» »

История Кременчугского железнодорожного вокзала.

История Кременчугского железнодорожного вокзала.

В 1870 году Кременчуг включается в систему железных дорог России. Ярмарочная площадь продлевается до линии железной дороги, где строиться лицевым фасадом к площади, здание пассажирского вокзала I класса. «Светлое, опрятное, довольно обширное здание вокзала производит хорошее впечатление, особенно после казармообразного Киевского вокзала», - замечали в путеводителе по Днепру в начале XX века.

Непосредственно перед вокзалом разбивается крохотный скверик, вокруг которого расположились гостиницы, трактиры, лавки, лавочки. Здесь, на привокзальной площади, заканчивалась Александровская улица.




В связи с тема что на Александровской улице находился вокзал, пароходные пристани, базар, и, следовательно всегда было  много приезжего народа. На улице активно сооружаются гостиницы и гостевые дворы: «Бель-Вю», «Варшава», «Ромны», «Швейцария», «Орион», «Купеческие» и «Гомелевские» номера, трактиры.

В годы Гражданской войны, Кременчуг неоднократно переходил из рук в руки. В 1918 году в составе Украинской петлюровской  дивизии, на Кременчугский вокзал приезжает В.Сосюра (1897-1965), в будущем известный украинский поэт.

В мае 1920 года во время борьбы с белополяками в здании вокзала находились органы управления Юго-Западным фронтом.

Членом Реввоенсовета Юго-Западного фронта был И. Сталин, прибывший в Кременчуг 29 мая 1920 года. Его квартира находилась по улице Киевской, а рабочий кабинет был в здании вокзала. Здесь он принимал участие в выработке плана наступления на белополяков, здесь произошла его встреча с командным составом 1-й Конной Армии. В честь 70-летия со дня рождения Сталина, 23 декабря 1949 года на вокзале была установлена  мраморная мемориальная доска с текстом на украинском и русском языках: «Во время гражданской войны в этом здании работал товарищ Сталин И. В. 29 V – 20 VI 1920». После разоблачения культа Сталина доску сняли.

Привокзальная площадь в Кременчуге

Привокзальная площадь в Кременчуге 

Вокзал Кременчуг

Вокзал Кременчуг

Жилой дом службы пути и почтового отделения на ст. Кременчуг

Жилой дом службы пути и почтового отделения на ст. Кременчуг

Вокзальная площадь в г.Кременчуге

Вокзальная площадь в г.Кременчуге 

Пассажирские здания ст. Кременчуг 1 класса

Пассажирские здания ст. Кременчуг 1 класса

Кременчуг - Железнодорожный вокзал

Кременчуг - Железнодорожный вокзал 1941 - 1942 год

Кременчугский вокзал. Осень 1943 год

Кременчугский вокзал. Осень 1943 год

Во время Великой Отечественной войны здание железнодорожного вокзала было разрушено отступающими немецкими солдатами в 1943 году.

После войны здание вокзала восстанавливается одно из первых. Архитекторы Лымарь и Арешкин.   Городской партийный актив в 1945 году принял обращение к строителям и жителям города Кременчуга приложить все усилия, чтобы восстановить вокзал как можно скорее. На помощь строителям пришли Кременчужане. На руинах города работали добровольцы, которые извлекли более 1 миллиона кирпичей. В выходные дни, на воскресниках собиралось почти всё взрослое население города. Строительный материал выискивали где только могли. Изделия из дерева выполнил деревообрабатывающий комбинат, отопительные приборы — завод «Дормаш», клей, олифу, известь — кожзавод №13, арматуру, краску, прессованную фанеру — Вагоностроительный завод. Недостающие материалы для кровли  выделило автомобильное министерство. Каменщики организовывали соревнование, лучшей бригаде вручали переходящее Красное Знамя и к концу 1945 года каменные работы были в основном завершены.

6 ноября 1946 года состоялось торжественное открытие восстановленного методом народной стройки здание вокзала. Оно повторяло план и размеры довоенного, но отделка фасадов и внутренняя планировка существенно были изменены.

Привокзальная площадь в Кременчуге

Привокзальная площадь в Кременчуге 

Кременчугский железнодорожный вокзал

Кременчугский железнодорожный вокзал

Битый кирпич, всевозможный строительный мусор свалили здесь же, в скверике перед вокзалом.

Так образовалась современная привокзальная площадь, в глубине которой остался совсем крохотный скверик. В нём со стороны сквера МЮДа установили скульптуру «Сталин и Ленин в Горках». Вожди были изображены сидящими на скамейке. Позже скульптурную группу убрали. А на её место устроили фонтан, который последний раз включался лет 20 - 30 назад.

В 2005 году Южная железная дорога Государственной администрации железнодорожного транспорта "Укрзалізниця" провела реконструкцию здания вокзала. Реконструкция проводилась с апреля по сентябрь, ко Дню города 28 сентября была окончена. Было отремонтировано не только помещение вокзала, но и привокзальная площадь с перроном. Строители полностью заменили окна, систему отопления, сделали гранитный пол, обновили комнату матери и ребенка и камеры хранения.

Также внутри вокзала капитально отремонтировали билетные кассы и зал ожидания, кафе, пункт связи, аптеку, комнату милиции и сделали туалеты. Модернизировали все освещение привокзальной площади и моста. Теперь здесь светят 100 светильников. Вместимость вокзала после реконструкции составила около 1 000 человек 

Железнодорожный вокзал. Кременчуг. 2006 год

Железнодорожный вокзал. Кременчуг. 2006 год

Литература:

1. "Улицами старого Кременчуга" А.Н. Лушакова, Л.И. Евселевский 2001 год.

2. Офіційний веб-сайт УкрЗалізниці. Державна адміністрація залізничного транспорту України http://uz.10x15.ua

Окраины Кременчуга

Обсуждение статьи на форуме