Site icon Окраины Кременчуга

Навроцкий Василий Васильевич

Навроцкий Василий Васильевич

Личность Василия Васильевича Навроцкого (1851 — 1911 годы) весьма примечательна. По происхождению дворянин, он родился в Кременчуге, а воспитание получил в полтавской гимназии. Отец был чиновником Кременчугской провиантской комиссии и арендатором земли под Кременчугом, где владел собственным имением. Но однажды налет крыс на их хлебные поля полностью уничтожил урожай, семья разорилась, а юноша отправился в Одессу для «приискания» работы. В южной столице Российской Империи он поступил в типографию Петра Францова, где исполнял скромную должность экспедитора. Однако уже спустя несколько лет, в ноябре 1873 года, 23-ехлетний Василий Навроцкий приобрел у губернского секретаря, редактора и издателя «Новороссийского телеграфа» Александра Серебренникова право на издание газеты «Одесский листок объявлений».
Говорят, что позже Навроцкий признался: для открытия своего дела он имел в наличии всего 5 рублей, однако поход по торговым фирмам за сбором объявлений для еще не его газеты принес ему за несколько дней примерно 1500 рублей. Постепенно «Одесский листок объявлений» превратился в известную газету «Одесский листок». В последующие годы Василий Васильевич прилагает усилия, чтобы расширить издание. И спустя 7 лет его газету «признают» официально, разрешив ей печатать правительственные распоряжения, телеграммы из русской и заграничной жизни, внутренние известия из России и коммерческую хронику. В том же году газета получает новое название — «Одесский листок».

Позже она становится ежедневной. Так небольшая справочная, торговая и биржевая газета в руках Василия Навроцкого превратилась в самое большое провинциальное издание Российской империи. Ведь уже в 1876 году ее тираж составлял 3000 экземпляров. А сам издатель все свои силы отдавал своему детищу, оберегая его от нападок свирепой цензуры, обеспечивая газету средствами и литературными силами. В «Одесском листке» были сгруппированы лучшие авторские силы провинции. Его страницы несли читателям такие имена авторов, как П.Н. Боборыкин, В.М. Дорошевич, А.И. Амфитеатров, И.Ф. Василевский-Буква, Д.Д. Минаев, В.И. Модестов, Л.Е. Оболенский и Барон Икс (С.Т. Герцо-Виноградский). Изначально газета была подцензурной, но с 1905 года было разрешено выпускать ее без предварительной цензуры, а тираж издания рос постоянно и в I914 году достиг 20000 экземпляров.
Газета приносила владельцу солидную прибыль, что позволило в 1892 году построить собственный дом на Ланжереновской, 8, где помещались редакция, контора и типография. В этом же здании открывается бесплатная читальня для подписчиков газеты и кабинет для чтения.

По случаю окончания строительства 26 октября состоялось торжественное освящение дома, на котором присутствовали Маразли, представители власти, печати, артисты и много именитых гостей. По отзывам присутствовавших, кабинеты для чтения хорошо освещены, удобно меблированы и производят прекрасное впечатление. Отметим попутно, что в построенном доме Василий Навроцкий устроил электрическое освещение, что было довольно смелым новшеством по тем временам.
Кстати, благодаря Навроцкому в 1891 году в Одессе появился первый автомобиль: возвращаясь из поездки по Франции, Василий Васильевич привез автомобиль, один из первых экземпляров в последующем знаменитой фирмы. Следует отметить, что это был первый автомобиль в России.
В сентябре 1891 года он впервые продефилировал по Дерибасовской на чуде заморской техники — «самобеглой» коляске французской марки «Панар-Левассор». Для пущей безопасности впереди автомобиля Навроцкого бежал наемный мальчишка с флагом, громким криком предупреждая зевак об опасности. Большинство историков по сей день спорят о том, какой именно марки был этот автомобиль. По одной версии — «Daimler» или «Benz». По другой — французский «Panhard & Levassor». Путаница вызвана, скорее всего, тем, что на «Panhard & Levassor» устанавливались двигатели «Daimler». В «Одесском листке» поместили фотографию этого транспортного средства как иллюстрацию к заметке о развитии автомобилестроения.

