готовы были поддержать Наполеона. Большинство дворян боялись утратить то, что имели, боялись поддержки Францией поляков, восстановления Речи Посполитой, освобождения крестьян, гонений против церкви. Это заставляло их верно служить России.
С целью не допустить антироссийского восстания на Украине, Александр I издал манифест, в котором призвал украинское население защищать свою землю. В состав казацких и ополченских полков вступило почти 70 тыс. человек. В армию вступало свободное крестьянское население, крепостные крестьяне. Украинский народ пожертвовал на военные нужды большие суммы денег, много продовольства, фуража, волов, лошадей, средств транспортировки, активно участвовал в строительстве оборонительных сооружений.
В 1791 году в Кременчуге появился оружейный завод с литейными, кузнечными, слесарными, стальными и другими цехами. На заводе работали мастера, прибывшие из центра оружейной промышленности России – Тулы. Большой капитал находился в руках кременчугских купцов, которые основали много мелких промышленных предприятий. В конце XVIII столетия были основаны канатный, свечной, мыловаренный, несколько кирпичных заводов. В 1809 году была построена суконная фабрика, в 1812 году – кожзавод, чулочная фабрика и другие. Кременчугские купцы поставляли в русскую армию продовольствие, снаряжение, амуницию и обмундирование.
М. Б. Барклай-де-Толли в своей записке «О защите западных пределов России» от 2 февраля 1810 года предлагал создать главную базу провианта и фуража на Украине в Киеве и между Киевом и Днестром иметь укрепленные базы со съестными припасами на три месяца. Военное министерство намеревалось использовать базы на украине 3-й Западной и Дунайской армий, 2-го резервного корпуса, гарнизонов Бобруйской и Киевской крепостей. Весной 1812 года Военное министерство приступило к организации армейских подвижных магазинов. Обеспечить их погонщиками, повозкам и тягловой силой должна была в основном Украина. В первый период отечественной войны Россия оказалась в тяжелом положении. 1-я и 2-я Западные армии оставили подготовленные для них базы и магазины. С первых дней войны была налажена поставка украинских запасов для 2-й Западной армии. 7 июля генерал А. П. Томасов отдал приказ перевозить волынские запасы продовольствия в Киев, Кременчуг и другие центральные города Украины.
Когда летом 1812 года Наполеон напал на Россию многие еврейские лидеры надеялись на победу Наполеона. Они верили, что с победой Наполеона улучшиться жизнь евреев и у них появиться возможность работать и жить не только в местах оседлости. В противоположность им Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд или Алтер Ребе, основатель династии Шнеерсонов, выступал в поддержку царя. В 1812 году Алтер Ребе за беспримерное мужество — и его собственное, и близких к нему хасидов, проявленное в борьбе с нашествием войска Наполеона, был пожалован императором Александром I званием наследственного Почетного гражданина Российской империи. Когда французская армия стала приближаться к Ляди, Алтер Ребе вместе со своей семьей и близкими должен был бежать. Необходимо было выбрать место, где переждать пока будет освобождена Белоруссия от Французов. Был выбран город Кременчуг. В то время – это был большой город, в котором жило много хасидов. В Кременчуг первым отправился старший сын Алтер Ребе – Ребе ДовБер Шнеерсон (Миттелер Ребе) для того, чтобы снять помещения для жилья, для центра помощи пострадавшим. В биографии Миттелер Ребе написано, что Кременчуг показал себя подходящим для этой цели городом. Были найдены дома для Алтер Ребе и его близких и для всех семей, которые сопровождали его. Из Кременчуга было легко организовать и доставить помощь тысячам евреям, которые остались без крова из-за войны.
По дороге в Кременчуг Алтер Ребе заболел и умер недалеко от Гадяча. Находясь в это время в Кременчуге, Ребе ДовБер принял решение о продолжении дела своего отца. С разных центров хабад в Кременчуг направлялись делегации хасидов с просьбой, чтобы Ребе ДовБер стал вторым главой Хабад. Собрав хасидов города Раби ДовБер сообщил о своем решении стать главой движения. Хасиды Украины надеялись, что Миттелер Ребе останеться в Кременчуге в доме, где он и его семья жили последние несколько месяцев. Российские и литовские хасиды надеялись, что он вернеться на прежнее место жительства. Миттелер Ребе решил вернуться в Белоруссию. Вместо того, чтобы отстраиваться в Ляди был выбран Любавич. После принятия решения Миттелер Ребе еще оставался в Кременчуге до лета 1813 года.
В 1806 году был сформирован Кременчугский полк, который отважно сражался в Отечественной войне 1812 года. Особую храбрость проявили воины полка в Бородинской битве. Полк входил в состав армии, которой командовал П. И. Багратион. Как свидетельствуют исторические документы, рядовые Кременчугского полка Антон Барашков, Григорий Демин, Семен Новоселов, Василий Лепекин, Иван Дубаев «с исключительным мужеством отбивали колонны Бонопарта». А унтер-офицеры Василий Чесноков, Егор Быстрых и Марк Исаев «насмерть стояли, ходили в штыки на неприятеля». В один из полков народного ополчения в 1812 году было зачислено 337 добровольцев из Кременчуга.
Восемь украинских казацких полков участвовали в так называемой “битве народов” осенью 1813 под Лейпцигом. Это было еще одно сокрушительное поражение наполеоновской армии, причиненное ей коалицией войск России, Англии, Австрии, Пруссии, Саксонии, Швейцарии, Испании и Португалии. Победителям открывался прямой путь на Париж. В марте 1814 г. шесть украинских казацких полков в составе российской армии вступили в столицу Франции. Война закончилась. Однако надежды украинского народа, что их положение после войны улучшится, оказались напрасными.
По указу императора все казачьи полки и ополчения были расформированы. Большинство ополченцев вернули в крепостного состояния, а за свою службу каждый получил два рубля вознаграждения.
Автор статьи: Л. И. Евселевский