Site icon Окраины Кременчуга

Восстановления села Кривуши после войны 1941-1945

Відновлення села Кривуші після війни 1941-1945

До войны в кривушах было 500 дворов. После сожжения села Фашистами в сентябре 1943 г. осталось только 48. В селе сгорели: школа, хата сельсовета, колхозные постройки и другие строения. Надвигалась зима. Люда спешно начали строить из подручных материалов землянки, в которых жили по году, два и больше. Осень была сухая, теплая. Урожай в 1943 г. был хорош. Хлеб из колхоза (общественного двора) оккупанты вывезли. Но в поле оставались корнеплоды. Поля с картошкой и свеклой в селе были выкопаны в основном силами воинских частей, находящихся вдоль Днепра, красноармейцы выкапывали все это и использовали для питания.  Много картофеля было в степи за селом Песчаным. На строительство землянок, а потом и хат была вырублена под корень сосновая роща возле села Михайленковки. Рубили лес и на острове, а также вылавливали его на Днепре из ранее разбитых плотов. До войны и после войны много леса из Белоруссии сплавляли плотами по Днепру.  Много строительных материалов люди добывали в городе из разрушенных домов, из брошенных немецких сооружение. Очень много и довольно хорошего леса осталось от немецкого артиллерийского склада на элеваторе (базе), который в основном разобрало население Реевки, Кривушей.

В конце октября 1943 г. руководство села и колхоза объявило о массовом выходе на работу в колхоз на уборку картофеля в степи. Якобы с каждого двора должен быть человек. Отец уже пошел работать на железнодорожную станцию в  Кременчуг, Тоня — сестра тоже уже работала на железнодорожное станции, брат Алексей — хромой, Николай малый еще был. Решили, что работать в колхоз от нашего двора пойду я. Отец с вечера, уже когда было совсем темно, подклепал мне лопату, и рано утром с куском хлеба в кармане я пошел на Гориславку к двум уцелевшим   деревянным амбарам, где был пункт сбора. Там уже собралась вся колхозная и сельская власть. Народа также собралось много в основном женщины и подростки, и пошли все через Михайленковку в степь, на картофельное поле,- Я подкапывал лопатой два рядка картошки, которую вслед за мной выбирала какая-то женщина, кто-сейчас уже не помню. Помню, в первый день после этой работы возвратился домой, когда было уже совсем темно. Землянки еще не было, спали под брезентом на улице. Рано утром опять надо было идти, И так до середины декабря, до первого снега. После чего я пошел в 5-й класс Кременчугской железнодорожной средней школы №32, возле электростанции. За октябрь, ноябрь и декабрь месяцы 1943 г. я заработал в колхозе  49,5 трудодня, о чем я узнал через 52 года. Правда, в то время на эти трудодни мы в колхозе что-то получили.
Да, мы, дети войны, многого не дополучили, многое прошло мимо нас: хорошая пища, одежда и обувь, радость, смех, кино, театр, материнская ласка, отцовская помощь и поддержка.  Многие были лишены не только счастливого детства, но и отцов.
Мы потеряли два учебных года ( в оккупации не учились), и большинство моих ровесников после мирной весны 1941 г., из-за материальных трудностей и невзгод, за школьную парту больше не садились. После освобождения от оккупантов пошли в ФЗО — учиться ремеслу, работать. Пошли   работать на победу, восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство, города и села, зарабатывать себе на жизнь. Так и остались малообразованными, но все они стали порядочными людьми, хорошими тружениками. И радостно, что у большинства из них сложилась неплохо их личная жизнь, вырастили детей, дали им образование, нередко и высшее.
До войны и сорок шесть послевоенных лет мы усердно , денно и нощно, строили социализм, но, оказалось, не то строили, не туда шли, Так жестоко было обмануто не одно поколение, обмануты были и мы-дети войны.
В декабре 1943 г. начали приходить в село первые похоронки на недавно призванных в армию, письма от раненных.

