Site icon Окраины Кременчуга

Приходько Иван Митрофанович

Приходько Иван Митрофанович

29 мая 1910 года в многодетной семье шахтера соляного рудника «Пшеничный» Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (Артемовский район Донецкой области) Митрофана Васильевича Приходько и домохозяйки Ирины Никифоровны родился сын Иван. Его детство пришлось на революционные годы, годы гражданской войны, разруху.

После окончания семилетки он учится в индустриальной профтехшколе в городе Артемовске, одновременно работает электриком ремонтных мастерских при профтехшколе. В 1929 году начал трудовую деятельность электромонтером завода «Красный химик» в городе Славянске.

Потом была учеба в Артемовском индустриальном техникуме, работа техником-электриком на Краматорском машиностроительном и металлургическом заводах. А в январе 1932 года Иван Приходько стал студентом одного из лучших и старейших вузов страны — Ленинградского электромеханического института, в 1934 году переименовывают в индустриальный.

После окончания института Ивана Приходько оставляют работать в Ленинграде, на танковом заводе № 174. Инженер-электрик, главный энергетик, начальник управления капитального строительства. В 1939 году он женится на Александре Николаевне, с которой пройдет через всю свою жизнь. В январе 1940 года Иван Приходько вступает в ряды Коммунистической партии. А в ноябре 1940 года назначается главным механиком и главным энергетиком завода № 174.

В суровые годы Великой Отечественной войны И. М. Приходько продолжает работать на заводе, эвакуированном в Чкалов, а затем — в Омск. С января 1942 года Иван Митрофанович снова возглавляет управление капитального строительства. В кратчайшие сроки было налажено производство знаменитых «тридцятичетверок». За успешное освоение и выпуск боевой техники И.М.Приходько награжден орденом Красной Звезды.

За досрочное строительство танковой трассы его наградили орденом Трудового Красного Знамени. А в августе 1944 года И.М.Приходько назначают парторгом ЦК и одновременно членом бюро Ленинского района города Омска, членом пленума городского комитета. 19 апреля 1944 года была отправлена ​​на фронт танковая колонна «Сибиряк», построенная на средства заводчан. Ленинградский танковый завод выпустил в Сибири 6900 танков Т-34.

Здесь, в Омске, в семье Приходько рождаются сыновья — Владимир и Юрий, которые со временем стали гордостью отца и достойными продолжателями его дела.

В Омске они встретили и весть о великой Победе. Летом 1945 года за успешное выполнение программы по выпуску боевой техники Иван Приходько был награжден вторым орденом Красной Звезды. Две медали — «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд» — получил за работу на танковом заводе. В Ленинград вернулись лишь в январе 1946 года. Однако работать на старом месте пришлось недолго.

В декабре 1947 года И.М.Приходько назначают директором Крюковского вагоностроительного завода. Город на Днепре встретил его руинами. На заводе дела тоже были неутешительными. Такое положение вещей требовал немедленных и решительных действий. Благодаря внедрению новой организации труда, совершенствованию технических процессов, строгому режиму экономии, распространению соцсоревнования в трудовых коллективах завод уже в 1948 году выпустил 259 вагонов сверх задания, перекрыв довоенный выпуск.

Завод одним из первых перешел от вагонов с деревянной обшивкой в ​​большегрузных цельнометаллических 90-94-тонных гигантов, хорошо показали себя в работе и были отмечены золотой медалью Международной выставки в Брюсселе в 1958 году. А затем наступила эра 60-65-тонных универсальных, унифицированных полувагонов. Разработки крюковских конструкторов позволили значительно усовершенствовать их, продлить срок службы.

В 1951 году были разработаны и изготовлены хопперы для перевозки марганцевой руды и торфа. Тогда же предприятие начало вместе с грузовыми вагонами производить инженерную технику для военных нужд. Была разработано и внедрено в производство более 20 военных машин, новую технику для народного хозяйства.

Под руководством И.М.Приходько коллектив вагоностроителей 33 раза выходил победителем в соревновании и получал переходящее красное знамя Министерства транспортного машиностроения. Значительно усовершенствовалось и расширилось производство, были введены в эксплуатацию новые здания: ТЭЦ, тележечного, ремонтно-механического, электродного цехов. Было открыт конструкторский отдел, разработки специалистов предприятия одерживали победы на престижных выставках.

Под особым контролем директора находилось строительство жилья для заводчан, которые «инициативным способом» возвели большой рабочий поселок в районе Раковки. Были сооружены также целые кварталы трех-и двухэтажных домов на главной улице Крюкова, немало сделано для упорядочения заводской территории, благоустройства города и окружающих сел и т.д. Крюковчане получили летний театр на 860 мест, парк культуры и отдыха, стадион, пионерский лагерь на берегу реки Псел, поликлинику с водогрязелечебницей, реконструированный клуб им.И.Ф.Котлова.

В 1960 году И.М. Приходько пришел на автомобильный завод. Первый КрАЗ сошел с конвейера в 1959 году. Под руководством Ивана Митрофановича завод развивался, наращивал мощности. Был задействован самый длинный в стране конвейер, с которого в 1960 году сошел десятитысячный, а в 1975 — 250-тысячный автомобиль.

С 1965 года коллектив автостроителей становится постоянным участником Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. Специалисты КрАЗа неоднократно становились ее лауреатами. В 1966 году были введены в производство новые модификации целого семейства автомобилей: 12-тонного самосвала «КрАЗ-256 Б», седельного тягача «КрАЗ-258» и автомобиля повышенной проходимости «КрАЗ-255 Б». Последнюя модель на международной ярмарке в городе Пловдиве в 1970 году была награждена золотой медалью.

За успешное освоение новых грузовых автомобилей 22 января 1971 года завод был награжден орденом Ленина, а его директору Приходько Ивану Митрофанович присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Не оставалось без внимания директора социальная жизнь коллектива. Именно в этот период было завершено благоустройство целого микрорайона, развито его инфраструктуру. Целый городок с многоэтажных жилых домов появился вдоль улицы Московской. Вместе с жильем по современным проектам были возведены и оборудованы по современным требованиям школы №5, №25, №27. В семи детских комбинатах воспитывалось более 2000 малышей. На берегу Псла расположились летний оздоровительный лагерь «Звездный» и база отдыха «Зеленая дубрава». На берегу Днепра — лодочная станция.

Творческий коллектив заводского Дворца культуры был известен за пределами нашего города. В центр физкультурного движения на предприятии превратился стадион «КрАЗ».

Иван Митрофанович оправдал доверие людей, когда в 1957 году был избран депутатом Верховного Совета СССР, неоднократно — депутатом местных советов. Был делегатом ХХII, ХХIII и ХХIV съездов КПСС.

И.М.Приходько был награжден Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями. В 1981 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Кременчуга».

Умер Иван Митрофанович Приходько 28 января 1991 года. Похоронен на новом городском кладбище на центральной аллее. А в сентябре 1996 года было принято решение о переименовании улицы К.Либкнехта в Крюкове, в улицу Ивана Приходько.

По материалам статьи «КРЕМЕНЧУЖАНИ – ГЕРОЇ СОЦІАЛІСТИЧНОЇ ПРАЦІ»

Авторы: Гришко Лидия Васильевна и Лушакова Алла Николаевна.

Exit mobile version