В автомобиле Василия Навроцкого было всего два места и напрочь отсутствовал руль. Вместо него был рычаг, похожий на те, которые используют в лодках. Взявшись за него обеими руками, водитель с трудом поворачивал авто в нужную ему сторону. Деревянные колеса со сплошными каучуковыми шинами производили характерный громкий стук по булыжной мостовой, который вкупе с рычанием четырехтактного мотора наводил ужас на обывателей. Именно поэтому первому одесскому автовладельцу было строго-настрого запрещено выводить свой экипаж на городские улицы по ночам.
Предельная скорость у первого российского автомобиля была всего-навсего 30 километров в час, которую развивал мотор мощностью четыре лошадиные силы. Немногим позже в «Одесском листке» была опубликована статья с гневным фельетоном о том, что за нарушение общественной безопасности и «чрезмерную» скорость — около 25 километров в час — владелец автомобиля получил строгое внушение от околоточного пристава.

Так Одесса стала первым городом необъятной Российской империи, где появился первый автомобиль и был применен первый штраф за превышение скорости. Дальнейшее развитие автомобильного дела в Одессе напоминало эпидемию — автомобилями грезили все, начиная от последнего портового биндюжника заканчивая отцами города.
Навроцкий активно использовал автомобиль не только для собственного удовольствия, но и для работы — он доставлял журналистов и фотографов на место событий раньше конкурентов. Позже машина получила постоянную прописку в редакционном гараже. Стоит отметить, что в Петербурге первый автомобиль появился в 1894 году, в Киеве — в 1897-м. В 1904 году был организован Киевский клуб автомобилистов. К 1911 году в городе насчитывалось 78 автомобилей, в 1912 году их было уже 166, а к концу 1913-го — 328. На Всероссийской выставке в Киеве в 1913 году одной из самых крупных экспозиций стал автомобильный отдел, где было представлено 56 машин.
Василий Навроцкий был весьма видной фигурой одесского общества и журнальной жизни города. Он поддерживал все прогрессивные силы и течения. От природы был очень способным человеком, одарен незаурядной энергией, потрясающей работоспособностью, обладал даром инициативы, за что его в шутку называли «одесским американцем». В течение нескольких четырехлетий Василий Васильевич состоял гласным Одесской городской Думы, уполномоченным городского кредитного общества, а когда Дума сделалась черносотенной, он порвал с нею всякие отношения. Также он слыл и меценатом, был почетным попечителем в одной из женских гимназий, членом общества литераторов и ученых, членом-учредителем Федоровского общества печатного дела в Одессе, почетным членом общества правильной охоты, попечителем бондарной артели.
Он был известен своею благотворительностью и добротою. В 1898 году, когда отмечался 25-тилетний юбилей «Одесского листка», на торжественном обеде, где присутствовало 400 сотрудников и различных гостей, он предложил учредить приют для престарелых и неспособных к труду тружеников печатного слова Юга России, без различия национальности, вероисповедания, звания и класса, пожертвовав тут же 3000 рублей. Открытая подписка, предложенная градоначальником Зеленым П.А. среди гостей, дала свыше 8000 рублей. В дальнейшем Навроцкому удалось на сие богоугодное дело собрать до 100000 рублей. Убежище для неимущих тружеников свинцовой армии, получившее название имени А.С. Пушкина, было сооружено на 3-ей станции Среднефонтанской дороги. Кроме того, за собственные средства Василий Васильевич содержал в городе бесплатную столовую для неимущих литераторов и журналистов.
6 мая 1911 года Василий Васильевич скончался от аневризма сердца. Работал он до последней минуты своей жизни, не обращая внимания на предупреждения врачей и не принимая пищи в течение нескольких дней. Покойный все свое имущество, дом, дачу и газету завещал жене Софье Матвеевне Навроцкой, которая в дальнейшем продолжила
его дело, но это уже другая история. Похороны Василия Навроцкого проходили при огромном стечении народа. Его уважали, любили и любезно принимали на всех уровнях общества. Две особые колесницы везли около ста венков с прочувственными надписями: «Газетному Льву», «Доброму и отзывчивому человеку и учителю» и другими подобными… И это было справедливой оценкой жизненному пути человека, который был примером для многих и тогда, и сейчас.

Источник: naviga-tor.ru

Exit mobile version