Весной 1944 г. начали приезжать, возвращаться домой из госпиталей искалеченные:

Многие кривушанские ребята, молодые и в расцвете сил, стали инвалидами, До конца войны было много похоронок. Некоторые кривушане приходили домой после ранения, на отдых и долечивались дома. В том числе Илья Степанович Яцына (1923-1989 гг.), если не ошибаюсь,- дважды; Николай Коваль («монах»)- тоже дважды был ранен, Даниил Бабенко и другие. Осенью 1944 г, приезжал в отпуск Василии Акимович Нестеренко — сержант-артиллерист, стройный, подтянут, с орденами и медалями на груди. Бывал в сельском клубе. Мы, подростки,  заглядывались на него, на его награды.
В конце августа 1945 г. в нашем селе, как и в других селах и городах, наверное по указанию свыше, производились перезахоронения погибших воинов Красной Армии на территории села. Из прежних мест захоронения всех перенесли в братскую могилу, которая была вырыта возле сельского клуба. При сельсовете для перезахоронения погибших воинов была создана комиссия и команда для этой цели, Я видел, как откапывали могилу солдата на Царине и могилу старшего лейтенанта на Коваливке. Погибшие были завернуты в плашпалатки. Обе эти могилы откапывал Ефим Иванович Гориславец. Откапывал сам, ему было тяжело, и мы, подростки, помогали ему переложить тела погибших в гробы. наверное, были еще люди, занимавшиеся этим. В тот же день, в 16,00, была проведена церемония перезахоронения, с почестями. Происходило это так. У братской могилы стояло 8 гробов с останками погибших. Траурный митинг открыл и выступил с речью председатель сельсовета Григорий Мизюн, который, как нам показалось, был слегка выпивши. Говорил он долговато, подбирая слова, без бумажки. После чего начали опускать гробы по одному в яму под трехкратный оружейный салют. Салют   производила команда из трех человек («ястребков»), которыми командовал Гнат («Кривой») — Игнатий Алексеевич Яцына. Огонь стрелки вели по команде «Пли!»: в честь каждого погибшего по три выстрела из трех карабинов. Людей на митинге было немного, человек 12-15, В основном старые и малые. На могиле был установлен заранее приготовленный деревянный обелиск, на котором были   фамилии погибших. Позже в честь 30-летия Победы  на могиле был установлен каменный обелиск, на котором значатся и фамилии не возвратившихся с Фронтов и расстрелянных гитлеровцами жителей села. За годы Великой Отечественной войны погибло 182 человека жителей Кривушей.
Когда Е,И.Гориславец откапывал могилу погибшего бойца на Царине, я сказал ему, что на Яцынивке есть могилы, которые от разлива болота размыты, но их следы видны. Спросил, почему их не откапывают, Он ответил, что в тех могилах, может быть, похоронены полицаи и «черногузы», а перезахороняем только бойцов и командиров Красной Армии. Я ему ответил, что на одной из могил до весны 1944 г. стояла фанерная дощечка на колышке с данными о погребенном, и процитировал ему их (тогда я их помнил). Он промолчал. Так эти могилы были стерты и забыты. Хочется верить в то, что фамилии погребенных в зтих могилах все же попали в список погибших за село на обелиске возле сельского клуба, так как в списках теперь больше фамилий, чем было похоронено в 1945 г.

