Лео Орнштейн – американский композитор, пианист и педагог еврейского происхождения

Лео Орнштейн - американский композитор, пианист и педагог еврейского происхождения

Лео Орнштейн (при рождении Юда-Лейб (Лев Абрамович) Горнштейн; 2 декабря 1893, Кременчуг Полтавской губернии ― 24 февраля 2002, Грин Бэй, штат Висконсин) ― американский композитор, пианист и педагог еврейского происхождения.

Родился в музыкальной семье: его отец Абрам Горнштейн был кантором в синагоге, дядя играл на скрипке. Мать, Клара Горнштейн, была домохозяйкой. У Лейба были братья Арон, Манус и Лазарь, сёстры Роза, Полина и Лиза. Уже в раннем возрасте Орнштейн хорошо умел играть на фортепиано; в 1902 его игру услышал Иосиф Гофман, находившийся в то время в Кременчуге, и рекомендовал поступить в Петербургскую консерваторию. Вскоре Горнштейн начал учиться в школе при Императорском музыкальном обществе в Киеве под покровительством В. В. Пухальского, но смерть одного из родственников вынудила его вернуться домой. В 1904 он уехал в Петербург, где был принят в консерваторию, его учителями стали Александр Глазунов (композиция) и Анна Есипова (фортепиано). В это время Горнштейн зарабатывал на жизнь, аккомпанируя оперным певцам. В 1906 семья Горнштейнов эмигрировала в США и поселилась в Нью-Йорке, уже в следующем году сократив фамилию на Оренштейн, а в 1909 году на Орнштейн. Орнштейн поступил в Институт музыкального искусства — будущую Джульярдскую школу музыки, где учился у Берты Фиринг Тэппер. В 1911 он впервые выступил с сольным концертом из музыки Баха, Шопена и Шумана. Два года спустя Орнштейн сделал свою первую запись, и в это же время он увлекается композицией, причём использует в своих сочинениях новейшие модернистские приёмы (например, кластеры).

Важным событием в жизни Орнштейна является визит в Европу в 1914 году. Он знакомится с Ферруччо Бузони, Мишелем Кальвокоресси, выступает в Лондоне с программой из собственных произведений, а также композиций Шёнберга и транскрипций Баха―Бузони. В 1915 он играет концерты в Нью-Йорке и заявляет о себе как об одном из наиболее передовых музыкантов, но в 1922 оставляет сцену и переключается на преподавание, от которого уходит в 1953, продолжая сочинять до преклонных лет (Восьмую фортепианную сонату он опубликовал в возрасте 97 лет).

Сочинения Орнштейна можно разделить на три большие группы:

  • экспериментальные ― раннего периода, в основном для фортепиано, с использованием атональности, диссонансов и др.;
  • более консервативные (под влиянием восточноевропейской школы)
  • поздние, как бы объединяющие две предыдущие.

Большинство инструментальных произведений Орнштейна имеют программу. Ряд сочинений, таких как «Три настроения», по стилю ― использование пентатоники, гармоний, основанных на трезвучиях, дублировок, ― напоминают импрессионистические работы Дебюсси.

В течение многих лет музыка Орнштейна практически не исполнялась, и лишь в 1970-х годах Вивиан Перлис вновь открыла её для публики. Тем не менее, большая часть творческого наследия композитора в наше время остаётся неизвестной.

Сын — учёный в области информатики Северо Орнштейн.

Сочинения Лео Орнштейн

Оркестр

  • «Вечерняя казачья песня» для камерного оркестра (1923)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1923)
  • «Лиситрата» (1930)

Камерная музыка

  • Соната для скрипки и фортепиано (1915)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1918)
  • «Три русских впечатления для скрипки и фортепиано» (1916)
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано (1918―1920)
  • Фортепианный квинтет (1927)
  • Три струнных квартета
  • Шесть прелюдий для виолончели и фортепиано (1931)
  • Интермеццо для флейты и фортепиано (1959)
  • Фантастические пьесы для альта и фортепиано (1972)
  • Еврейская фантазия для скрипки и фортепиано (1975)
  • Поэма для флейты и фортепиано (1979)

Фортепиано

  • Восемь сонат
  • Шесть лирических каприсов (1911)
  • «Сцена на парижской улице ночью» (1912)
  • «Самоубийство в самолёте» (1913)
  • «Танец диких людей» (1913)
  • Три прелюдии (1914)
  • Русская сюита (1914)
  • «Три настроения» (1914)
  • многочисленные другие сочинения

Вокальные сочинения

  • Песни на стихи Р. Киплинга, Ф. Мартенса и других поэтов
  • Хоры без сопровождения

Источник информации Википедия

Подписаться на телеграмм канал

If you are the owner of some photos published on the site and do not want them to be published here - contact the administration.

Похожие записи

Leave a Comment



This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.