Site icon Окраины Кременчуга

История Железнодорожного технического училища

История Железнодорожного технического училища

В 1878 году в связи с нуждами Харьковсько-Николаевськой железной дороги, Крюковським обществом в частном порядке был открыт Кременчугский техникум железнодорожного транспорта под названием Кременчугское техническое училище. Сначала училище снимало помещение, а с 1880 года переехало в дом, построенный за счет училищного фонда на ул. Пищевой (теперь ул. Шевченко) № 10.
Училище было однокомплектным с трехлетним сроком обучения. Первые годы существования училища, его возглавлял технолог І разряда Воскобойников М.Г., утвержденный Министром Путей Сообщения на должность начальника училища 26 июля 1878 года.
Кроме начальника, в персонал училища входило 13 учителей и 2 мастера. На протяжении трех лет воспитанники изучали предметы: путь, движение, тяга, связь, гражданское строительство.

Общеобразовательных предметов в училище не было. Считали, что достаточно тех знаний, которые давали двухклассные общеобразовательные с 5-летним сроком обучения железнодорожные училища. При училище было общежитие на 60 воспитанников. В общежитии были заметны группировки – землячества: полтавцы, белопольцы, ромодановцы, сумчани, роменчани и т.п. Подавляющее большинство учеников между собой разговаривали на украинском языке, хотя украинской грамоты никто не знал: она в училище запрещалась.
В 1904 году закончилась стройка нового дома на улице Ново-Олександровской (теперь ул. Леонова, 14), куда было переведено училище. Новое помещение дало возможность развернуть параллельные классы, благодаря чему выпуск 1906 года составил уже 53 человека. В училище был почти военный режим. Вся жизнь учеников была ограничена правилами и инструкциями на казарменный манер: военная выдержка, форма, надзиратели, которые набирались из бывших военнослужащих.
Преподавателей воспитанники должны были приветствовать по-военному, а при встрече с начальником училища застывать “смирно”. Отъезд к родным, выход в город, посещение театра, кино разрешалось лишь из письменного согласия начальника. Каждое утро строем шли на молитву, а также в столовую, церковь, собор, на прогулку и т.д..
В взаимоотношениях учеников и преподавателей не было и тени фамильярности. Всегда была четкая грань между воспитанниками и педагогами. До 1905 года обращения к ученикам было на “ты”; позднее на “вы”, и строго придерживалось.
Преподавателями были только мужчины, ни одной женщины не было. Даже служащие (дядьки) – швейцары, уборщики, повара – были лишь мужчины. Воспитательная работа в училище строилась на бездумной муштре, слепом покорении, выполнении Закона Божьего. Книги для чтения разрешалось брать только в библиотеке, хотя там были лишь одиночные художественные произведения и учебники, которые прошли цензурную проверку. Воспитанников приучали к физической работе, самообслуживанию. Уборка классов, учебных мастерских, спальных комнат входило в обязанности дежурных учеников. За нарушение правил существовали наказания: запрет прогулок, карцер, отчисление.
Этот суровый режим был нарушен с назначением в 1906 году начальником училища Дибольда Роберта Робертовича, русского немца, который преподавал математику. У него было университетское образование и звание кандидата математических наук. Он принадлежал к суровым, но очень справедливым начальникам. Сдержанный, немного отстраннёный от окружающего мира, он никогда не кричал, не суетился, не был многословным, но боялись и уважали его все: и ученики и персонал.
Были организованы оркестры (духовой и струнный), драматический и хоровой кружки, учились танцевать, что считалось очень престижным делом. Устраивались вечера, на которые приглашали гостей. В большом почете были балльные танцы, особенно вальс. Танцевать умели все, а некоторые – даже очень хорошо. Физическому воспитанию особого внимания не удилялось. На уроках пользовались турником, шестом, брусьями. Учили модной тогда “Сокольськой гимнастике”. Под счет вслух одного из участников делали “пирамиды”, спортивные фигуры и т.п.. Начал входить в моду и футбол. В 1912 году в КТУ была уже довольно известная футбольная команда, которая не раз выигрывала встречи у Кременчугского реального училища.
Другое отношение было к военной подготовке, которой в учебных заведениях того времени (и особенно таких как техническое железнодорожное училищ полузакрытого типа) отводилось очень большое внимание со стороны правительства.
Приближалась первая мировая война. Угроза войны требовала подготовки военных кадров. Для этого в КТУ обстановка была благоприятная. Внешним признаком этого была форма, контроль за правильным ношением которой был неослабевающий. Уже одно это, как считали студенты, подтягивало и дисциплинировало.
В 1911 году, 28 июля, в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский смотр так называемых “потешных войск”. Это был один из мероприятий царского правительства, направленный на проверку подготовки к войне. От Кременчугского училища, кроме взвода, была еще команда духового
оркестра (23-25 лиц). Военная подготовка не ослаблялась в училище и в следующие года. В июне 1912 года на ст. Лозовая состоялась повторная тренировка “потешных”. А через 2 года многие из них уже отдавали свои жизни на фронтах первой мировой войны.

Сьомик М.И., Сьомик Я.В.

Материалы научно – практической конференции “Кременчугу – 435 лет”

Exit mobile version