В братской могиле под монументом солдата-освободителя в августе 1945 г. было перезахоронено 8 погибших, из них один офицер — старший лейтенант, остальные солдаты и сержанты. Но к 50-летию Победы к этим 8-ми было дополнено еще 10 фамилий, которые там покоряться. Теперь на памятнике стало 18 Фамилий, одна из них отдельно выгравирована на дощечке из нержавеющей стали. Теперь стало невозможным определить фамилии восьми перезахороненных и покоящихся в этой могиле. Не понятно, зачем и кем так сделано? Ведь я один из живых еще свидетелей, присутствовавших при перезахоронении, и хорошо помню, что было 8 гробов. Возле братской могилы слева и справа к вышеуказанной дате были сделаны символические могилы, на которых выбито 85 фамилий, погибших в районе села в боях за Днепр в 1943 г.
Кроме потерь Красной Армии, в 1943-1945 гг. погибло 14 мирных жителей. Из них: 3 при артобстреле, 4 подорвались на минах, 7 подростков подорвались при небрежном обращении с боеприпасами и взрывными устройствами. Человек 6  подростков и допризывников получили увечья от неумелого обращения с взрывчатыми устройствами (оторвало пальцы, повредило зрение, оторвало руку).
Но более значительные боевые потери Красной Армии на землях села были в 1941 г.: на Царине до взвода, на Гориславке, у колхозной конторы, 6 или 8 человек, на Коваливке несколько человек, на большом острове было много погибших солдат. На территории села осенью 1941 г. гитлеровцами было убито несколько человек, заморенных голодом и ослабевших наших пленных. Вот какой ценой обошлась свобода и независимость жителей только одного нашего села в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Время не стоит на месте, многое изменилось и продолжает изменяться в нашей жизни. Исчезла из карты мира многонациональная держава — СССР. Некоторые сыновья и внуки тех, кто не щадя жизни, уберег мир от фашизма, куражатся на страницах газет и на экранах телевидения, нередко поливая потоками грязи и лжи боевые и ратные подвиги своих отцов и дедов, ВЫСТОЯВШИХ И победивших в той уже далекой войне. Но не померкнет слава победителей в памяти благодарных потомков грядущих поколений. Да будет их слава вечной, а память о них свята.
При отступлении в сентябре 1943 г. немецкие оккупанты взорвали все бетонные сооружения на элеваторе и боеприпасы, которые находились там. Но боеприпасы, рассосредоточенные на огороженной большой территории кучугур, остались, хотя и были подготовлены к взрыву, подключены к проводам. Что-то помешало гитлеровцам их взорвать. Поэтому на кучугурах осталось огромное количество различных боеприпасов, взрывчатых веществ, пороха. Многое из этих взрывсредств и боеприпасов попало в руки любопытных к таким вещам подростков. Некоторые из них подорвались, искалечились, погибли. Так подорвался и погиб мой младший брат Николай, 1931 года рождения, 10 октября 1944 г. он нашел и разбирал немецкий 75-милиметровый артиллерийский снаряд, который разорвался и буквально «разнес» его на мелкие кусочки. Мы с матерью от него нашли кусок его спинки и левую ступню, что и похоронили в тот же день под вечер на Яцынивском кладбище. Николай пас корову у «Сосны» (небольшого леска), теперь там дачный массив. Там, у опушки, возле осокоров, он и подорвался.
В октябре — ноябре 1943 г, части Красной Армии в селе располагались по уцелевшим хатам, через дамбу, напротив клуба и в клубе. Вдоль Днепра были оборудованы боевые позиции. По ночам проводились окопные работы с привлечением взрослого сельского населения (старики и женщины). Несколько раз гитлеровцы с острова подвергали артиллерийскому и минометному обстрелу село, остатки подворьев, а также обстреливали работавших на сооружении окопов, но никто не пострадал.
В хате Николая Павловича Пугача (1931-1989 гг.) находилось на постое несколько солдат — выходцев из Средней Азии. Как-то вечером они выпили, и один из них до глубокой ночи печально пел свои национальные песни. На следующий день мать Николая рассказывала, что один «яцмен» (нацмен) с вечера и до поздней ночи «так плакал, так плакал», «Что же у него случилось, что он так горько плакал?»- удивлялась она. До 1939 г. из республик Среднее Азии в Красную Армию не призывали. В селе радио не было. Поэтому мало кто знал культуру и обычаи среднеазиатских народов. Вот мать Николая Пугача и приняла их песни за плач.
