Site icon Околиці Кременчука

Художник Мане Кац – наш земляк

Художник Мане Кац - наш земляк

С первым десятилетием XX века основные достижения еврейского искусства прочно связывают с Россией и именами нового поколения художников, среди которых достойное место принадлежит Мане Кацу.

Родился Мане Кац 5 июня 1894 года в городе Кременчуге в семье рабби Каца. Лазарь Кац, отец Мане, занимал скромную должность шамеса в синагоге. В детские годы Мане окружала живая многонациональная атмосфера, как дома, так и в городе. Еврейские, украинские и русские соседи не могли не оказать влияния на развитие творческих способностей ребенка.

В семье строго соблюдались еврейские традиции, в пятницу вечером в доме Каца собиралось много людей. Читали недельную главу торы, ели праздничную субботнюю трапезу и веселились: пели, танцевали. Курчавый светловолосый мальчик наблюдал за всем.

Едва Мане исполнилось четыре года, его отдали учиться в хедер (еврейская начальная религиозная школа). У ребенка обнаружили недюжинные способности к рисованию. Он часто работал над холстом, рисуя окружающую его природу: берег Днепра, аллеи городского парка, дома и улицы города. Отец мечтал видеть сына раввином, а он хотел стать художником. В шестнадцать лет он оставил ешиву и без денег покинул родной город. С присущим ему юмором Мане вспоминал, как он добрался до Вильно с двумя рублями в кармане. Но ни в Вильно, ни позднее в Миргороде молодой художник не находит нужной ему атмосферы.

С 1911 года по 1913 год Мане Кац учится в киевской школе изящных искусств. Его незаурядные способности были замечены одним из покровителей и меценатов господином Гуревичем, который посоветовал молодому художнику переехать в Париж, помог ему материально и дал Мане с собой сопроводительные письма к барону Гинзбергу и скульптору Нахуму Арансону.

Приехав в 1913 году в Париж, девятнадцатилетний юноша из Кременчуга поступил в Национальную школу изящных искусств к профессору Кормон. В это время в школе учился Хаим Сутин, к которому всей душой потянулся Мане.

Вопросы национального искусства оказываются в центре внимания молодых еврейских художников, в основном выходцев из России, проживающих незадолго до Первой мировой войны в парижском улье. Сплоченные общим интересом к форме, а главное, мечтая о еврейской форме, создали творческое объединение «Махмадим» (драгоценные изделия).

Неудовлетворенные уроками профессора Фермана Кармона, молодые люди восполняли упущенное посещением Лувра. Мане Кац восхищался работами Рембрандта: за его интерес к человеческой душе, за теплый свет, разлитый в картинах. В частных галереях он знакомится с современным искусством, вечерами рисовали, лепили, ожесточенно спорили, не отходя от мольбертов или рабочих столов.

Начавшаяся в июне 1914 года Первая мировая война положила конец мирной жизни. Мане Кац хотел вступить в Иностранный легион, формировавшийся во Франции, но его не приняли из-за низкого роста.

Преодолевая препятствия, с невероятными трудностями Мане добрался в Россию. Но и здесь, в России, его воинский порыв не был осуществлен, в армию его не взяли. Годы войны Мане провел в Петрограде, что сыграло большую роль в формировании творческой личности художника.

Пребывание Мане Каца в столице совпало с активной деятельностью еврейских просветителей, благодаря которым еврейская культура переживала небывалый подъем. Глубокий след в памяти художника оставил открывшийся в столице России в 1915 году еврейский национальный музей. В нем экспонировались предметы иудаизма, собранные в специальных экспедициях и дополненные произведениями из частных коллекций.

Мане Кац принимал активное участие в работе еврейского общества поощрения художников, возникшем в январе 1916 года в Петербурге. Наиболее значительным мероприятием общества явилась выставка работ его членов, проходившая в апреле-мае 1916 года в Петербурге. На ней было представлено более 150 произведений живописи, графики и скульптуры. Среди участников – Марк Шагал, Натан Альтман, Мане Кац и другие. Работы Мане Каца «Автопортрет» и «Портрет скульптора», представленные на выставке, были оценены как произведения уже сложившегося художника, знакомого с достижениями современной живописи.

Друзья привлекли его к рисованию в школе изящных искусств графини Гагариной.

Революционные события 1917 года вернули Мане на Украину, в родной Кременчуг, где он начал преподавать рисование в художественной студии. В тревожное время гражданской войны с 1918 по 1920 год власть в Кременчуге переходила из рук в руки 8 раз. Неспокойное время сопровождалось еврейскими погромами. Окончание гражданской войны не улучшило положение. Мане понимает, что здесь он никогда не сможет осуществить свои художественные замыслы. В 1921 году – время подавления развитой еврейской культуры в Советской России – Мане Кац навсегда покидает страну.

Второй парижский период жизни художника длится более тридцати лет. Вместе с молодыми художниками из стран Восточной Европы, он жил в бедных районах на левом берегу Сены. Несколько художников делили между собой одну студию. Работы Мане Каца этого периода полны жизненного оптимизма и юмора. В своем творчестве художник постарался отразить духовную жизнь еврейского народа, богатство его внутренней культуры.

В литературе по искусствоведению Мане Каца называют Летописцем своего народа. Но наибольшее значение его картины еврейской жизни имеют для самих же евреев, способствуя пробуждению самосознания.

