» » История Крюковского моста и переправ

Немецкие переправы у города Кременчуг

Автор статьи: Ивушкин В.Э.

К концу августа 1941 года, немецкое командование приступило к реализации плана по окружению войск Юго-Западного фронта. Для решения этой задачи предстояло захватить на левом берегу р. Днепр плацдарм, с которого в дальнейшем можно было бы нанести удар в северном направлении в тыл нашим войскам, оборонявших Киев. 

Для этого было выбрано место в районе с. Дереёвка. Большой остров Молдован делил русло Днепра на два рукава: широкий со стороны правого берега и узкий со стороны левого. Охранялся остров небольшими силами 300-й сд без каких либо средств усиления.

В ночь на 30-е августа началась "Операция Шинка" (Operation Shinken). 100-я легко-пехотная дивизия атаковала остров. Атаке предшествовал сильный артиллерийско-миномётный обстрел. На острове ещё рвались снаряды и мины, когда к нему на 60-ти штурмовых лодках устремились немецкие пехотинцы. Вспыхнули зенитные прожектора, подсвечивающие немцам цели и ослепляющие стрелков оборонявших остров. По мере продвижения к острову немцы перенесли огонь артиллерии вглубь острова и далее по левому берегу реки. Оказать помощь гарнизону острова командование 300-й сд не смогло. Немцы захватили остров. Переправиться через небольшую протоку с острова на левый берег Днепра уже не составляло труда.

Бой за наплавной мост

Автор статьи: Ивушкин В.Э.

9-го августа 1941 года немцы заняли Крюков, и существующая наплавная переправа оставалась для них, как кость в горле! Немцы не могли смириться с постоянной угрозой удара в тыл своей группировки. Вот что пишет командир 4-го инженерного батальона 13-й танковой дивизии: "На 10 августа 13-я пехотная бригада получила приказ, держать участок Успенское - Крюков, и атаковав уничтожить врага западнее Курчановки, занимавшего позиции у наплавного моста. Этот враг, перед дивизией СС Викинг (западнее Деевки), имел значительные силы, и вполне можно было ожидать его атаки в направлении Крюкова Для решения данной задачи было создано 2-ве боевые группы, состоящие по одному взводу пехоты (66-го пехотного полка) и саперов (4-ый инженерно-саперный батальон). Задачей северной группы было, выдвинувшись из северо-западной части Курчановки, с запада подойти к русскому наплавному мосту, в то время как южная группа, выдвинувшись из с.Чечелево должна была выйти к мосту с другой стороны.

Бой за Крюковский мост. Август 1941 года.

Автор статьи: Ивушкин В.Э.

Во второй половине дня 9 августа 1941 года. Бой за удержание Крюковского плацдарма подходил к концу. Наши войска и ополченцы Кременчугской дивизии Народного ополчения, оставляли город Крюков-на-Днепре. Его последние защитники под непрерывным огнём противника переправлялись на левый берег Днепра: кто на уцелевшей лодке, кто на подручных средствах, кто вплавь… 

Небольшая горстка наших бойцов продолжала удерживать позиции, непосредственно, примыкающие к ж.д. мосту, прикрывая переправу последних защитников этого клочка родной земли. Бронеколпак на правом фланге обороны и тоненькая ниточка, наспех отрытых перед мостом окопов - вот и вся линия укреплений! Её непрерывно обстреливают немецкие миномёты, артиллерия и подошедшие с двух направлений танки.

Кременчугские переправы. 1941 год.

Автор статьи: Ивушкин В.Э.

По мосту Струве в обе стороны шли эшелоны, проезжали машины и телеги, под Крюковским мостом проходили караваны судов… Грузовой поток не прекращался ни на один день. В 41-м в Кременчуг пришла война. Пошли по мосту военные поезда, им навстречу пошли эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий, потянулись на восток первые беженцы. 