Строительство хат в селе в основном началось с лета 1944г. Хаты строили исключительно глинобитные. Делался остов стен хаты, состоявший из столбов (сох), балок, насадок, поперечин и кольев из тонких жердей. Пространство между кольями заполнялось глиной с соло -мой. Все подготовительные работы делал каждый себе, а авральные работы, такие как забивка стен глиной (мазание), накладка потолка делалось исключительно коллективно (гуртом). Хозяин готовил глину, солому, воду, готовил и еду, выпивку к мазанию хаты. На какой-то день приглашались люди мазать. Обычно за день стремились выложить стены и набросать потолок. И так по очереди друг другу мазали — помогали. Глину с соломой месили люди ногами, использовали и лошадей, но чаще коров, телок, бычков.
Издавна в селе хаты (дворы) строились исключительно на возвышенностях (буграх), т.к. Днепр ежегодно разливался по балкам, а на буграх хаты водой не заливались и не разрушались. Строить хаты В балках стали только после постройки Кременчугской ГЭС.
В колхозе после освобождения села мало было рабочих быков (волов), лошадей. Для усиления привлекали коров жителей села, которых уцелело мало. Все хозяйские коровы были разбиты по парам для работы в ярме. Была установлена норма отработки дней коровам в ярме на колхозных объектах. Возили глину на строительство коровника и другие стройматериалы, бороновали пахоту.
До войны и особенно после войны, несмотря на то, что Реевка была ближе к городу, но в силу традиций и родственных связей молодежь из Реевки в кино и на танцы ходила в наш сельский клуб. Особенно много ходило реевских парней. Приходили они, как правило, группами, хулиганили, учиняли драки. Злостных хулиганов и драчунов судили показательным судом. Были хулиганы и драчуны и из числа кривушан, которых тоже судили, Реевские парни действовали по принципу: лучше быть первым парнем в деревне, чем последним в городе. В городе они знали, что получат отпор, да и милиции боялись,
С конца 1944 г. в Кременчуге были слухи о том, что в Западной Украине банды националистов (тогда их в народе называли бандеровцами) в тылах Красной Армии нападают на отдельных солдат и офицеров, захватывают машины, грабят, убивают. Стало известно, что эти банды входят в состав ОУН – (организация украинских националистов) и УПА (Украинская повстанческая армия), которыми руководил националист по фамилии Бендера и другие. Особую тревогу и негодование у  людей нашего края вызывали слухи (в печати не сообщалось) об убийствах в западных областях бандами ОУН посланных от нас туда для работы в партийных и советских, хозяйственных органах работников, специалистов, врачей, учителей и др. Я эти слухи хорошо помню, так как дочь двоюродной сестры по отцу Надежды Филипповны Ревы (1904-1983 гг.) — Мария, 1926 года рождения, после окончания медтехникума в 1946 г. была направлена на работу в Западную Украину, где, не прошло и полгода, как она пошла по вызову в село к больному и не возвратилась. Официально — пропала без вести. Как горевала Надежда: муж погиб на фронте, с каким трудом в условиях разрухи доучивала она дочь. Мы — все родственники и соседи любили Марусю и глубоко сочувствовали ее матери. Позже стало известно, что банды ОУН зверски расправлялись и с местным населением — сторонниками Советской власти.
Достоверных сведений о том, что банды ОУН и входившая в ее состав УПА в годы войны воевали против фашистов, я не встречал, а вот что против Красной Армии, Советской власти — документов много. Так, по данным КГБ УССР, опубликованным «Киевскими новостями» в 1993 г., вооруженные формирования ОУН с 1944 по 1953 год совершили 4903 террористических акта, в которых погибло более 30 тыс. человек. В том числе: 582 председателя сельсоветов. 267 председателей колхозов, 2662 партработников и активистов, 1931 специалист. Остальные — местные жители и военнослужащие. Банды ОУН и УПА даже Германия не признает воюющей стороной во второй мировой войне. Известно, что ОУН по характеру действий была террористической организацией и подлежит всемерному осуждению и презрению, а не поощрению за эти тяжкие злодеяния, чего хотят их современные руководители и пособники. Мотивируя тем, что якобы они боролись за так званую «самостийность», которая ничего общего не имеет с современней независимостью Украины.
Весь мир знает, что при СССР впервые за почти тысячелетнюю историю были объединены все украинские земли в одно государство, и Украина стала соборной. Но об этом современные главари ОУН и УПА молчат. Бывшие бандиты и современные политиканы националистического толка пытаются примазаться к известным историческим событиям, вследствие которых Украина стала самостоятельным государством.
От оголтелого, фанатического национализма до нацизма — один шаг. А что это такое? Нашим людям хорошо известно.

Автор: Яцына Виктор Петрович

Заметки, воспоминания, раздумья о судьбах родины моей — с. Кривуши.

Exit mobile version