В 1923 году в галерее Персье была устроена первая выставка молодого художника. Выставку посетил Пабло Пикассо и внимательно рассматривал каждую картину. Через два года в той же галерее состоялась вторая выставка работ Мане Каца.

В Париже он знакомится со своими сверстниками – художниками, писателями. Ближе всего по духу для него были Пикассо и Шагал. Широко известен портрет Мане Каца работы Пикассо. Этот портрет с надписью «Мане Кацу от Пикассо (1932)» находится теперь в музее современного искусства Хайфы.

Круг общения Мане Каца был необычайно широк. В 1922 году он отправляется в Берлин, в то время – центр русско-еврейской эмиграции. Там встречается с Перецем Маркишем, Ильей Эренбургом, Иссахаром Рыбаком. Он пишет выразительный карандашный портрет Маркиша и маслом – портрет Эренбурга.

Мане Кац коллекционировал старинные предметы искусства. Он собрал уникальную коллекцию иудаики. Многие современники, которым посчастливилось посетить его мастерскую на бульваре Распай в Париже, поражались богатству его коллекции. Она была для него источником вдохновения.

Карьера художника успешно шла вверх. Он приобрел свой дом в Париже. Работал как портретист, живописец, скульптор. Поражает его скульптура Моисея, разрывающего цепи рабства. Скульптура небольшая по размеру, но сколько в ней внутренней силы.

В 1928 году художник из Кременчуга впервые посещает Палестину. О своих впечатлениях он рассказал в письме, напечатанном в газете «Рассвет», издававшейся в Париже под редакцией Жаботинского:

«Что больше всего удивило меня, – писал художник, – это насколько все здесь напоминает жизнь маленького еврейского города в России… Я вспоминаю свое детство… Приближается канун субботы. Город (Тель-Авив) замирает, прекращается движение. Вы можете увидеть субботние свечи, зажженные в открытых окнах. Благословенная тишина распространяется над городом… Я снова думаю о своем детстве…

Окончилась суббота… Город полон народу. Все идут к морю. Бесконечное количество людей. И мне это опять напомнило мое детство. Как будто все идут к ташлих.

… Оркестр милиции в военной форме играет еврейские народные песенки, а публика лежа, сидя, полусидя слушает и усиленно аплодирует… Тель-Авив! Ты молод, ты прекрасен! (23 сентября 1928)».

Мане Кац на всю жизнь сохранил в памяти впечатления первых дней путешествия по стране. Его палитра стала богаче и ярче. То, что он увидел в Эрэц-Израель, отражено в многочисленных полотнах: «Ориентальное», «Пейзаж Палестины», «Субботняя прогулка в Иерусалиме», «У Западной Стены» (удостоенная золотой медали на всемирной выставке в Париже, 1937 г.), скульптура «Голова Йеменской Еврейки» и другие.

Началась Вторая мировая война. Мане Кац как гражданин Франции был мобилизован рядовым и отправлен в военную школу. Оказавшись со своей частью в Руане, он храбро сражался и награжден орденом Почетного Легиона. Попадает в плен к немцам, но сумел бежать. Ценой неимоверных усилий добрался до Америки.

В годы войны Мане Каца занимает тема Холокоста. Он создает произведение «Беженцы» (1941 г.) и все военные годы работает над полотном «Катастрофа». Вернувшись во Францию, на одной из стен молитвенного дома в Нанси он создает эпическое творение «Сопротивление. Восстание в Варшавском гетто» (1946 г.).

Летом 1946 года художник едет в Палестину. В самый разгар борьбы за независимость Мане Кац привозит в Тель-Авивский музей шестьдесят своих работ. Несмотря на обстрелы, на организованную в музее выставку приходило много народу. Мане Кац покорил публику своим искусством, своей самоотверженностью.

Он работал много и успешно. Его картины и скульптуры выставлялись во многих больших музеях и галереях мира. Свыше 400 его работ находится в частных коллекциях.

Широкая география персональных выставок Мане Каца: Нью-Йорк, Монреаль, Тель-Авив, Брюссель, Иоганесбург, Буэнос-Айрес, Страсбург, Лондон, Мехико, Хайфа, Женева.

Каждый год он приезжал в Израиль. Писал пейзажи, в которых простейшими приемами ему удавалось передавать необъятное пространство поистине космических масштабов.

Последние годы своей жизни Мане Кац провел в Хайфе. По решению муниципалитета для него был построен дом и мастерская.

Мане Кац умер 9 сентября 1962 года. Свои художественные произведения и собранную коллекцию по иудаике он завещал г. Хайфе, а 18 миллионов долларов государству Израиль.

В 1977 году состоялось открытие мемориального музея, ставшего памятником художнику. Имя  художника? Мане, образовалось от Мануэля, а в сочетании с Кацем составило память о служке кременчугской синагоги и о великом французском художнике, неординарном синтезе личности, вошедшей в историю еврейского искусства. Дом-музей его имени с чугунной решеткой ворот, выполненной по его рисунку, расположен в живописном месте над морем, на вершине Кармел, как драгоценный камень, вправленный в корону города.

Автор: Евселевский Лев Исакович

По материалам III региональной научно-практической конференции, посвященной 440 – летию основания города Кременчуга «Кременчугу 440 лет»

Exit mobile version