В июле начались бомбёжки железнодорожного моста, станции Кременчуг и Крюков-на-Днепре. Мост и ж.д. станции Кременчуг и Крюков прикрывали два зенитных дивизиона: 56-й и 505-й и 96-я отдельная зенитно-пулемётная рота. На вооружении они имели 76 мм зенитные орудия и установки счетверённых пулемётов. Прикрытие объектов на правой стороне Днепра поручалось 505-му ОЗАД, объекты на левом берегу прикрывал 56-й ОЗАД и пулемётная рота. Силы были не велики, но зенитчики уверенно делали своё дело - немцам ни как не удавалось разбомбить Крюковский мост

Крюковский мост в Гражданскую войну

В простонародье мост в Кременчуге стал называться "Крюковским". С Крюковским мостом во времена Гражданской войны связаны несколько исторических событий нашего города. В 1919 году на мосту "их благородия" белоказаки, проявив исключительное мужество и героизм, зарубили шашками шестерых девчат комсомолок-подпольщиц махорочной фабрики. Христолюбивые казаки, по христианскому же обычаю, сбросили тела изрубленных девушек в воды Днепра… До войны на одном из домов по улице Шевченко (съезд с моста тогда выходил на эту улицу) была установлена памятная доска, рассказывающая об том событии. На памятной доске, открытой 13 ноября 1936 года, (автор - архитектор Л. Шлапаковский) в рамке из гранита были установлены их фотографии и перечислены имена: В. Готлиб, Э. Гордон, Э. Брандман,П. Каплун, Ж. Лознер, С. Гальпер. Текст над фотографиями гласил: "На цьому мосту, від злодійської руки білих бандитів, загинули смертю хоробрих кращі донькі Ленінського комсомолу".

Аманд Егорович Струве и Кременчуг

Аманд Егорович Струве(1835—1898) — военный инженер, предприниматель, специалист в области мостостроения.

Обрусевший немец, выходец из обедневшей дворянской семьи. Его предки в середине XVIII в. перешли на службу России, были дипломатами.

Он окончил военное инженерное училище и военную академию в Петербурге, совершенствовал свои знания за границей. Затем ушёл в запас, три года работал инженером на строившейся тогда Московско-Нижегородской железной дороге. В 1860 году его приглашает на работу Общество Московско-Саратовской железной дороги.

Восстановление Крюковского моста после освобождения Кременчуга

В конце сентября 1943 года наши войска освободили Кременчуг. При отступлении за Днепр противник подорвал на железнодорожном мосту 6 пролетных строений из 11.

К восстановлению моста приступили 10 декабря 1943 года. Командующий 2-м Украинским фронтом и НКПС установили срок окончания восстановления моста 20 января 1944 года.

Проектно-изыскательские работы возглавлял известный мостовик Б. Н. Преображенский. Проект учитывал сжатые сроки, наличие материалов и конструкций. Он предусматривал строительство высоководного временного моста на обходе с верховой стороны, в удалении на 70 м от оси разрушенного моста. Он имел 38 пролетов: 5 — по 20 м, 27 — по 23 м, 4 — по 27 м и 2 — по 55 м. Опоры, в зависимости от характеристик основания, рамно-лежневые, ряжевые, рамно-ряжевые и рамно-свайные.

Руководителями строительства моста назначили полковника А. Н. Ткачева и главного инженера УВВР-14 С. А. Вазина. В его сооружении участвовали части 36-й железнодорожной бригады полковника И. М. Павлова, 47-й железнодорожной бригады полковника Е. И. Пирогова, подразделения мостоотряда № 1 К. А. Кузнецова, мостопоезда № 10 А. С. Шепитько и местное население.

Крюковский мост

Появлением моста через р. Днепр наш город обязан Харьковско-Николаевской железной дороге. В 1870 году железная дорога подошла к городу с двух сторон: Харьков-Кременчуг и Елизаветград-Крюков. Объединить эти участки в одну линию было поручено инженер-полковнику А. Струве. А. Струве уже приходилось проектировать и строить мосты через р. Оку в Коломне, Серпухове и через Днепр в Киеве. Но мост через р. Днепр в Кременчуге самый большой из всех построенных  А. Струве ранее. Металлический мост в Кременчуге состоял из 12 железных ферм, опирающихся на два каменных устоя по обоим берегам реки и речных быках, основанных на кессонах. Длинна моста - 962 м. Основания быков и береговых устоев опущены до скальноого грунта. Рельсы были уложенны на поперечные балки ферм, а для проезда гужевого транспорта был сделан настил из досок. Струве строил мост основательно и не удивительно, что восстановленный после войны новый мост покоится на тех же быках.