Лео Орнштейн (при рождении Юда-Лейб (Лев Абрамович) Горнштейн; 2 декабря 1893, Кременчуг Полтавской губернии ― 24 февраля 2002, Грин Бэй, штат Висконсин) ― американский композитор, пианист и педагог еврейского происхождения.
Родился в музыкальной семье: его отец Абрам Горнштейн был кантором в синагоге, дядя играл на скрипке. Мать, Клара Горнштейн, была домохозяйкой. У Лейба были братья Арон, Манус и Лазарь, сёстры Роза, Полина и Лиза. Уже в раннем возрасте Орнштейн хорошо умел играть на фортепиано; в 1902 его игру услышал Иосиф Гофман, находившийся в то время в Кременчуге, и рекомендовал поступить в Петербургскую консерваторию. Вскоре Горнштейн начал учиться в школе при Императорском музыкальном обществе в Киеве под покровительством В. В. Пухальского, но смерть одного из родственников вынудила его вернуться домой. В 1904 он уехал в Петербург, где был принят в консерваторию, его учителями стали Александр Глазунов (композиция) и Анна Есипова (фортепиано). В это время Горнштейн зарабатывал на жизнь, аккомпанируя оперным певцам. В 1906 семья Горнштейнов эмигрировала в США и поселилась в Нью-Йорке, уже в следующем году сократив фамилию на Оренштейн, а в 1909 году на Орнштейн. Орнштейн поступил в Институт музыкального искусства — будущую Джульярдскую школу музыки, где учился у Берты Фиринг Тэппер. В 1911 он впервые выступил с сольным концертом из музыки Баха, Шопена и Шумана. Два года спустя Орнштейн сделал свою первую запись, и в это же время он увлекается композицией, причём использует в своих сочинениях новейшие модернистские приёмы (например, кластеры).
Важным событием в жизни Орнштейна является визит в Европу в 1914 году. Он знакомится с Ферруччо Бузони, Мишелем Кальвокоресси, выступает в Лондоне с программой из собственных произведений, а также композиций Шёнберга и транскрипций Баха―Бузони. В 1915 он играет концерты в Нью-Йорке и заявляет о себе как об одном из наиболее передовых музыкантов, но в 1922 оставляет сцену и переключается на преподавание, от которого уходит в 1953, продолжая сочинять до преклонных лет (Восьмую фортепианную сонату он опубликовал в возрасте 97 лет).
Сочинения Орнштейна можно разделить на три большие группы:
- экспериментальные ― раннего периода, в основном для фортепиано, с использованием атональности, диссонансов и др.;
- более консервативные (под влиянием восточноевропейской школы)
- поздние, как бы объединяющие две предыдущие.
Большинство инструментальных произведений Орнштейна имеют программу. Ряд сочинений, таких как «Три настроения», по стилю ― использование пентатоники, гармоний, основанных на трезвучиях, дублировок, ― напоминают импрессионистические работы Дебюсси.
В течение многих лет музыка Орнштейна практически не исполнялась, и лишь в 1970-х годах Вивиан Перлис вновь открыла её для публики. Тем не менее, большая часть творческого наследия композитора в наше время остаётся неизвестной.
Сын — учёный в области информатики Северо Орнштейн.
Сочинения Лео Орнштейн
Оркестр
- «Вечерняя казачья песня» для камерного оркестра (1923)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1923)
- «Лиситрата» (1930)
Камерная музыка
- Соната для скрипки и фортепиано (1915)
- Соната для скрипки и фортепиано (1918)
- «Три русских впечатления для скрипки и фортепиано» (1916)
- Две сонаты для виолончели и фортепиано (1918―1920)
- Фортепианный квинтет (1927)
- Три струнных квартета
- Шесть прелюдий для виолончели и фортепиано (1931)
- Интермеццо для флейты и фортепиано (1959)
- Фантастические пьесы для альта и фортепиано (1972)
- Еврейская фантазия для скрипки и фортепиано (1975)
- Поэма для флейты и фортепиано (1979)
Фортепиано
- Восемь сонат
- Шесть лирических каприсов (1911)
- «Сцена на парижской улице ночью» (1912)
- «Самоубийство в самолёте» (1913)
- «Танец диких людей» (1913)
- Три прелюдии (1914)
- Русская сюита (1914)
- «Три настроения» (1914)
- многочисленные другие сочинения
Вокальные сочинения
- Песни на стихи Р. Киплинга, Ф. Мартенса и других поэтов
- Хоры без сопровождения
Источник информации Википедия