Site icon Окраины Кременчуга

В жизни всегда есть место подвигу

В жизни всегда есть место подвигу

Мы, поколение, которое родилось после Великой Отечественной войны, знаем о ней не только из кинофильмов и книжек, но и из рассказов своих близких и  родственников, которые принимали непосредственное участие в борьбе с фашистами, да и детская память сохранила, как на фотографии, руины родного города.
В детские и юношеские года мы захватывались подвигами Ивана Кожедуба, Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого и других известных всему миру героев.
Лишь с годами начинаешь понимать, что каждый человек, который перенес тяжёлые испытания голодом, холодом, потерями близких и родных людей и не потерял главных человеческих качеств — доброты, любви к ближнему, сочувствие, любви к жизни, не упал в отчаяние, не сломался, а работал до седьмого пота, поднимал детей и внуков, удостоен того, чтобы о нём знали потомки, так как каждый из нас есть творец судьбы и истории своего рода.

Вот и хочу рассказать о простой женщине, Черной Палагеи Никитовне, 1901 г. рождения, уроженка с. Омельник Кировоградской области, Онуфриевского района. Жила и работала в родном селе, муж был главой колхоза, растили двух деток: дочурку и сына. Но вот началась война. В селе появились немцы, началась  расправа над бывшими представителями местной власти. Нашлись прислужники, которые выдали голову колхоза. Согнали людей из всего села и расстреляли мужа на глазах Пелагеи Никитовны. Но нашлись люди, которые перепрятали ее с детьми, а потом помогли эвакуироваться. Тяжелым был путь к Алма-Ате, куда так и не добрались. Так как во время одного из многих налетов немецких самолетов на поезд, который медленно продвигался на восток, контузило дочурку, которая и умерла на руках у матери. А сын Иван решил, что больше никуда ехать не будет, а пойдет бить врага, чтобы отомстить за отца, сестру и родную землю. Пелагея Никитовна вспоминала, что сердце ее рвалось на куски, но она даже слова не могла сказать, чтобы остановить сына, так как понимала, что пришло время войны и она не имеет права прятать своего ребенка. Иван пошел на фронт, а она решила возвратиться домой. Ей было безразлично, что сделают с ней немцы. Тем не менее Красная Армия осенью 1943г. освободила Правобережье и Пелагея Никитовна возвратилась в родной двор.
Огонек жизни в ее души поддерживали письма сына с фронта. Дорогой читатель, я видела эти письма, перечитывала их по несколько раз и душа моя
дрожала, и сердце разрывалось. Что должна была пережить мать, получая эти коротенькие треугольнички?!
Очень жалею, что не уговорила тогда Пелагею Никитовну передать эти письма в музей, или хотя бы оставить в моей семье, чтобы я могла воспитаться своего сына таким, которым был ее сын Иван, а мой сын — своего сына.
Абсолютно каллиграфический, очень красивый почерк (22 июня 1941 года Иван со своими друзьями-десятиклассниками прощался со школой). С какой любовью и уважением он обращался к своей матери, сколько боли за изуродованную нашу землю, за судьбу нашей Родины, сколько веры в победу, сколько мечтаний о будущем было в этих письмах!
И до сих пор не могу простить себе, что не сохранила эти письма, хотя бы и против воли Пелагеи Никитовны. На мои просьбы она сказала: «письма — это единственное мое сокровище, это единственное, что осталось от сына и я хочу, чтобы он всегда был со мной». Сколько любви и тоски было в этих словах, что я просто не смогла поступить иначе. Последнее письмо было датировано, если не изменяет мне память, февралём 1944 года. Иван писал, что у него перед боем появилась свободная минутка и он ею воспользовался, чтобы написать это письмо. Он указывал номер высоты, которую они должны взять. Это было на территории Венгрии. Больше писем не было. Была похоронка, где в скупых строках сообщалось, что младший сержант Черный Иван погиб смертью храбрых.
Сколько  слез  проплакала  эта женщина  и миллионы  таких,  как  она,  один Господь  Бог  знает!
Но жизнь всегда побеждает смерть. Пелагея Никитовна после войны заменила мать трем сиротам (самый младший среди которых
был мой будущий отцом), и стала любящей бабушкой их семи детям. Ее душевного тепла, любви хватало на всех. Светлая память и мир праху ее.
И сейчас, когда я уже самая имею внуков, я все чаще и чаще вспоминаю бабушку Полю, письма ее сына и мне очень хочется, чтобы и мои внуки знали о жизни и подвиге их прабабушки и ее сына, чтобы помнили о тех, кто сохранил им жизнь, Родину и дал возможность будущим поколениям создавать жизнь, радоваться ей, не пасовать перед трудностями.
Особенно в наше сложное время, когда без войны в страну пришла разруха, когда до сих пор стоят памятники бесхозяйственности в городе, когда вседозволенность назвали красивым словом «демократия», когда в обществе насаждается аморальность, когда честная работа перестала
быть мерилом ценности человека, когда, наконец, поставлено на карту человеческую душу.
Мы должны знать об этом и помнить, что любовь, красота, мужество, патриотизм, делают человека человеком, а бездуховность — это шаг к гибели человека.
Поэтому нужно помнить, что выстоять, вытерпеть и победить зло — это и есть подвиг в жизни каждого человека.

Автор: Башакова Людмила Владимировна — пенсионерка, до выхода на заслуженный отдых возглавляла Комсомольское отделение Кременчугской объединённой государственной налоговой инспекции.

Материалы научно — практической конференции «Кременчугу — 435 лет»

Exit mobile version